Календарь на 15-е мая

1587 — Третья экспедиция Д. Дейвиса на север с целью отыскания Северо-Западного прохода. Девис вышел в море с кораблями «Санлайт», «Элизабет» и «Эллен». Следуя вдоль гренландского побережья, он дошел до 72° 12' северной широты. Северный ветер заставил его покинуть это побережье, названное Хоп Сандерсон, по имени богатого купца, покровителя Девиса.
 

Метки:

1602 — Акапулько (Невидад) покинула испанская экспедиция на четырёх кораблях - "Сан-Диего", "Санто Томас", фрегат "Трес Рейес" и баркас - под командой Себастьяна Вискаино. Цель - исследование побережья Калифорнии, поиск надёжных гаваней для галионов, идущих из Манилы в Мексику.
 

Метки:

1662 — В Батавию (нынче Джакарта) пришёл голландский корабль ЛЁВ?Н. ?мя его капитана не сохранила история. ?звестно лишь то, что отплыл он из Европы в апреле 1621 года, а в марте 1622 открыл юго-восточную оконечность Австралии, получившую имя мыс Лёвин или мыс Луин современных карт.
 

Метки:

1797 — Троих моряков потепевшего кораблекрушение у берегов Тасмании английского торгового судна (см. 12 марта) в 22 км. от Порт-Джексона подобрало рыбачье судно и доставило в город. Остальные 13 человек, в том числе и командир Х. Томсон, погибли в пути. ?з сохранённого выжившими его дневника стало ясно, что путешественники по неволе первыми прошли почти 800 км. у подножья австралийских гор, названных большим Водораздельным Хребтом, и открыли 100 км. побережья Южной Австрали западнее мыса Эдвард.
 

Метки:

1810Рассказ

«Пятнадцатого мая правитель города, который был одновременно затем и племянником шаха и сыном его жены, сам чинил суд над людьми, обвинявшимися в убийстве одного из его слуг. Трудно представить себе, в каком страхе и беспокойстве целый день находились жители. Чтобы никто не мог уйти из города, ворота были закрыты. Правительственные чиновники не занимались делами. Без всякого предупреждения людей тащили в суд и заставляли выступать свидетелями. Я видел, как нескольких человек вели во дворец; они тряслись от страха, словно шли на пытку. К трем часам пополудни правитель вынес приговор тем подсудимым, вина которых подтвердилась. Одним выкололи глаза; другим вырвали язык. Еще некоторым отрезали уши, нос, губы, Обрубили обе руки или пальцы на руках и ногах. Мне говорили, что во время исполнения приговора, пока калечили этих несчастных, правитель сидел у того же окна, где я его видел раньше, и отдавал приказания без малейших признаков сострадания или ужаса перед происходившим».

  лейтенанта Поттинджера, по заданию Ост-?ндийской компании совершающего разведовательный поход через Белуджистан в Персию, о увиденном им в столице старинной страны Карамании (сегодня входит в состав Пакистана).
 

Метки:

1826 — Родился Анри Муо - французский путешественник, первооткрыватель камбоджийского храмового комплекса Ангкор Ват («Пагода столицы»).
 

Метки:

1845 — Родился ?ван Дементьевич Черский - геолог, палеонтолог, географ, путешественник, исследователь Сибири. По национальности поляк, он за участие в Польском восстании 1863-64 гг. был отдан в солдаты и отправлен в Омск. Там увлекся естественными науками, и вся его дальнейшая жизнь оказалась связанной с Сибирью. Черский внес неоценимый вклад в исследование огромных районов Сибири и Севера. Умер 7 июля 1892 года.
 

Метки:

1867 — В городе Шиен (Норвегия) родился Фредерик Ялмар Йохансен

Ялмар Йохансен родился в семье фермера, был вторым из пяти детей. Отец Ялмара придавал большое значение образованию и Йохансен учился в юридической школе, что было редкостью для детей фермеров того времени. Кроме того, Йохансен активно занимался спортом: лыжными гонками и гимнастикой. В 1885 году Йохансен стал чемпионом Норвегии по спортивной гимнастике. В 1889 году в составе норвежской национальной команды Йохансен участвует в соревнованиях на Всемирной выставке в Париже и завоевывает звание чемпиона мира по гимнастике. В возрасте 21 года Йохансен вынужден оставить учебу в Кристиании из-за внезапной смерти отца и устроиться на работу в родном Шиене. В 1891 году Йохансен смог продолжить образование — уже в Военной Академии Норвегии (норв. Krigsskolen). В 1892 году Йохансен получает звание второго лейтенанта (норв. sekondløytnant) кавалерии норвежской армии. Это звание не предполагает оклада и Йохансен ищет работу. Поиск заработка привёл Йохансена к конкурсу на участие в полярной экспедиции Фритьофа Нансена на судне «Фрам» в 1893—1896 годов, целью которой было достижение Северного полюса. На 12 вакантных мест в экспедиции претендовало более 600 человек. Йохансен был принят на «Фрам» кочегаром и, по совместительству, метеорологом. «Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии. Дрейф «Фрама» прошёл не так близко к полюсу, как надеялся Нансен и он решил предпринять попытку пешего броска к полюсу. Как великолепный лыжник, Йохансен был избран напарником Нансена. Санная экспедиция снаряжалась в ограниченные сроки, используя только материалы, имеющиеся на борту экспедиционного судна. Первоначально предполагалось выступить на 6 нартах, но неудачный старт 26 февраля 1895 г. показал, что избранная конструкция была ненадёжна, а малое число собак (28) фактически заставляло проходить одну и ту же дистанцию шесть раз. Попытка старта 28 февраля также провалилась из-за аварии нарт. ?з-за этого были существенно сокращены запасы провианта (на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак). Кроме того, полярные костюмы из волчьего меха были неудачно скроены, и Нансен с Йохансеном сильно потели. Нансен решился вернуться к шерстяным вязаным костюмам, зарекомендовавшими себя не с лучшей стороны в Гренландской экспедиции 1888 г. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена окончательно покинул «Фрам» 84.083333, 101.58333384°05′ с. ш. 101°35′ в. д. / 84.083333° с. ш. 101.583333° в. д. (G) (O). Попытка добраться до полюса не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. ?з-за сильных морозов обледеневали шерстяные лыжные костюмы. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш. (8 апреля), они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-?осифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем кто-либо из их предшественников. Обратный путь был тяжёл из-за начавшегося таяния льдов и постоянного убывания собак: ослабевших животных скармливали их собратьям, собачатину ели и люди. ?з-за неосторожности Нансена, у полярников остановился хронометр, а при вычислении времени при повторном пуске часов, он ошибся: часы опережали истинное время на 26 минут. С 22 июня по 23 июля 1895 г. Нансен и Йохансен оказались блокированы сплошными полями тающих торосов, назвав свою стоянку «Лагерем томления». Температура иногда превышала нулевую, спать приходилось в мокрых спальных мешках, подложив под себя лыжи. Пришлось бросить большую часть снаряжения и обрубить трёхметровые нарты, сделав их пригодными для волочения одним человеком. Самым серьёзным моментом экспедиции было 5 августа 1895 г., когда медведица набросилась на Йохансена со спины. Он сказал Нансену спокойным голосом: «Вы должны поторопиться, если не хотите опоздать». Медведица собиралась откусить Йохансену голову, но ему удалось вывернуться и схватить её за горло, после чего зверь был застрелен Нансеном. Йохансен отделался царапиной на лице и несерьёзным ранением руки. Охотники в тот день ели парное мясо сырым. Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до архипелага Земля Франца-?осифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке с 28 августа 1895 по 19 мая 1896 года на мысе Норвегия (80.2, 55.61666780°12′ с. ш. 55°37′ в. д. / 80.2° с. ш. 55.616667° в. д. (G) (O)) в западной части острова Джексона. Температура в землянке поддерживалась на уровне замерзания воды, единственным средством освещения и приготовления пищи была жировая лампа, сделанная из оковки полозьев нарт (из нейзильбера). Полярники питались исключительно медвежьим и моржовым мясом и салом, оставив взятые с «Фрама» припасы для пути на следующий год. Неудачным было и выбранное место для зимовки, с частыми штормовыми ветрами и обширными прайдами песцов, которые расхищали скудное имущество зимовщиков (например, линь или термометр). С марта пришлось перейти на голодный паёк: кончались запасы, а припасы с «Фрама» не перенесли сырости и покрылись грибком. Только 10 марта удалось застрелить медведя, которым зимовщики питались 6 недель. Эта зимовка Нансена и Йохансена является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах. 21 мая 1896 г. зимовщики выступили в дальнейший путь, рассчитывая добраться до архипелага Шпицберген. Поскольку все собаки были съедены ещё в 1895 г., передвигаться приходилось пешком. 12 июня едва не произошла катастрофа: полярники расположились на берегу для охоты, когда сильным ветром связанные каяки были унесены в море. Нансен, рискуя жизнью, доплыл до каяков и вернул имущество, сложенное на их борту. Здоровье его при этом не пострадало. 15 июня едва не утонул Нансен, когда морж распорол парусиновый борт каяка, по счастью, не нанеся ему телесных повреждений. 23 июня 1896 года спутники неожиданно встретились английской экспедицией Джексона, и на его судне «Windward» вернулись в Вардё 13 августа, пробыв в Арктике три года. Членов экспедиции Нансена встречали как героев. Йохансен написал книгу о своём участии в экспедиции[1], которая была переведена на несколько языков, включая русский. В 1899 году Йохансен получил звание капитана инфантерии и отправился служить в Тромсё, на северное побережье Норвегии. Йохансен женился, с 1898 по 1902 год у него родились четверо детей: Тругве (норв. Trygve), Ялмар (норв. Hjalmar jr.), Марит (норв. Marit) и Пер (норв. Per). Брак не оказался счастливым, к тому же Йохансена преследовали финансовые затруднения. Погрузившись в пьянство, Йохансен в 1907 году оставил должность в Тромсё. Много лет спустя дочь Нансена Лив Хейер в своей «Книге об отце» высказывала мнение, что Йохансен после возвращения из арктической экспедиции так и не смог приспособиться к «цивилизованному обществу» Реабилитация полярника состоялась в 1907—1909 годах, когда благодаря протекции Нансена Йохансен получил работу последовательно в четырех экспедициях на Шпицбергене: под руководством Уильяма Спирса Брюса (1907), Теодора Лернера (1907—1908), Адольфа Гуля (1908) и Гуннара ?саксена (1909). В экспедициях вёл дневники, дневник Шпицбергенской экспедиции был опубликован в 2002 году. Нансен сохранил дружеские отношения с Йохансеном и, по-видимому, не имел повода усомниться в его авторитете полярника. Когда Руаль Амундсен обратился к Нансену с просьбой предоставить ему «Фрам», Нансен выдвинул в качестве условия участие Йохансена в этой экспедиции. Так в 1910 году Йохансен стал членом антарктической экспедиции Амундсена. 9 августа 1910 года «Фрам» покинул Норвегию, имея на борту 19 человек и 97 собак. Амундсен до последнего момента держал подчиненных в неведении относительно истинных целей путешествия. ?з всех экспедиционеров о ней знал лишь командир «Фрама» лейтенант Торвальд Нильсен (норв. Thorvald Nilsen). Только во время остановки на Мадейре 2 октября путешественники вместе со всем остальным миром узнали, что им предстоит участвовать в гонке за покорение Южного полюса. 13 января 1911 года, экспедиция Амундсена на «Фраме» подошла к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м., а также многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из армейских палаток, снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. «Фрам» ушёл 15 февраля 1911 года. В период с февраля по апрель команда Амундсена успела совершить три разведочных похода на юг до 84° ю.ш. Были оборудованы промежуточные склады с более 1200 кг провианта и размечена трасса. Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 24 апреля и длилась до 21 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение. Йохансен писал в дневнике: 12 апреля: мы живём теперь поистине роскошно, при хорошей еде и хороших напитках. Сегодня подали великолепный обед: куриный суп, жареную телячью грудинку, спаржу, на десерт — пудинг, из напитков — водку, портвейн, фруктовую воду, кофе и ликёр «Бенедиктин». В двери уже стучится Пасха — впереди целая неделя отдыха и беззаботной жизни. Сегодня вечером настал черёд мне и Преструду основательно помыться: после ужина для двоих человек есть возможность принять в кухне ванну, и не воспользоваться этим было бы грешно. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года. Йохансен считал этот выход преждевременным, но обязан был подчиниться. В первый полюсный отряд входили 8 человек: Амундсен, Вистинг, Йохансен, Хансен, Бьоланд, Преструд, Стубберуд и Хассель. Поход оказался неудачным: при температуре −56 °C лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 15 сентября Амундсен, имевший лучшую собачью упряжку, устремился обратно на базу, не позаботившись о безопасности своих людей, находившихся в более сложных условиях. Возвращение обернулось неорганизованным бегством, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. ?нтервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов. Во «Фрамхейме» даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C. Немедленно по возвращении во «Фрамхейм» Йохансен, основываясь на своем опыте полярных путешествий с Нансеном, подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный такой оппозицией Амундсен исключил Йохансена из полярной партии несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен, вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом, вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к магнитному полюсу на Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду. Поход троих полярников под командованием Преструда к Земле короля Эдуарда VII состоялся антарктическим летом, в ноябре-декабре 1911 года. Каирн, возведенный группой Преструда в горах Куин-Александра (-77.183333, -154.53333377°11′ ю. ш. 154°32′ з. д. / 77.183333° ю. ш. 154.533333° з. д. (G) (O)) 3 декабря 1911 года, сохранился до наших дней и является одним из исторических мест Антарктиды. Тем не менее, попытка добраться до магнитного полюса оказалась неудачной. В первом же порту, в который «Фрам» зашел на обратном пути в Норвегию, Хобарт на острове Тасмания, Амундсен уволил Йохансена, предоставив добираться в Норвегию самостоятельно. На родине Йохансен обнаружил, что его роль в экспедиции принижается, а героический эпизод спасения Преструда исчез из отчета. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Участники не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Без свидетельств своих спутников Йохансен оказался бессилен привлечь на свою сторону общественное мнение. Страдая от депрессии, Йохансен вновь обратился к пьянству и 9 января 1913 года на рассвете застрелился в возрасте 45 лет. Похоронен в своем родном городе Шиен, Норвегия. Ни Нансен, ни Амундсен не были на похоронах. Репутация Йохансена под влиянием слов Амундсена была в значительной мере подорвана и он оказался незаслуженно забыт. Только 1997 году, почти столетие спустя, биограф Рагнар Квам (норв. Ragnar Kvam) опубликовал посвященную ему книгу «Третий человек», считая вклад Йохансена в успех норвежских полярных путешествий не уступающим роли Нансена и Амундсена. источник

  - норвежский полярный исследователь, путешественник, участник экспедиций Амундсена и Нансена. Покончил собой 9 января 1913 года.
 

Метки:

1902 — (28 н. ст.) Газета "Московский листок" сообщила: "В Тенерифском порту было продано недавно на слом судно "Антиа", считающееся самым старым кораблем коммерческого флота на всем земном шаре. "Антиа" была спущена на воду в конце ХVI века и очень походила по своей форме на судно "Санта-Мария" на котором Христофор Колумб отправился открывать Америку."
 

Метки:

1902 — Родился советский полярный летчик, путешественник Сигизмунд Александрович Леваневский. В 1934 году участвовал в спасении экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что был удостоен звания Герой Советского Союза. В августе 1937 года руководил полетом самолета ДБ-А из Москвы через Северный полюс в Фербенкс (штат Аляска, США). Но самолет потерпел катастрофу. Экипаж погиб
 

Метки:

1905 — Лас-Вегас официально провозглашен городом. Первым американцем, обнаружившим долину Лас-Вегаса, был Джедедия Смит, экспедиция которого пришла в эти края в 1827 году. Он нашел оазис и описал его как лучшее место для пополнения припасов по пути на запад, в Калифорнию. В 1844 году экспедиция под руководством американского офицера, исследователя и первопроходца Джона Фримонта основала возле Лас-Вегас-Спрингс форт, использовавшийся в качестве опорного пункта во время американо-мексиканской войны 1846-48 годов. В 1855 году в долину Лас-Вегас прибыли тридцать мормонов, купивших участок земли у индейцев и основавших поселок. Однако уже в 1857 году, во время войны между мормонами и правительством США, известной как "Война в Юте", мормоны были изгнаны. В последующие десятилетия в районе современного Лас-Вегаса существовало ранчо, где, в том числе, выращивался виноград и производилось вино. В 1905 году было закончено строительство железной дороги, связавшей Солт-Лейк-Сити в Юте и Лос-Анджелес в Калифорнии. Долина Лас-Вегаса с ее источниками воды была очень удобным местом для экипировки паровозов.
 

Метки:

1910 — Жертвой кораблекрушения стал английский грузовой пароход «Скерриуор», который столкнулся с немецким пятимачтовым барком — шхуной «Джей Си Виннен» близ Гастингса и утонул.
 

Метки: