Календарь на 30-е мая

713 — По повелению императора Японии началась первая опись провинций страны, их населения, топографии, животного мира, сопровождавшаяся оценкой урожаев и минеральных ресурсов, а также записью древних легенд. Из этих детальных характеристик административных единиц Японии, получивших название «фудоки», только пять дошли до наших дней — три по о. Хонсю и две по о. Кюсю, законченные в 715—733 гт. Возможно материалы, имевшиеся в фудоки, были использованы при составлении первой карты главных Японских о-вов. Ее автором считается буддийский монах Босатсу Гюёги, в юности эмигрировавший из Кореи в Японию (конец VII в.). Он много путешествовал по стране, участвовал в строительстве дорог, мостов и каналов. Его карта, законченная до 749 г., не сохранилась.
 

Метки:

1498 — Началась третья экспедиця Х. Колумба в Новый Свет. 6 небольших кораблей, 300 человек команды покинули устье Гвадалаквира. Не понимая , почему до сих пор он не встречал в своей « Индии » огромных природных богатств, Колумб посоветовался с ученым-ювелиром и по его указанию решил держаться ближе к экватору. У о. Йерро адмирал разделил флотилию: три корабля он послал прямо к Эспаньоле, три других повел к о-вам Зеленого Мыса. Оттуда он взял курс юго-запад, «намереваясь достичь линии экватора и далее следовать к западу до тех пор , пока остров Эспаньола не останется к ветру». (Колумб обратился к ювелиру, полагая что тот по роду деятельности должен знать, где могут встречаться драгоценные камни и золото. В те времена считалось, что они образуются в условиях жаркого климата).
 

Метки:

1498 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "В среду утром вернулись мавры, взяли капитана во дворец, и всех нас заодно. Подробнее

Дворец наводняли вооруженные люди. Долгих четыре часа капитана и провожатых заставили прождать у дверей, которые открылись только когда царь велел принять капитана и двух человек по его выбору. Капитан пожелал, чтобы с ним пошли Фернану Мартинш, который мог служить переводчиком, и его секретарь. Ему, так же, как и нам, показалось, что такое разделение не сулит ничего хорошего. Когда он вошел, царь сказал, что ожидал его во вторник. Капитан ответил, что устал после долгого пути и по этой причине не смог прийти. Король спросил, почему капитан говорит, что прибыл из богатого царства, а сам ничего не привез. А еще говорил, что привез письмо, а сам до сих пор его не передал. На это капитан ответил, что не привез ничего, поскольку целью плаванья были открытия, но когда придут другие корабли, царь увидит, что они привезут. Что же касается письма, то он действительно привез его и готов вручить незамедлительно. Тогда царь спросил его, что он открывал – камни или людей? Если он открывал людей, как он говорит, почему ничего не привез? А ему доложили, что у него есть золотой образ Девы Марии. Капитан ответил, что Дева Мария не золотая, но даже если бы она была золотой, он не смог бы расстаться с ней, поскольку она вела его через океан и будет вести обратно на родину. Царь снова спросил про письмо. Капитан попросил позвать христианина, который говорит по-арабски, поскольку мавры могут желать ему зла и перевести неправильно. Царь согласился. И на его зов явился молодой человек, некрупного сложения, по имени Куарам. Капитан сказал, что у него два письма. Одно написано на его родном языке, другое на мавританском. Что он может прочитать первое письмо и знает, что в нем написано только надлежащее. Что касается второго, он не способен его прочесть и не знает, не содержится ли в нем чего-нибудь ошибочного. Поскольку христианский переводчик читать по-мавритански не умел, четверо мавров взяли письмо и принялись его читать между собой, после чего перевели царю, который остался доволен его содержанием. Тогда царь спросил, какими товарами торгуют в нашей стране. Капитан назвал зерно, ткани, железо, бронзу и многое другое. Царь спросил, есть ли у нас при себе эти товары. Капитан ответил, что есть всего понемногу, в качестве образцов, и если ему позволят вернуться на корабли, все это выгрузят на берег, а в это время четыре или пять человек останутся на месте ночевки. Царь ответил: «Нет!» Капитан может забрать всех своих людей, спокойно добраться до кораблей, разгрузить их и доставить товары во дворец самым удобным способом. Оставив царя, капитан вернулся к месту ночевки, и мы с ним. Было уже довольно поздно, и в этот вечер мы никуда не пошли"

 
 

Метки:

1615 — Корабль "Дискавери" капитана Р. Байлота и штурмана У. Баффина, посланный компанией лондонских купцов на поиски Северо-Западного прохода, подошёл к острову Резольюшен при входе в Гудзонов пролив. В начале июня у северных берегов пролива англичане открыли группу островков Савидж, а у выхода (в Гудзонов залив) - острова Ноттингем, Солсбери и Милс на 64 градусе с.ш.
 

Метки:

1778 — Капитан Кук в своём третьем плавании вокруг света, целью которого было открытие Северо-Западного прохода, у 60 градуса 40 минут с.ш. взял пробу воды, оказавшейся почти пресной. Он понял, что находится не в море, а в устье большой реки, названной им Тарнагейм. Кук ошибся. Он находился в узком заливе, носящем сейчас его имя.
 

Метки:

1791 — Начало второго плавания Северо-Восточной экспедиции (см. 8 августа 1785 года) — от Камчатки к Алеутским островам и Уналашке на 2-х кораблях "Слава России" и "Черный орел"
 

Метки:

1822 — Опубликован роман писателя Вальтера Скотта «Приключения Найджела» — «сочинение автора „Уэверли“.
 

Метки:

1827 — Французский путешественник Огюст Кайе, направляющийся в Тимбукту - торговый город на Нигере, "королеву пустыни", как его называли в Европе, перешел Танкисо, большую реку с крутыми берегами, относящуюся к бассейну Джолибы (Нигера).
 

Метки:

1874 — (18 мая по ст. ст.) По инициативе начальника электрической части Адмиралтейства Николая Павловича Булыгина впервые в мире начали вводить электрическое освещение на морских судах: на фрегате «Петропавловск», пароходе «Ильмень», яхте «Ливадия» и фрегате «Севастополь».
 

Метки:

1883 — В Нью-Йорке в день открытия для пешеходов полукилометрового Бруклинского моста, соединявшего Манхэттен с Бруклином, в ту пору самого крупного из висячих мостов мира, произошла трагедия. Кто-то из зрителей, пришедших посмотреть на чудо инженерной мысли, решил пошутить и крикнул, что мост рушится. Началась паника, сопровождающаяся чудовищной давкой, в которой погибли 12 человек и множество людей получили различные травмы.
 

Метки:

1886 — Во время перехода из Одессы в Мариуполь в 60 милях от Белосарайского маяка в Азовском море потерпел кораблекрушение - в шторм переломился пополам и затонул товарный пароход "Ястреб", принадлежащий "Русскому обществу пароходства и торговли" (РОПиТ).
 

Метки:

1902 — Трёхмачтовое судно "Баярд" шло вдоль берегов Чили, выдерживая сильные порывы ветра. Вдруг на палубе появился лейтенант Педрон с топором в руках. Он начал рубить снасти, а потом бросился на матросов. Более часа продолжалась борьба, пока Педрона не заперли в каюте, где он умер на следующий день от буйного помешательства... Служба в парусном флоте была тяжёлой всегда, и в 17 веке и в 20-м. Команды последних в истории парусников состояли обычно из капитана, помощника, лейтенанта, механика, боцмана, плотника, двух десятков матросов. Офицеры работали больше подчинённых, они несли вахту, делали астрономические расчёты, присутствовали на распределении среди матросов еды, два раза на дню, а то и чаще осматривали корабль. Даже при хорошей погоде были заняты по 16-18 часов в сутки. Удобства при этом были относительными и мало в чём отличались от матросских. Поэтому случай, подобно описываемому не мог быть редкостью
 

Метки: