Календарь на 25-е декабря
:
Метки:
Причиной, побудившей человека, весьма далекого от моря, добиваться разрешения короны на заокеанские открытия, была жемчужная лихорадка, которая вспыхнула в Испании после возвращения Ниньо (см. 8 апреля 1500 года). В мае 1500 г. Велес де Мендоса получил разрешение, влез в долги и снарядил один корабль («Сан-Кристобаль»), другое судно («Святой дух») экипировали банкиры братья Герра, Луис и Антон, при условии, что Луис будет его капитаном. Два судна отплыли из Севильи в конце августа 1500 г. и в ноябре коснулись Южной Америки в 30—35 км севернее мыса Кабу-Бранку. В районе мыса моряки захватили двух туземцев, называвших свою страну «Топия» или «Тупи» (тупи-гуарани в наши дни — одна из самых крупных языковых семей южноамериканских индейцев), и двинулись на юг. Вскоре берег стал уклоняться к юго-западу. 25 декабря 1500 г. флотилия достигла какой-то «р. Оленьей», вероятно р. Сан-Франсиску и некоторое время простояла там. Затем вновь двинулась к юго-западу, и люди с корабля Л. Герры совершили налет на индейское селение, жители которого оказали им упорное сопротивление. Испанцы потеряли несколько человек, но вернулись на судно с добычей, ставшей причиной крупной ссоры между обоими капитанами: Герра считал, что все награбленное принадлежит только его морякам, Велес де Мендоса требовал дележа на всех членов экспедиции; Герра временно уступил. Продолжая плавание вдоль очень слабо изрезанного низменного берега в том же юго-западном направлении, испанцы обнаружили единственный на северо-востоке Бразилии глубокий залив (Тодус-ус-Сантус, или просто Баия), а в январе 1501 г. достигли устья р. Жекитиньонья (у 16° ю. ш.). Самоцветов они нигде не нашли, но открыли более 1 тыс. км. восточного побережья материка и установили, что береговая линия «упорно» следует на юго-запад. В Испании, куда оба корабля благополучно вернулись в конце мая или начале июня 1501 г., Герра вновь поднял вопрос о распределении добычи. В Севилье состоялся суд, и Велес де Мендоса за долги был посажен в тюрьму. Правда, довольно скоро его освободили.
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Метки:
Спущен со стапелей в 1909 году под именем «Беотик» (Beothic), куплен министерством торговли и промышленности России в конце 1916 года. "Георгий Седов" получил свое имя в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 1928 году "Георгий Седов" участвовал в знаменитой операции по поиску участников экспедиции Нобиле. Летом 1937 года «Георгий Седов» находился в море Лаптевых. На нем работала научная экспедиция занимавшаяся гидрографическими работами в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований подходила к концу, когда «Георгий Седов» получил радиограмму срочно выйти на помощь ледокольным пароходам «ленинского» каравана затертым льдами в юго-западной части моря Лаптевых суда. Капитаном на "Георгии Седове" в тот период был Д. И. Швецов. «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. Легендарный дрейф трех советских судов: "Садко", "Малыгин" и "Георгий Седов" начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского - на 200 миль южнее того места где 44 года назад остановился на своём «Фраме» Фритьоф Нансен. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек команды трех этих судов не было. Капитан «Садко» - Хромцов исполнял обязанности начальника каравана. Бадигин К.С был 2-й штурманом ледокольного парохода «Садко». 18 марта 1938 года, когда большинство людей с затертых льдами кораблей было вывезено самолётами, Бадигин был переведён капитаном на ледокольный пароход «Георгий Седов» с командой из 14 человек. 24 июня выяснилось, что руль «Георгия Седова» сильно повреждён и судном невозможно управлять. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак», но после нескольких неудачных попыток буксировки «Георгия Седова», было принято решение оставить «Седов» на вторую зимовку. 13 сентября к «Седову» послали ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября - «Литке». 23 сентября не дойдя до «Седова» 60 миль ледоколы остановись и 24-го пошли обратно. К концу лета 1939 года запасов угля оставалось только 44 тонны. В январе 1940 года «Георгий Седов» дрейфовал уже в Гренландском море. 13 января 1940 года к нему подошёл ледокол «Иосиф Сталин» (капитан M.П. Белоусов, руководитель экспедиции И. Д. Папанин) и вывел его на чистую воду. За 812 дней корабль со льдами прошел 3307 миль - 6100 км. 21 января «Иосиф Сталин» и «Георгий Седов» добрались до Баренцбурга на Шпицбергене. 3 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР все 15 членов героического дрейфа на «Георгии Седове» были удостоены звания Героев Советского Союза и денежной премии в размере 25 000 рублей. 3 февраля 1940 года ледокольный пароход «Георгий Седов» также был награждён орденом Ленина.