Календарь на 1-е октября

1502 — Корабли второй экспедиции Васко да Гамы в Индию у берега города Каннур на севере индийского штата Керала, в прошлом был известен как Каннанур — один из главных портов Малабарского побережья - выследили корабли из Мекки, напали, разграбили и сожгли корабль из «Мерий», убили всех на борту, во время этой акции дети с захваченных кораблей были спасены и укрыты на борту адмиральской каравеллы, как утверждали позже другие историки (см. 18 июля 1502 года) Дневник неизвестного автора о второй экспедиции Васко да Гамы в Индию. Опубликован в Антверпене около 1504 года: "мы ... захватили судно из Мекки, на борту которого было 380 мужчин и множество женщин и детей, и мы взяли добычи не менее 12 000 дукатов и еще на 10 000 товаров, и сожгли порохом судно и всех людей на борту в первый день октября"
 

Метки:

1529 — Капитаном Саведрой, на корабле "Флорида" пытавшемся пересечь Тихий океан с запада на восток, открыты к северо-востоку между 9° 30'—11° 30' с. ш. шесть обитаемых атоллов на крайнем западе Маршалловой группы. Испанцы провели неделю на одном из них — вероятно, на атолле Эниветок. В октябре близ 26 градуса с. ш. Сааведра умер. Его преемник пытался еще некоторое время идти тем же курсом, но у 31° с. ш. из-за противных ветров повернул обратно.
 

Метки:

1639 — (Cт. ст.) Отряд казачьего десятника И. Ю. Москвитина из Бутальского острога, поднявшись по реке Алдан и спустившись на ладьях по реке Улье, вышел к побережью Охотского моря, которое тогда именовалось Великом Ламским морем. Там землепроходцы зазимовали, построили «плотбище» (верфь), на которой были выстроены два 17-метровых мореходные судна, коча. На этих кораблях в 1640 г. Иван Москвитин со товарищи обследовал побережье до района нынешнего Магадана и до Шантарских островов, а в 1641 г. вернулся в Якутск.
 

Метки:

1643 — Корабль "Кастрикум" (около 400 тонн) голландского капитана Мартина де Фриза экспедиции, посланной губернатором Явы Ван-Дименом на поиски в японских водах "золотых и серебряных островов", достиг 180°в. д. , а может быть даже пересек линию перемены дат, удалившись от берега Хонсю на 3,2 тыс. км. Фриз таким образом доказал, что между 37 и 38° с. ш. в океане нет никакой земли. Вернувшись к берегам Японии Фриз 9 ноября у о. Кюсю встретился со вторым кораблём экспедиции «Брескенсом», с которым разлучился во время шторма 21 мая. Во время плавания Фриз хорошо - для его времени — изучил свойство Куро-Сиво: ему первому принадлежит честь описания этого теплого течения— «Гольфстрима Тихого океана». Капитан Схеп на «Брескенсе», разлучившись с Фризом, пошел на север вдоль восточных берегов Хонсю и Хоккайдо, не заметив Сангарского пролива (Цугару) между этими островами, потерял из виду землю и снова увидел ее между 47 и 48° с. ш. Это могли быть только Курильские о-ва, и притом небольшие, в центральной части цени, однако Схеп принял открывшуюся перед ним сушу за выступ Америки. Он не решился обследовать новую страну, повернул на юг и достиг Хоккайдо. Там он высадился на берег с девятью матросами и попал в плен к японцам. Остальные моряки ушли на корабле «Брескенс» на восток. В полосе между 37--38° с. ш. они напрасно искали «богатый остров», причем продвинулись на восток от Японии на 3400 км. Морской клуб
 

Метки:

1648 — Буря выбросила коч С. Дежнёва к анадырскому берегу. К анадырскому устью казаки брели на лыжах десять недель. Это указывает на то, что коч погиб, возможно, где-то вблизи Олюторского полуострова. После прихода на Анадырь в отряде Дежнева осталось лишь двенадцать человек. Эти двенадцать смельчаков сумели в весну 1649 года построить речные лодки. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов — незнакомое им юкагирское племя. Недешево обошлась эта встреча Дежневу: анаулы отметили его «смертной раною», когда он стал брать с них ясак. Но Дежнев выжил и стал руководить постройкой острожка на Анадыре чуть повыше устья Майна. Русские жили теперь за крепкими стенами, срубленными из вековых лиственниц и обведенными глубоким рвом. Так началось заселение нового края.
 

Метки:

1661 — В Англии впервые в истории состоялись зарегистрированные парусные гонки. Это были яхта «Екатерина», принадлежавшая Карлу II, и «Анна» — его брата герцога Йорка. Яхты были названы так в честь королевы Екатерины и герцогини Йоркской. Вот как описал это событие друг короля Джон Эвелин: «… Сегодня утром я плавал с Его Королевским Величеством на одной из его яхт, судов, неизвестных у нас до того, как голландская Ост-Индская компания подарила королю эту искусную вещь. Речь шла о пари на состязание между его новой яхтой и яхтой герцога Йорка. Заклад составлял 100 гиней. Гонки от Гринвича до Грейвсенда и обратно. Король проиграл, идя против ветра туда, но отыграл ставку при возвращении. На палубе находилось много дворян и лордов. Временами Его Величество сам управлял яхтой. Его весельный барк и лодка с кухней сопровождали нас…»
 

Метки:

1710 — В Лондонском порту бросили якоря корабли английской каперской экспедиции Роджера Вудса «Дьюк» («Герцог») и «Дочис» («Герцогиня»). Они совершили кругосветное плавание за 2 года и 2 месяца
 

Метки:

1726 — В Охотск прибыл передовой отряд Первой Камчатской экспедиции во главе с В. Берингом. Экспедиция, насчитывающая 34 человека, отправилась в путь из Петербурга 24 января 1725 года. Через Сибирь они добирались до Охотска на лошадях, пешком, на судах по рекам. Последнюю часть пути (более 500 км) – от устья Юдомы до Охотска – наиболее громоздкие вещи везли на нартах, запряженных людьми. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали (Магидович "Очерки по истории географических открытий", том 3).
 

Метки:

1765 — Корабли кругосветной экспедиции Джона Байрона корвет “Дофин” и шлюп “Томар”, полностью запасшись свежей провизией, водой и дровами, покинули после девятинедельной стоянки Тиниан, остров, входящий в состав Марианских островов.
 

Метки:

1773 — Второе кругосветное путешествие Кука. Корабли "Адвенчер" и "Резольюшен" бросили якоря у острова Эуа архипелага Тонга или Дружбы.
 

Метки:

1811 — Первый пароход на Миссисипи прибыл в Нь-Орлеан
 

Метки:

1813 — Лейтенант Головин, командир шлюпа "Диана" и его соратники, освобождены из японского плена, где провели два года (см. 25 июля 1807 года)
 

Метки:

1823Запись

мы обогнули острова Зеленого Мыса, так и не увидев возвышенной, но почти всегда покрытой туманами земли, и направились прямо к экватору. Вскоре мы попали в область штилей, причем жара становилась обременительной. Однако благодаря надлежащим мерам предосторожности все члены экипажа оставались здоровыми. Порядок, полнейшая чистота и хорошая, здоровая пища превосходно защищают от болезней. При соблюдении этих условий не страшна даже цинга, этот бич моряков, находящихся в дальнем плавании. Достигнув 5° северной широты, мы воспользовались штилем, чтобы при помощи прибора, изобретенного известным русским академиком Парротом8, взять пробу воды с глубины 500 саженей. Температура этой воды равнялась лишь 5° по Реомюру [6,25°Ц], тогда как температура поверхностного слоя воды достигала 25° [31,25°Ц]. Добытая из глубины, вода показалась нам холодной кате лед. Смочив ею наши головы и лица, мы почувствовали себя гораздо бодрее. Прибор весил 40 фунтов и мог вместить около ведра воды. Но на глубине в несколько сот саженей это маленькое тело испытывало столь значительное давление, что его едва смогли вытащить обратно шесть матросов при помощи лебедки. Мы сделали попытку опустить этот прибор на глубину 1000 саженей, но трос оборвался, и мы его потеряли. К счастью, у нас имелся в запасе еще один прибор. Нас отделяли от земли многие сотни миль, когда над кораблем появилась ласточка. Эти птички могут пролетать удивительно большие расстояния без отдыха. Тем не менее наше судно, по-видимому, повстречалось ей весьма кстати, и она его больше не покидала. Ласточка была очень утомлена, но вскоре отдохнула и принялась весело порхать вокруг. Моряку, находящемуся в открытом море и вынужденному довольствоваться обществом своих товарищей по плаванию, приятен всякий гость с земли, хотя бы это была только птичка. Наша ласточка вскоре сделалась всеобщей любимицей и до того приручилась, что садилась на руки и принимала преподносимых ей мух без малейшего страха. В качестве места ночлега она избрала мою каюту. Ласточка влетала туда вечером через открытое окно, а с восходом солнца возвращалась на верхнюю палубу, где каждый стремился наловить мух, чтобы угостить нашего маленького друга. Однако подобная заботливость принесла ей несчастье: она съела лишнее и, к всеобщему нашему горю, погибла от несварения желудка.

  в дневнике Отто Коцебу, совершающем на шлюпе "Предприятие" своё третье кругосветное плавание.
 

Метки:

1879 — В Гамбурге открылась первая Международная полярная конференция, созванная по инициативе известного исследователя, лейтенанта австро-венгерской армии Карла Вейпрехта, который в 1873 году прославился открытием Земли Франца-Иосифа на севере Баренцева моря. Еще в 1875-м Вейпрехт начал говорить о широком интернациональном сотрудничестве в Арктике. Четыре года спустя его идеи поддержал II Метеорологический конгресс в Риме. И вот теперь на гамбургской конференции было принято решение о проведении Международного полярного года — с 1 августа 1882 по 1 сентября 1883-го и об образовании 8 наблюдательных станций «общего пользования». Впоследствии по образцу полярных стали проводить Международные геофизические годы.
 

Метки:

1890 — В районе северо-восточного побережья Америки от мыса Генри до мыса Фир английский грузовой пароход "Гленрат", следуя с лесом из Южной Америки в Антверпен, близ мыса Лукаут, со всего хода ударился о затонувшее здесь ранее судно и потерпел кораблекрушение. Часть экипажа погибла.Этот район является самым большим морским кладбищем на земном шаре. В его мрачном реестре можно встретить корабли с одним и тем же названием, однотипные корабли, корабли самого различного класса и назначения - от броненосца до тральщика, корабли под флагами всех морских держав мира... Время от времени постоянно перемещающиеся пески Дюн Верджинии Дэйр обнажают свои жертвы - на свет появляются остовы погибших здесь столетия назад английских нефов, французских полякр, американских клиперов и шхун, немецких четырехмачтовых барков. Здесь повсюду из песка торчат мачты и реи парусников, виднеются ржавые" проеденные насквозь солью борта и трубы пароходов, эсминцев и подводных лодок. (Лев Скрябин "Тайна морских катастроф")
 

Метки:

1902 — Случай с французским трёхмачтовым кораблём "Турни" компании "Дар" (26 октября 1902 года).
 

Метки:

1932 — В 14 часов 15 минут ледокол "Сибиряков", преодолев последнюю льдину в Беринговом проливе, оказался в Тихом океане. Впервые в истории трасса Северного морского пути из Европы в Азию была пройдена за одну навигацию. "Сибиряков" под командой капитана Воронина вышел из Архангельска 28 июня, проливом Маточкин шар оказался в Карском море, обогнул с севера Северную землю, обнаружив при этом неизвестный остров (теперь остров Сидорова), добрался до бухты Тикси, в конце августа взял курс на Колыму, по дороге у него сломались все лопасти винта, их заменили запасными, однако в середине сентября льдиной срезало весь винтовой вал. Были поставлены паруса. Они и вывели корабль в Тихий океан.
 

Метки:

1939 — На Алтае создана самая высокогорная метеостанция России Кара-Тюрек. Подробнее

Кара-Тюрек переводится с алтайского как «черное сердце». Располагается это «черное сердце» в горах Алтая на Катунском хребте высотой 2600 метров. Именуется станция названием перевала, до которого 20 километров пешком по извилистому хребту. До ближайшего маленького поселка Кучерла 30 километров по горным крутым тропам, а до ближайшего крупного поселка Усть-Кокса — 100 километров, д единственного на всю республику Алтай города Горно-Алтайска 800 километров по горным перевалам. На станцию ведет только конная и пешая тропа, на машине или вездеходе туда не добраться. Местами тропа очень узкая и проходит над крутым обрывом. На машине можно доехать лишь до начала подъема — это экономит три часа ходового времени. Подъем начинается после долины Елань. Сначала просто детские горки вверх-вниз, вверх-вниз. Слева горы, справа крутой обрыв, заканчивающийся бурлящей рекой Кучерла. И хоть на улице минус 30, река не замерзает полностью. Она только местами покрывается толстой коркой льда, под которой слышен грозный рев. Но за ней начинается «взрослая» тропа — крутой подъем вверх серпантином. По такой тропе легко подниматься — по спрессованному снегу как по асфальту. Солнце уже садится за горы. На закате хорошо видны следы на снегу: зайцы, мыши, кабаны — ими истоптано все вокруг. Лес заканчивается, и дальше дорога идет по лысым снежным горам. Подъем стал еще круче, а снег еще глубже. Горы обманчивы: смотришь наверх, вроде вот она, вершина, еще 20 минут — и будешь на месте, но через 20 минут появляется новая вершина, которая пряталась за рельефом. И вот, наконец, последние шаги — и перед взором открывается метеоплощадка. А вокруг горная панорама в 360 градусов, она охватывает все окружающие хребты — Северо-Чуйский, Катуньский, Тиректинский. На станции Кара-Тюрек работают только мужчины: четыре человека — два метеотехника, один старший метеотехник и начальник станции. Раз в год, осенью, происходит заброска продовольствия вертолетом. Это единственный способ доставить большое количество груза на труднодоступный объект. Вертолет делает около десяти ходок, чтобы доставить все необходимое. Зимой для того, чтобы добыть воду, засыпают в огромные бочки снег и несколько дней они стоят в помещении, пока он не растает. А летом собирают дождевую воду, стекающую с крыш. Для того чтобы передать данные о погоде, нужно снять десять показаний, в зависимости от времени года их может быть меньше или больше: температура воздуха, температура почвы, влажность воздуха, прозрачность атмосферы, количество осадков, высота снежного покрова, наличие твердых осадков, давление, скорость и направление ветра, время солнечного сияния. Затем эти показания зашифровываются в синоптический код, чтобы было проще передавать информацию

 
 

Метки:

1994 — Обрело независимость государство Республика Палау, расположенное в в западной части Тихого океана на более чем 200 островках общей протяженностью около 640 км. Первым из европейцев здесь в 1521 году побывал Фернан Магеллан. Затем осваивать острова начали англичане, которых в 1885 году сменили испанцы, в свою очередь, в 1899 году продавшие эту территорию немцам. В 1914 году архипелаг оккупировали японцы, а в 1944 году военная власть на островах перешла к США. В 1947 архипелаг вошел в состав подопечной территории ООН Тихоокеанские острова под управлением США. Палау стало одним из округов территории, и американцы официально обязалась подготовить страну к самоуправлению.
 

Метки: