Календарь на 20-е декабря

1497 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "Утром мы сразу направились к берегу и в десять часов обнаружили, что мы вновь на Ilhеo da Crus (острове Креста), в шестидесяти лигах позади последней точки нашего счисления пути! Все из-за течений, которые в тех местах очень сильны. В тот самый день мы вновь двинулись путем, который однажды уже преодолевали, и благодаря благоприятному сильному попутному ветру в течение трех или четырех дней сумели преодолеть течение, которое грозило разрушить наши планы. В дальнейшем Господь, по милости своей, позволил нам двигаться вперед. Нас больше не несло назад. Милостью Божьей, да будет так и впредь!"
 

Метки:

1606 — Три небольших судна (20—100 т) Лондонской компании под общим начальством Кристофера Ньюпорта оставили Англию, имея на борту 105 колонистов-мужчин, и после долгого плавания в бурном море вошли весной 1607 г. в Чесапикский залив у берега Северной Америки и реку, которую в честь короля Якова (Джемса) назвали Джемс.
 

Метки:

1642 — Корабли голландской экспедиции А. Тасмана - в акватории между Южным и Северным островами Новой Зеландии; Тасман присвоил ей имя «бухта Зехан», хотя сам же отметил прилив, шедший с юго-востока, и высказал верное предположение о существовании там морского прохода. Разделяя его мнение, Ф. Вискер показал на карте предполагаемый пролив, где ему и надлежало быть (пролив Кука). Следующие четыре дня корабли пережидали плохую погоду в заливе, расположенном к юго-востоку от «бухты Убийц» (см. 18 декабря) — ныне он носит имя Тасмана.
 

Метки:

1737 — Адмиралтейств-коллегия рассмотрела рапорты В. Беринга с приложением к ним материалов картографического исследования побережья Северного ледовитого океана и приняла решение продолжить работы по изучению морского берега в том районе до Камчатки. Коллегия утвердила более подробную и точную инструкцию для начальников отрядов, назначила начальником отряда, картографировавшего берег между устьями Лены и Енисея Х. Лаптева.
 

Метки:

1836 — Родился Альфред Грандилье - французский путешественник и натуралист, член Парижской Академии наук с 1885 года. В течение 1865-1870 годов неоднократно посещал Мадагаскар, трижды пересек его, открыл ряд горных хребтов, обследовал более 800 населенных пунктов. Собрал ценные материалы по высотной поясности растительности Мадагаскара. Вернувшись во Францию, Грандидье предпринял издание капитального многотомного труда, написанного совместно с его сыном Гийомом Грандидье. 4-й том - "Этнография Мадагаскара" - посвящен вопросам происхождения, истории, общественного устройства и этнографии мальгашского народа и является одним из источников по истории и общественному строю мальгашей в конце 19 века. Умер 13 сентября 1921 года.
 

Метки:

1847 — Английский паровой фрегат "Авенджер" погиб у северного побережья Африки. В кораблекрушении погиб 191 человек.
 

Метки:

1865 — В парижском журнале «Magasin d’Education et de Recreation» началась публикация романа писателя Жюля Верна "Дети капитана Гранта", продолжалась до 5 декабря 1867 года.
 

Метки:

1875 — В Иркутск после длительного путешествия по восточной половине Средней Сибири возвратилась экспедиция А. Чекановского. В течение 7 месяцев она проделала путь в 11000 км., была осуществлена геологическая съёмка верховьев рек Ангары, Лены, на юге Байкала. Обследованы бассейны рек Нижняя Тунгусска, Оленёк, произведены астрономические наблюдения, открыты месторождения угля в районе Нижней Тунгуски.
 

Метки:

1890 — В 2 милях от Гагр в сильную метель сел на мель двухпалубный товаро-пассажирский пароход «Трувор» «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ). Утром усиливающимся штормом судно выбросило еще ближе к берегу. Было принято решение спасать пассажиров и экипаж. С 8 ч утра началась воздушная переправа людей в корзине на протянутом от мачты к берегу канате. Таким способом было переправлено на сушу 12 пассажиров 2-го класса, 40 пассажиров 3-го класса, 285 новобранцев и 30 человек экипажа. Во время кораблекрушения четыре человека погибли. Через 22 дня «Трувор» затонул, переломившись во время очередного шторма.
 

Метки:

1916 — Новую Зеландию покинула шхуна "Аврора" ради спасения оставшейся на острове Росса команды Шеклтона (имперская экспедиция Шеклтона для покорения Южного полюса включала два отряда на кораблях «Эндьюранс» и «Аврора». Группа Шеклтона на «Эндьюранс» должна была подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать в заливе Фазеля и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. Второй отряд, базируясь на острове Росса в проливе Мак-Мёрдо, должен был заложить склады для успешного возвращения отряда Шеклтона. Оставшиеся на острове Росса люди, заложив склады до Горы Надежды, на обратном пути были остановлены снежной бурей на небольшом удалении от склада припасов. Проведя в поле 198 дней, они, тем не менее, смогли добраться до него и спастись. Операция стоила жизни одному участнику команды — Э. Спенсеру-Смиту, который умер в пути от цинги и истощения. Начальник партии Э. Макинтош и её участник Виктор Хейворд, предположительно, провалились под лёд в мае 1916 года, уже на зимовочной базе) Командовал спасательной экспедицией Джон Кинг Дэвис, служивший в экспедиции Моусона, но отказавшийся от предложений Шеклтона участвовать в Имперской экспедиции. Дэвис, тем не менее, взял Шеклтона сверхштатным офицером. 10 января 1917 года. добралась до острова Росса. 20 января «Аврора» ушла в Новую Зеландию, увозя на борту семерых выживших. 9 февраля все вернулись в Веллингтон.
 

Метки:

1923 — Радиограмма с дирижабля "Дискмюде": Скорость - 20 км. в час, курс - восток, координаты 100 километров западнее Бискры (примерно 35 градусов сев. широты, 6 градусов восточной долготы)" это были последние точные координаты дирижабля. Ночью 21 декабря с него была послана последнее сообщение "Убираем антенну ввиду бури". "Дискмюде" пропал, что с ним произошло - неизвестно. Обломки и тело командира были найдены 27 декабря близ Сицилии. Предполагают, что дирижабль попал в ураган, и корпус его не выдержал, развалился.
 

Метки:

1987 — Филиппинский морской паром "Дона Пас" во время тайфуна столкнулся близ острова Мариндуке с танкером "Вектор". Произошёл взрыв. На обоих судах вспыхнул пожар. Через 20 минут оба судна затонули. В кораблекрушении погибло 4386 человек.
 

Метки: