Календарь на 17-е ноября

1557 — Из Вальдивии, административного центра Чили, на юг вышли два корабля "Сан-Луис" и "Сан-Себастьян" под общим управлением Хуана Фернандеса Ладрильеро. Цель плавания - исследование территории к югу от Вальдивии. Ладрильеро должен был войти в Магелланов пролив и пересечь его с запада на восток. Во время шторма корабли потеряли друг друга, и Ладрильеро продолжил путь на Сан-Луисе.
 

Метки:

1785 — Начало неудачного восхождения на Монблан Г. Соссюра и П. Бурри в сопровождении 15 носильщиков нагруженных имуществом, продуктами и дровами. Переночевав в хижине, они на следующее утро продолжили подъем к вершине. Поначалу успешный, он вскоре замедлился из-за свежевыпавшего снега, а увеличивавшаяся по ходу подъема крутизна склона стала угрожать восходителям лавинами (см. 1 августа 1787 года).
 

Метки:

1818 — У острова Тимор отдал якоря бриг "Урания" под командой Фрейсине. Фрейсине уже около года бороздил южные моря с научными целями. Экспедиции, которая началась 17 сентября 1817 года, была поставлена задача изучения формы земли в южном полушарии и явлений земного магнетизма; растительного и животного царства, нравов, обычаев и языка туземных народов. "После обычного обмена любезностями с португальским губернатором Фрейсине изложил ему нужды своего корабля и получил в ответ весьма предупредительное обещание возможно скорее собрать необходимое продовольствие. Всему экипажу был ока зан пышный и сердечный прием, и, когда Фрейсине приехал с прощальным визитом, губернатор, желая подарить французскому капитану что-нибудь на память, послал ему двух мальчиков и двух девочек в возрасте шести — семи лет, уроженцев королевства Файлакор, расположенного во внутренней части Тимора. «Это племя совершенно неизвестно в Европе», — объяснил дон Жозе Пинто Алькофара д'Асеведо-и-Суса, уговаривая принять столь необычный дар. Фрейсине тщетно приводил самые сильные и убедительные доводы в оправдание своего отказа, но все же вынужден был оставить у себя одного из двух мальчиков, получившего при крещении имя Жозеф-Ан-тонио; в возрасте шестнадцати лет он умер в Париже от золотухи". (Ж. Верн)
 

Метки:

1820 — Во время охоты на тюленей моряки китобойного шлюпа Hero под командой Натаниэля Брауна Палмера увидели побережье Антарктического полуострова, позднее названого Землей Палмера.
 

Метки:

1839 — На паруснике «Дамфрисшир» будущий писатель Майн Рид отплыл из Ливерпуля в Новый Орлеан, Луизиана. Воспоминания о жизни в Америке дали Майн Риду материал для создания большинства его произведений.
 

Метки:

1867 — Торжественное открытие Суэцкого канала. Первым пароходом, вошедшим в канал, стал пароход «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ) «Генерал Коцебу».
 

Метки:

1869 — На северо-востоке Египта состоялась торжественная церемония открытия Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря. Первой по каналу прошла яхта «Эгль», на борту которой находились французская императрица Евгения, супруга Наполеона III и главный строитель канала — французский инженер-дилетант виконт Фердинанд Мари де Лессепс. С технической точки зрения строительство, которое велось около 10 лет, не было слишком сложным: это был просто ров длиной 160 км, безо всяких шлюзов. Тем не менее проект этот буквально разорил Египет, и в 1876 году страна была объявлена банкротом. Это повлекло за собой установление над ней финансового контроля держав-кредиторов — Франции и Англии.
 

Метки:

1874 — Из Занзибара вышла в путь африканская экспедиция Стэнли Генри Мортона, который поставил себе цель "довершить открытия Спика, Бёртона, Ливингстона", устранить оставшиеся неясности в вопросе об истоках Нила, окончательно решить проблему Луалабы, а так же исследовать озеро Виктория. В составе каравана было 356 человек, в т. ч. 270 носильщиков, которые ко всему прочему несли разборную парусную лодку "Леди Элис". Караван растянулся почти на километр.
 

Метки:

1874 — На паруснике "Коспатрик", следующем из Лондона в Окленд (Новая Зеаландия) с 433 пассажирами на борту обнаружен пожар. Кораблекрушение случилось, когда клипер достиг точки координат 37° 15' южной широты и 12°15' восточной долготы. У трапа, ведущего на верхнюю палубу, штурман столкнулся с капитаном Элмсли, который тоже незадолго до этого спустился с палубы в каюту. Последний приказал Макдональду немедленно доложить, что произошло. Из шахты форпика клубами валил густой дым. На баке судна уже командовал старший помощник капитана, который заступил в полночь на вахту: матросы запускали пожарную машину и раскатывали по палубе рукава. Горела подшкиперская - помещение, где хранились запасные паруса, тросы, пакля, шведская смола, деготь, краски, олифа. Дверь подшкиперской была заперта на замок. Никто, включая самого Макдональда, не мог тогда понять, почему начался пожар. Предполагали, что в подшкиперской произошло самовозгорание одного из горючих материалов. Далее

Капитан Элмсли начал предпринимать маневр, который при создавшейся ситуации являлся единственно правильным, чтобы предотвратить распространение огня по кораблю. Он отдал команду сделать поворот через фордевинд и поставить клипер кормой к ветру так, чтобы пламя и дым относило с бака. Но дувший весь день свежий северо-восточный ветер к ночи, как говорят моряки, скис, и клипер, не повернув через фордевинд, снова привелся к ветру. Макдональд считал, что поворот не получился из-за ошибки рулевого, который слишком рано стал перекладывать руль на другой борт. Когда, наконец, запустили пожарную машину, то поняли, что проку от нее почти никакого: ее качали изо всех сил, но вода в рукава поступала без давления и не в достаточном объеме. В это время в океане шла сильная зыбь и из-за бортовой качки всасывающий патрубок пожарной машины то и дело оголялся: труба засасывала с водой воздух. Поршни пожарных насосов после долгого лежания на палубе под тропическим солнцем рассохлись... Хваленая пожарная машина не помогла... Вдруг над баком в небо взметнулись языки пламени. Во мраке тропической ночи они казались настолько зловещими, что вселяли страх даже в самые смелые сердца. Безбрежный океан и горящий клипер - движущийся деревянный островок площадью около пятисот квадратных метров, на котором около полутысячи человеческих душ. Страх и паника охватила корабль быстрее огня. Пассажиры, почти все полуодетые, с криками и воплями бросились из трюмов на палубу. Прошло каких-нибудь десять или пятнадцать минут, и команда "Коспатрика" уже вынуждена была отступить перед пламенем. Языки огня стали длиннее и жарче. Они уже угрожали парусам фок-мачты. Видя это, Элмсли приказал взять фор-марсель на гитовы (подобрать его к рею). Вся палуба клипера была заполнена пассажирами, матросам приходилось с трудом протискиваться сквозь людскую толпу на бак тушить пожар. Кому-то из пассажиров показалось, что моряки что-то затевают и ищут на носу корабля спасение. Тогда толпа стала останавливать матросов, не давая тем возможности тушить огонь и работать под мачтами со снастями. Между моряками и пассажирами начались пререкания, доходившие до драки. В многочасовой борьбе с огнём охваченный паникой пассажиры и экипаж проиграли. С корабля смогли спустить только баркас, на котором разместились 42 человека и небольшой катер с обуглившимся носом с 39 людьми. Катером командовал второй штурман Макдональд, баркасом штурман Романик (Л. Скрябин "Тайны морских катастроф")

 
 

Метки:

1879 — Вышел в свет четырнадцатый том «Необыкновенных путешествий» писателя Жюля Верна, состоящий из романа "Пятьсот миллионов Бегумы", романа «Бедственные приключения одного китайца в Китае» и рассказа "Мятежники с "Баунти"
 

Метки:

1897 — В первом в мире одиночном плаваньи вокруг света под парусом Джошуа Слокам на яхте "Спрей" прибыл в Дурбан - порт в Южной Африке.
 

Метки:

1897 — Шлюп "Спрей" американца Джошуа Слокама, идущего в одиночку вокруг света, вошел в порт Наталь.
 

Метки:

1952 — Дневник Алена Бомбара: "Мне удалось определить свое местонахождение. Это была адская работа, потому что солнце все время исчезало. Мне остается пройти примерно 500 миль. Теоретически я должен увидеть землю через 6 дней"
 

Метки: