Календарь на 19-е декабря
1497 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "во вторник 19 декабря ветер снова переменился на западный, тогда ночью мы легли в дрейф, решив на следующий день обследовать берег, чтобы определить, где мы находимся".
Метки:
1614 — В бухту Гуанабара Рио-де-Жанейро вошла каперская голландская флотилия Йориса ван Спилбергена (1568-1620). На борту военных кораблей («Грооте Сонне», «Грооте Маане», «Моргенстерре» и «Эолус») и двух яхт («Ягер» и «Мёве») находилось 800 матросов и солдат. Кроме того, на них погрузили трехгодичный запас солонины, вяленой рыбы и сухарей. Цель экспедиции - грабеж испанских кораблей и селений в Тихом океане
Метки:
1615 — В гавани Пуэрто-Десеадо в Патагонии сгорел "Горн" — второй корабль голландской экспедиции Схаутена и Ле-Мера в экспедиции к Островам пряностей в Тихий океан западным путем. Путешественники отправились дальше на одном корабле.
Метки:
1670 — Ямайку покинул флот пирата Т. Моргана с целью захватить и
ограбить город Панаму. Армия Моргана состояла из 28 английских и 8
французских кораблей общим водоизмещением 1585 тонн, вооруженных 239
орудиями, и насчитывала 1846 человек.
Метки:
1686 — Робинзон Крузо покинул обжитый им остров, пробыв на нем двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней.
Метки:
1735 — Во время зимовки от цинги умер командир четвёртого отряда Великой северной экспедиции, путешественник
Питер ЛасиниусШвед по национальности, родился в Дании. Лейтенант майорского ранга, на российской службе с 1725 года.
Лассиниус много плавал и был опытным штурманом. Он участвовал в Первой Камчатской экспедиции В. Беринга. Добровольно вызвался участвовать в ВСЭ и был назначен командиром Восточно-Ленского отряда, которому предписывалось на боте «Иркутск» пройти от устья Лены к востоку до устья Колымы и оттуда до устья Анадыри и далее до Камчатки.
Отряд покинул Якутск 29 июня 1735 года одновременно с отрядом В. В. Прончищева. 2 августа оба отряда достигли о. Столб и через Быковскую протоку вышли в море. Сразу после выхода в море «Иркутск» попал в тяжелые льды, которые нагонялись сильным северным ветром. С трудом удалось пройти западный берег губы Буор-Хая до устья реки Хара-Улах, где 18 августа отряд был вынужден встать на зимовку. Место для зимовки, вопреки мнению опытных членов команды, Ласиниус выбрал неудачно: оно было низким и сырым. Уже 16 сентября после сильных северных ветров вода поднялась, и зимовье в течение нескольких дней было затоплено.
Зимовка началась и проходила крайне тяжело. Лассиниус был груб и непримирим. Уже в самом начале зимовки он приказал вдвое уменьшить и без того скудные нормы питания, мотивируя свое решение тем, что продовольствия может не хватить до Тихого океана. В отряде назревал бунт. Последней каплей оказался конфликт с унтер-офицером датчанином Росселиусом, который, как выяснилось, торговал судовыми запасами сухарей. Командиру объявили «слово и дело», что означало отстранение от должности. Матросы предложили принять командование штурману Василию Ртищеву, но тот понимал, что ему, как помощнику капитана, за участие в бунте грозит смертная казнь. Пришли к решению восстановить нормы питания, арестовать Росселиуса и отправить его под конвоем в Якутск. Однако положение было уже не спасти. «От тесноты покоев и малого движения люди все подверглись цынготной болезни, которая к весне так усилилась, что большая часть служителей лишилась жизни, да и сам командир лейтенант Лассиниус, долго страдая цынгою, также умер». Командование принял В. Ртищев. Им были приняты все возможные меры, но состояние команды резко ухудшалось. С января 1736 года смерти пошли одна за другой. К 1 мая к моменту прибытия спасательного отряда М. Я. Щербинина из 50 с лишним человек в живых остались лишь девять. После оказания помощи они были отправлены в Якутск.
Похоронен в районе Нижнеянска. Нами приведена фотография могилы Лассиниуса, заимствованная в Интернете, однако сейчас, после выхода в свет замечательной книги А. В. Кандидова о Прончищеве появились большие сомнения по поводу истинности этой фотографии. В книге сообщено, что экспедиции Д. И. Шпаро 2001 и 2002 гг. ставили себе целью разыскать захоронение членов отряда Ласиниуса, но не смогли его найти.
Мыс в зал. Терезы Клавенес на восточном берегу Таймыра. Назван в 1919 году Р. Амундсеном.
Полуостров на п-ове Таймыр в зал. Терезы Клавенес. Назван не позднее 1943 года советскими исследователями по мысу, находящемуся на этом полуострове. источник
Метки:
1737 — На подводных скалах острова Фетлар (Шетландские острова) во время шторма потерпел кораблекрушение 26-пушечный датский фрегат "Вендела" следовавший из Копенгагена в Индию с грузом золота.
Метки:
1790 — Родился Уильям Эдуард Парри - английский путешественник, исследователь Арктики. Руководил тремя экспедициями на двух кораблях, посланными на поиски Северо-западного прохода. В 1819—20 открыл на 74° с. ш. проливы Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл, острова Сомерсет (принятый за полуостров), Корнуоллис, Батерст, Мелвилл, Банке, впервые проследил южный берег острова Девон и северный берег Баффиновой Земли. В 1821—1822 открыл пролив Фьюри-энд-Хекла, доказав, что Баффинова Земля — остров, а северо-восточным выступом материка является полуостров Мелвилл. В 1823—24 прошёл пролив Принс-Риджент, завершив таким образом открытие берегов Баффиновой Земли. Умер 8 июля 1855 года.
Метки:
1826 — Сидней покинул корвет "Астролябия" капитана Дюмон-Дюрвиля. Корвет взял курс к заливу Тасмана в Новой Зеландии. Экспедиция под началом Дюмон-Дюрвиля, находившаяся в походе уже около 8 месяцев, имела цель изучения островного мира Океании и поисков пропавшей экспедиции Лаперуза.
Метки:
1902 — (1 января 1903 по н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "Из Севастополя телеграфируют:
Вторую неделю бушует необычайно жестокая буря, исключающая всякую возможность плавания по Черному морю. Пароходы, захваченные грозной стихией, терпят бедствия и задерживаются в море по два, по три дня. Пассажиры доходят до полного отчаяния. Парусные суда несколько дней отстаиваются в портах."
Метки:
1911 — Руководством Добровольного флота - одной из наиболее известных пароходных компаний России подписан договор на покупку у Русского восточно-азиатского пароходства, которое сворачивало свою деятельность в тихоокеанских водах, двух новых пароходов «Якут» и «Алеут». Переименованные в «Кишинев» и «Тулу», они затем использовались на охотской линии.
href="http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot">источник
Метки:
1963 — Порт Саутгемптона покинул трёхпалубный круизный лайнер "Лакония" с 651 пассажирами и 428 членами экипажа на борту. Он направлялся к берегам Южной Африки (см.
22 декабря).
Метки:
1963 — Греческий лайнер "Лакония" сгорел близ Мадейры. В кораблекрушении погибло 128 человек.
Метки: