Календарь на 23-е декабря

1527 — После постройки форта Espiritu Santo (см. 2 февраля 1527 года) и небольшого судна продолжилась экспедиция Себастьяна Кабота вверх по южноамериканской (аргентинской) реке Паране. В начале 1528 г. Кабот достиг устья Парагвая, впадающего с севера в Парану. В его низовьях, вероятно близ устья Рио-Бермехо, произошел бой между испанцами и индейцами-земледельцами, хорошо организованными и вооруженными. Потеряв 25 человек убитыми, Кабот переменил политику, установил с индейцами мирные отношения и выменял у них серебряные украшения (позднее было выяснено, что индейцы добыли их в северо-западных областях бассейна Парагвая). Далее

Обследовав центральную часть Ла-Платской низменности, он тем самым выявил один из великих путей проникновения во внутренние районы материка. Затем Кабот спустился к устью Парагвая и начал подъем по Паране: при южных и западных ветрах преодолевать сильное течение реки все же удавалось, но когда направление ветров менялось, приходилось тянуть суда на бечеве. Пройдя около 400 км до участка, где река делает крутой поворот, Кабот остановился (март 1528 г.). Вверх по Паране на поиски серебра и владений легендарного Белого царя он направил бригантину, вернувшуюся через месяц с пустыми руками. В конце 1528 г. Кабот продолжил поиски «серебряного» царства и вновь потерпел неудачу. В обоих случаях не ясно, как далеко проникали его посланцы по Паране. Возможно, они достигли южной части Бразильского плоскогорья близ Южного тропика, но не преодолели водопада Сети-Кедас. Кабот вернулся в устье Ла-Платы в конце сентября 1529 г. Почти весь гарнизон форта был уничтожен индейцами, и испанцы приняли решение завершить экспедицию. Когда Кабот прибыл в Испанию (июль 1530 г.), р. Парану стали называть Рио-де-Ла-Плата («Серебряная река»); название удержалось только за общим устьем Параны и Уругвая. Отсюда и испанское название Ла-Платской республики - Argentina (Серебряная).

 
 

Метки:

1604 — Четыре английских корабля, на самом большом из которых, "Красном драконе", находился глава экспедиции Генри Миддлтон, бросили якоря у Явы. Они прорвались с запада к Молуккам и вступили в конфликт с голландцами, укрепившимися к тому времени на Бантаме. Миддлтон вмешался в борьбу голландцев и португальцев на Островах пряностей и, успешно интригуя против тех и других, ведя переговоры с султаном и раджами, нагрузил свои корабли гвоздикой и ванилью и благополучно возвратился в Англию.
 

Метки:

1623 — Властями Японии прекращена деятельность торговой фактории, принадлежащей английской Ост-Индийской компании. Фактория просуществовала 10 лет и была учреждена в немалой степени благодаря содействию Уильяма Адамса, первого англичанина волей случая оказавшегося и прижившегося в Японии.
 

Метки:

1724 — Инструкция Петра Первого, написанная за 5 недель до смерти: " "1 Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами. 2. На оных ботах возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки. 3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой; и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст (Берег) называют и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и поставя на карту, приезжать сюды". За три недели до смерти Петр назначил руководителем экспедиции В. Беринга.
 

Метки:

1773 — "Резольюшен" капитана Кука в его втором кругосветном плавании в поисках Неизвестной Южной земли, находясь уже за южным полярным кругом, на 67 градусе 20 минутах ю. ш., остановился перед непреодолимым ледяным барьером. Погода была тихая, море спокойно, шёл мокрый снег. "Все страдали от холода - писал Кук - густой туман непроницаемой пеленой пал на студёное море, возможности пробиться к югу не было". Кук повернул на север, но вскоре вернулся.
 

Метки:

1773 — "Адвенчер" капитана Фюрно, второй корабль кругосветной экспедиции капитана Кука, разлучившийся с ним во время шторма, покинул берега Новой Зеландии и отправился в Англию.
 

Метки:

1777 — В своём третьем кругосветном путешествии капитан Кук открыл остров, названный островом Рождества. Он лежит в Центральных Полинезийских Спорадах - цепи атоллов, протянувшихся с юга на север от 10 до 7 градусов ю. ш.
 

Метки:

1858 — В 10 милях от Галлиполи сел на мель товаро-пассажирский пароход «Днепр» (первый) построенный в 1856 году на судоверфи «Malcomson Brothers» в Уотерфорде (Англия) под наименованием «Dutchman», а затем проданный «Русскому обществу пароходства и торговли» (РОПиТ). Портом приписки парохода была Одесса. В кораблекрушении "Днепр" затонул.
 

Метки:

1860 — Родился Реджинальд Кётлиц — британский врач, путешественник, полярный исследователь. Участвовал в экспедиции Джексона — Хармсворта на Землю Франца-Иосифа (1894—1897), в английской экспедиции в Эфиопию и Сомали (1898—1899), экспедиции в Амазонию (1900), в Британской национальной антарктической экспедиции (1901—1904), проходившей под началом Роберта Скотта. После возвращения из Антарктиды отошёл от исследовательской деятельности. Умер в Южной Африке 10 января 1916 года
 

Метки:

1874 — (4 января 1875 года по н. ст.) Родился Васи?лий Григорьевич Янчевецкий (псевдоним Василий Ян) - путешественник, журналист, писатель ("Чингиз-хан", "Батый", "К последнему морю"...). Умер 5 августа 1954 года
 

Метки:

1880 — Родился Эйнар Миккельсен — датский путешественник, писатель. Участник нескольких экспедиций в Арктику, руководитель экспедиции 1909—1912 годов в Восточную Гренландию, целью которой были поиски сведений о погибшей в 1907 году партии датского путешественника Людвига Мюлиус-Эриксена. Умер 1 мая 1971 года
 

Метки:

1909 — Второе антарктическое плавание капитана Шарко. После зимовки у острова Петерсен (65°10 южной широты, 64°14 западной долготы) корабль Шарко «Пуркуа па?» ("Почему бы и нет?") отправился дальше на юг.
 

Метки:

1909 — Из Лиепаи (Либавы) во Владивосток пришел товаро-пассажирский пароход-экспресс «Пенза». Назначение имел для пароходного сообщения между Владивостоком и портами Китая, Кореи, Японии. Состоял в Добровольном флоте. Участвовал в Первой мировой войне в качестве транспорта. После революции попал сначала во Францию, потом был куплен итальянской фирмой. Окончил свои дни в Генуе в 1934 году. Был разобран на металлолом.
 

Метки:

1942 — Одиночное плавание Вито Дюма на обычной парусной лодке по "ревущим сороковым". Недалеко Новая Зеландия. "Буря. Критическая ночь, поскольку Дюма, опасаясь, что прозевает мыс Фэруэлл, берет курс на север, прямо на Южный остров. Маяков в этой местности нет. Ночь хоть глаз выколи. "Я знал, что разобьюсь о скалистый берег, если допущу хоть одну навигационную ошибку" - писал он впоследствии".
 

Метки:

1952 — Четырёхметровая лодка Алена Бомбара причалила к острову Барбадос. Врач Бомбар решил собственным примером убедить людей в том, что проблема выживания в открытом океане у потерпевших кораблекрушение, решаема. Для этого он предпринял плавание через Атлантический океан в резиновой лодке под парусом, имея на борту только небольшой запас навигационных приборов. Питался пойманной рыбой, птицами, воду добывал из той же рыбы соковыжималкой. Бомбар доказал свою правоту, хотя испытал во время плавания огромные мучения, на 53 день повстречал корабль, но отказался прервать эксперимент. Всего Бомбар был в море в полном одиночестве 65 дней
 

Метки: