Календарь на 4-е ноября

1493 — Второе плавание Колумба в Америку. Продвигаясь вдоль Малых Антильских островов на северо-запад, Адмирал открыл остров Гваделупа. Возле него испанцы провели 8 дней. Много раз высаживались на берег, осматривали селения аборигенов, заходили в жилища. “Люди нам показались более развитыми, чем обитатели других островов, Хоть у них и соломенные жилища, но построены они добротнее, в них больше утвари, у людей много хлопка, покрывал из хлопчатой ткани, выработанных хорошо” - писал Колумб в дневнике.
 

Метки:

1497 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "В субботу за пару часов до рассвета измерение глубины дало 110 фатомов (около 210 метров), а в девять мы увидели землю (видимо, это было африканское побережье, севернее залива Св. Елены). Тогда наши корабли подошли поближе друг к другу, подняли парадные паруса, и мы отсолютовали капитан-командоhу выстрелами из бомбард и украсили корабли фоагами и штандартами. В течение дня мы галсовали с тем, чтобы подойти ближе к берегу, но, поскольку не смогли узнать его, снова повернули в море"
 

Метки:

1520 — Четыре корабля флотилии Ф. Магеллана вошли друг за другом в проход, которому Магеллан дал название Всех Святых, а теперь он называется проливом Магеллана и соединяет Атлантический океан с Тихим. Пролив имеет длину около 600 км. Его берега представляют собой закованные в лёд горы, отвесные скалы, плоскогорья, кое-где покрытые лесом. По ночам на берегах мелькали отсветы костров. Магеллан назвал эти места Огненной землёй.
 

Метки:

1553 — Испанию покинул флот из 54 кораблей под командой Б. Каррано. Он шел в Америку. Порта Веракруз в Мексике достигли только 45 судов. Остальные погибли в дороге.
 

Метки:

1555 — Сообщение венецианского посла по поводу найденных в устье реки Варзина останков экспедиции Хью Уиллоуби ((см. 18 сентября 1553 года) : "«некоторые из умерших были найдены сидящими, с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидя за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки». Истинная причина гибели капитана и его команды остается загадкой до сих пор. Наиболее правдоподобной выглядит версия, согласно которой причиной смерти всего экипажа стало отравление угарным газом, который, среди прочего, образуется и в том случае, когда углям не хватает кислорода для полноценного окисления. Тогда экипаж, законопативший для зимовки все щели судна, действительно мог впасть в кому от действия угарного газа, а наступивший холод завершил дело.
 

Метки:

1567 — “4 ноября мы, запасшись водой на Канарских островах, поплыли к побережью Гвинеи и до 12 января тщательно изучали берег от Риу-Гранде до Сьерра-Леоне. В это время мы брали на борт не более 150 негров. Но болезни наших людей и время года вынудели нас плыть дальше вдоль африканского побережья…” (Из дневника сэра Джона Хокинса, казначея морского ведомства королевы Елизаветы, вице-адмирала, одного из победителей Великой армады). А начинал он карьеру обыкновенным работорговцем (далее см. 12 января и 15 января 1568 года)
 

Метки:

1587 — Пиратами Томаса Кавендиша (в составе флотилии осталось два корабля, во время кренгования (см. 14 февраля) испанцы напали на англичан с моря и с суши. Потеряв более 10 человек, пираты отбили первую атаку. Кавендиш понимал, если не предпринять решительных мер, его карьера завершится в петле на рее испанского корабля. Оставив при кораблях часть канониров и по несколько человек из экипажей, он повел остальных в атаку на испанцев. Многократное превосходство противника не смутило пиратов, они не только обратили испанцев в бегство, но и разграбили несколько городков, в которых те пытались укрыться. Победа далась англичанам дорогой ценой, в бою погибло более 30 человек. Оставшихся людей не хватало, чтобы полноценно укомплектовать командами три корабля. Пришлось корабль с наименьшим водоизмещением затопить, сняв предварительно с него пушки и перегрузив добычу) замечен испанский галиот «Санта-Анна» водоизмещением 700 тонн, везший большое количество золота, серебра, жемчуга, фарфора. Далее

Шел ноябрь 1587 года, корабли английского корсара Кавендиша шатались в поисках добычи у берега Калифорнии. В это плавание Кавендиш набрал в команду бывалых морских волков из знаменитой кругосветки Френсиса Дрейка. Корсар воспользовался их знаниями, опытом, а также картами, чем не мог похвастаться великий Френсис, по следам которого решил пойти Томас. Итак, 4 ноября марсовый после пристального вглядывания в горизонт закричал «Парус!». Так английскими корсарами был замечен галеон «Святая Анна», который не так давно был флагманом одной из эскадр Испании; судно имело более семисот тонн водоизмещения, а манильский епископ Доминго де Салазар говорил о этом судне : «Это самый богатый из кораблей, который когда-либо покидал наши острова». Один из членов команды Кавендиша, Притти, пишет с своих записках: «К вечеру мы догнали его и дали залп из всех наших больших пушек и из всех мушкетов. Затем приблизились к этому кораблю – собственности короля Испании.» (перевод из книги И. Можейко «Пираты, Корсары, Рейдеры») Первая попытка английских корсаров взять судно на абордаж не увенчалась успехом, бой растянулся почти на пять часов, пока английские ядра не проделали дыру у ватерлинии галеона, и перегруженный гигант не начал черпать воду. Испанцы просили о милости. Добыча пиратов была громадной – с галеона сняли 122.000 золотых монет, шелка, благовония и множество других ценностей. Поскольку капитан дал слово пощадить пленных испанцев, то корсары дотащили галеон на буксире до бухты Порто Сегуро, где пленники были отправлены на берег с запасами парусины и досок, чтобы те могли соорудить себе какие-никакие лачуги. После этого пираты продолжили грабеж галеона. Весьма ценным оказался фарфор, которого было много на судне, и который так дорого ценился в Англии. Когда трюмы корсаров были набиты до отвалу, капитан Кавендиш решил уничтожить этот гигантский галеон, дабы он не достался врагу: палубу и надстройки полили смолой и пираты подожгли галеон. Столб черного дыма, клубящегося над кораблем, видели высаженные на берег испанцы. Они плакали – женщины, дети, монахи... В это время, опасаясь погони пираты поставили все паруса, и быстро уходили в море. Однако на этот раз фортуна, благосклонная к пиратам была вытеснена самой природой, которая помогла испанцам – вскоре сгустились тучи и пошел дождь. Поднявшийся к ночи ветер начал гнать горящее судно к берегу, на берегу которого все моряки смотрели на «Святую Анну», мерцающую факелом в ночи. Вдруг некоторые из этих людей приметили, что горящее судно приближается, среди них был помощник кормчего, Себастьян Вискаино. Поскольку терять им было все равно нечего, он собрал самых крепких телом и духом испанцев и решил пойти на чрезвычайный риск; отряд под его руководством двинулся к тому месту, куда волны и ветер гнали горящий галеон. Когда корабль коснулся килем песка, и постепенно начал укладываться на бок, испанские смельчаки принялись тушить пожар. Кто-то погиб в волнах, но большинство поднялись на борт и с помощью отчаяния обреченных людей и уже настоящего ливня сумели побороть пламя; схватка с огнем длилась всю ночь. Утром оставшиеся на берегу испанцы нашли своих выбившихся из сил товарищей рядом с частично обугленным судном, у которого выгорели верхние надстройки, борта и две мачты, но ниже ватерлинии судно оказалось цело. Шли вторые бессонные сутки Себастьяна, он исследовал корабль и латал пробоины с помощью оставленных Кавендишем досок. Все, кто был на галеоне, без различия сана и положения таскали мешки, валили древесину, спасали кое-какое добро, которое не смогли взять пираты. Вискаино со своей командой даже сумели соорудить какие-никакие борта, чтобы судно не заливало волнами. Часть людей оставили на берегу, а наиболее смелые решили выйти в море на наскоро отремонтированном судне. Погода помогала жертвам Кавендиша, и Себастьян Вискаино с частью пассажиров смог добраться до поселения в Мексике, оттуда сразу же вышел корабль для спасения оставшихся пассажиров «Святой Анны». Вскоре Себастьян Вискаино стал национальным героем Испании. Король официально благодарил его за находчивость, отвагу и спасение сотен тонн груза и двухсот испанских жизней.

 
 

Метки:

1596 — Побережье Новой земли погрузилось во тьму. Настала полярная ночь. Весеннего солнца голландским морякам под командой Виллема Баренца предстояло ждать 5 месяцев. Баренц искал северо-восточный проход из Атлантического океана к Индиям. Но его корабь был затёрт льдами у северной оконечности Новой земли, и экипажу впервые в истории европейского мореплавания пришлось зимовать в Арктике.
 

Метки:

1741 — На корабле Беринга "Св. Пётр" увидели вдали высокие горы, покрытые снегом. Моряки решили, что подошли к Камчатке, и, не найдя удобной гавани, стали на якорь на некотором расстоянии от берега, у скал. Дважды рвались якорные канаты. Неожиданно высокая волна перебросила судно через бурун в бухту, сравнительно спокойную и достаточно глубокую. Это было исключительным везением после стольких несчастии, люди поспешили перейти на сушу. Беринг и его соратники возвращались на родину после плавания к берегам Аляски, которое началось 4 июня 1741 года. На берегу неизвестной земли мореходы вырыли в песке шесть прямоугольных ям для жилья и прикрыли их парусами. Когда закончилась перевозка больных и припасов на берег, только 10 человек еще держались на ногах. Двадцать умерли; остальные болели цингой. Больной В. Беринг целый месяц лежал в землянке, полузасыпанный песком, считая что так теплее. 6 декабря 1741 г. он умер. Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя – о. Беринга, а всю группу окрестили Командорскими о-вами, в честь погибшего капитан-командора.
 

Метки:

1826 — Шторм у острова Тенерифе. Продолжался 4 дня. Три корабля затонули на самом рейде, два были выброшены на берег и разбиты в щепки. Реки и ручьи острова вышли из берегов и снесли всё, что плохо держалось, уничтожили урожай. Погибло от 300 до 400 человек.
 

Метки:

1869 — Заказчику, «Русскому обществу пароходства и торговли» (РОПиТ), передан построенный на верфи «A.Leslie & С"» в Ньюкасле товаро-пассажирский пароход, названный «Цесаревич». Курсировал на круговой александрийской линии.
 

Метки:

1875 — Американский пароход "Пасифик" столкнулся с пароходом "Orphey". В кораблекрушении погибло 276 человек.
 

Метки:

1888 — Во время сильного ливня, в 2 часа ночи, близ мыса Сент-Катринс острова Уайт норвежский трех мачтовый барк «Нор», которым командовал капитан Бьенусс, с полного хода ударил в правый борт английского грузового парохода «Сэксмундхэм» (2486 рег. т). Пароход тут же начал тонуть. Англичане успели спустить на воду одну спасательную шлюпку и гичку, на которых спаслось 15 человек. Норвежцы не стали спасать оставшиеся на воде шлюпки, так как им пришлось самим покинуть свое судно, которое получило сильное повреждение в корпусе. Полузатопленный в кораблекрушении «Нор» оказался выброшенным на берег в районе банки Шинглс. (Л. Скрябин "Тайны морских катастроф").
 

Метки:

1903 — (17 ноября по н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "День 12-го ноября (н.с.) должен быть занесен в историю воздухоплавания. В этот день управляемый шар Пьера Лебоди сделал замечательный рекорд. Предположено было подняться в Муасоне, где находится воздухоплавательный парк Лебоди и спуститься в Париже на Марсовом поле. План блестяще удался. Шар прошел 65 кил. против ветра и опустился как-раз в назначенное место. Подъем был совершен в 9 ч. 20 м. утра, спустился шар в 11 ч. утра."
 

Метки:

1914 — На германском крейсере "Karlsruhe" произошёл взрыв погребов с боеприпасом. В кораблекрушении погибло множество людей.
 

Метки:

1952 — Дневник Алена Бомбара: "Уже 18 часов, а я ещё не поймал ничего. Это раздражает. В 19 часов я, наконец, вытащил свой обед. Рядом с лодкой ныряют дельфины и великолепная белая чайка"
 

Метки: