Календарь на 14-е декабря

1643 — В Батавию вернулась голландская экспедиция на кораблях "Кастрикум" (около 400 тонн) под командой Мартина де Фриза и "Брескенс" (около 300 тонн), капитана Хендрика Корнелисзона Схепа. По её результатам у голландцев сложилось представление, отразившееся на их картах, что к северу от Хонсю на огромном протяжении до Северной Азии (Татарии) тянется очень большая земля. А так как Фриз и Схеп «видели» берег Америки на востоке, то эта северная Земля Йессо на некоторых позднейших картах, например француза Луи Аннепена, показывалась отделенной только узким проливом от выступа Северной Америки. Таким образом, благодаря фантазии, а может быть и сознательной лжи, моряков, географов и картографов северная часть Тихого океана была заполнена по крайней мере двумя большими массивами суши - Землей Жуана-да-Гамы португальца Луиша Тейшейры (была изображена к югу от Камчатки на карте Гильома Делиля. Подробнее

По свидетельству Луиша Твишейры, португальский мореход Жуан да Гама, будто бы уроженец Индии, задумал открыть «Новую Индию» со стороны Китая. Ему приписывалось «обретение» некой земли или берега приблизительно на месте Курильских островов, помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46-50° с.ш. и 159-173° в.д. Неведомый берег устремлялся на восток и, предположительно соединялся с Америкой. Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император Пётр I живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях. В конце 1724 года Петр I вспомнил «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…» и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, сорокачетырёхлетний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже двадцать один год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию, согласно которой Беринг должен был «…на Камчатке или в другом… месте сделать один или два бота с палубами»; на этих ботах плыть «возле земли, которая идет на норд… искать, где оная сошлась с Америкой… и самим побывать на берегу… и, поставя на карту, приезжать сюда». Земля, идущая на норд (север) – это не что иное, как таинственная «Земля Жуана-да-Гамы» – большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки (на имевшейся у царя немецкой карте «Камчадалии» 1722 года). Таким образом, фактически Пётр I ставил перед экспедицией Беринга задачу достичь этой земли, пройти вдоль её побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути. В поисках этой несуществующей земли В. Беринг пошел сначала на юго-восток, к указанным на этой карте координатам. Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что никакой суши в этой части океана нет, корабли взяли курс на северо-восток. Правда, окончательно опроверг существование Земли Жуана да Гамы селенгинский купец Андреян Толстых, в молодости промышлявший вместе с Яковым Санниковым. Будучи не только промышленником, преследовавшим свою выгоду, но и прирожденным исследователем он мечтал об открытии мифической “Гамовой земли” (“Земли Жуана да Гамы”), которую искал Беринг и о признаках которой записал в своем дневнике спутник Беринга академик Стеллер. В 1746 г. Толстых на шитике “Иоанн” вышел из Камчатки, перезимовал на острове Беринга и, после неудачных поисков к югу от Командорских островов “Гамовой земли”, осенью 1748 г. вернулся на Камчатку. Впоследствии он совершил ещё несколько путешествий, последнее из которых оказалось трагическим. В 1765 г. Андреян Толстых на боте “Петр” вышел из Охотска с командой из 63 человек и, перезимовав на реке Большой, отправился на поиски не дававшей ему покоя “Гамовой земли”. После безрезультатных двухмесячных поисков бот при возвращении в Петропавловск был разбит штормом о скалу. Из всей команды спаслось только трое; сам Андреян Толстых погиб)

 и Землей Йессо голландца Фриза. Вере в существование этих фантастических или крайне преувеличенных но своим размерам земель через сто лет нанесла сильный удар 2-я Камчатская экспедиция Беринга - Чирикова 1741-1742 гг. Но и после нее Землю Жуана-да-Гамы искали несколько десятков лет до конца XVIII в.
 

Метки:

1730 — Родился Джеймс Брюс, лингвист, путешественник, исследователь Эфиопии, автор пятитомного труда «Путешествия в поисках истока Нила в 1768—1773 гг.». Умер 27 апредя 1794 года.
 

Метки:

1774 — К неизвестному острову в Индийском океане подошла флотилия из трёх французских судов «Ролан», «Уазо» и «Дофин»под общей командой Кергелена. Погода была ужасной. На море было столь сильное волнение, что тяжелый «Ролан» с его хрупкими мачтами маневрировать не мог. Все попытки отыскать хорошую якорную стоянку оказались тщетными. Успеха добился лишь мичман де Рошгюд с «Уазо». 7 января 1774 года этому офицеру удалось высадиться на берег и оставить бутылку об открытии. Кергелен решил, что открыл Южную землю, которую в те времена искали многие. Впоследствии, архипелаг, открытый Кергеленом, получил его имя.
 

Метки:

1786 — Экспедиция в Тихий океан капитана Лаперуза в составе кораблей "Буссоль" и "Астролябия" на 166 градусе 52 минуте з.д. и 23 градусе 34 минуте с.ш. открыла небольшой островок, названный остров Неккера.
 

Метки:

1787 — Экспедиция в Тихий океан капитана Лаперуза в составе кораблей "Буссоль" и "Астролябия" обнаружила в архипелаге Самоа остров Ойолава.
 

Метки:

1790 — Из Марселя вышел в плавание под командой капитана Моршана корабль "Солид". Цель плавания была самая примитивная. Купить по дешёвке меха на западе Америки, дорого их продать в Китае и взять оттуда какой-нибудь ценный груз во Францию. Маршан пробыл в походе год. Выполнил почти всё задуманное, за исключением сношения с Китаем: как раз когда он направлялся туда, китайские власти запретили торговлю мехами. Маршан также открыл несколько островов Маркизского архипелага, исследовал природу некоторых островов у берегов Америки, составил карты и проложил на них курс, чем очень помог другим мореплавателям.
 

Метки:

1806 — У острова Панагатан-Кейс недалеко от Филиппин потерпел кораблекрушение, напоровшись на риф, один из последних галеонов Испании "Эсперанса".
 

Метки:

1834 — Из Вулвич в Австралию выше трехмачтовый парусник "Джордж III". Он вёз двести каторжников. Плавание было очень тяжёлым, заключённых всё время держали в трюме закованными в кандалы, волны захлёстывали палубу, вода просачивалась вниз, каторжники страдали от качки влаги голода, смертность было огромной, Наконец показалась Австралия, но у берега корабль напоролся на скалу. В шторм его разорвало на части. Погибли почти все каторжники и моряки. Дело дошло до суда, но его замяли.
 

Метки:

1902 — (27 н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "Из Севастополя телеграфируют: "Вышедший из Ялты пароход русского общества пароходства и торговли "Великий Князь Алексей", застигнутый в море сильным штормом, два дня находился в неизвестности; лишь после отчаянной борьбы с яростной стихией пароход достиг Севастополя, превратившись в сплошную глыбу льда. Пассажиры переживали крайне тревожное состояние и, входя в Севастополь, со слезами на глазах крестились и благодарили Бога, отвратившего явную для жизни опасность (кораблекрушения)".
 

Метки:

1911 — Руаль Амундсен с четырьмя товарищами достиг Южного полюса Земли и водрузил там флаг Норвегии. В поход команда Амундсена выступила 19 октября с 85-й параллели на четырех нартах, в которые впрягли 52 собаки. Преодолеть им пришлось 1500 километров — через хребты высотой 2300— 3300 метров при температуре около 40 °C и сильнейших ветрах. По дороге туда и обратно путешественники убили 40 собак, из них варили суп себе и другим собакам, которые еще могли работать в упряжках. На полюсе норвежцы поставили палатку, где позволили себе три дня отдыха, а потом отправились обратно.
 

Метки:

1912 — На 504 километре маршрута в Антарктиде, по котором шла экспедиция Моусона (см. события 10 ноября), погиб летенант Б. Ниннис. Трагедия произошла при пересечении ледника, под упряжкой Нинниса обрушился снежный мост, и он вместе с собаками и санями полетел в трещину. Моусон и Мерц увидели внизу на глубине 40 метров на небольшом выступе двух собак, мешок с продовольствием, остатки палатки. Имевшихся верёвок не хватало, чтобы спуститься. Они звали лейтенанта 3 часа, но в ответ была тишина. С ним пропало всё снаряжение и продовольствие. Путешественники вынуждены были повернуть обратно.
 

Метки:

1929 — Буэнос-Айрос покинул датский парусный корабль "Копенгаген", взявший курс на Австралию. В порт назначения он не прибыл. И два года о его судьбе ничего не было известно (см. 15 октября).
 

Метки:

1969 — Кораблекрушение в Атлантическом океане, примерно в 170 милях север-западнее порта Дакар (Сенегал). Взорвался, загорелся и затонул танкер "Марпесса", приписанный к порту Роттердам.
 

Метки:

2004 — Французский президент Жак Ширак торжественно открыл на юге страны самый высокий в мире мост-виадук Мийо, огибающий одноименный городок и проходящий над широким и глубоким ущельем, по дну которого протекает река Тарн. Автор проекта — британский архитектор сэр Норман Фостер. Стальной настил моста (его протяженность — 2 460 м, а масса — 36 000 тонн) проходит в среднем на уровне 270 м от земли, а самый высокий из семи трапецеидальных пилонов достигает отметки 343 м, что на 14% выше Эйфелевой башни. Мост-небоскреб «развязывает» автомагистраль, кратчайшим путем соединяющую Париж и Барселону. Его сооружение обошлось в 400 миллионов евро.
 

Метки: