Летопись газеты «Моряк»

«В «Моряке» мы печатали всё, что имело отношение к морю и морской профессии»
(К. Паустовский «Время больших ожиданий» )

В ноябре 1911 года в Одессе распространилась прокламация с обращением «Ко всем черноморским морякам»; в ней сообщалось, что за границей создана «Инициативная группа черноморских моряков», которая намерена в нелегальных условиях выпускать свою газету . Вскоре из-за рубежа поступили первые экземпляры новой газеты — она получила название «Моряк».

С 20 января по 20 апреля 1912 года в Вене на Мариенгассе, 17 были отпечатаны 2, 3, 4, и 5 номера газеты

Май 1912 — начало 1913 года. В в типографии Добри Димитрова в портовом городе Варна печатались тиражи «Моряка» с номера шестого по 12-й (В начале 1912 года редколлегия обратилась за содействием в поисках типографии к товарищам из ЦК Болгарской рабочей социал-демократической партии (тесняков)

25 января 1913 года подготовлен к печати уже в Александрии (Египет) тринадцатый номер газеты. Теперь под его шапкой значилось: «Общероссийский орган морских и речных судовых команд».

С 14 по 21 февраля 1913 года в Александрии проходила I Всероссийская конференция морских профессиональных организаций судовых команд, на которой редколлегия «Моряка» выступила с отчетом.

Весной 1913 года в Константинополе арестован член редколлегии Петр Бастричев, в мае в Александрии — Михаил Адамович и еще один член редколлегии Владимир Мирский-Мариниоло. По доносу провокаторов их арестовала британская колониальная полиция — якобы за печатание фальшивых английских денег. Она конфисковала все имущество редакции, ее архивы и ценные бумаги, а потом передала российским жандармам. Арестованных членов редколлегии «Моряка» доставили в Одессу

12 сентября 1913 года вышел четырнадцатый номер газеты. К нему был приложен листок-предостережение, в котором шла речь об агентах охранки, проникших в Загранцентр «Союза», назывались имена провокаторов. Подробности об их «деятельности» газета обещала поместить в пятнадцатом номере. Но он не вышел. Четырнадцатый оказался последним нелегальным изданием «Моряка».

В четверг 30 марта (12 апреля по новому стилю) 1917 года в Одессе вышел первый легальный номер «Моряка». Еженедельная газета стала органом Всероссийского союза моряков торгового флота.

18 апреля 1917 года — В третьем номере «Моряка» появилось сообщение: «Общее собрание моряков торгфлота, состоявшееся-10 апреля 18 года в здании городской Думы, постановило конфисковать №2 газеты «Моряк» в связи с опубликованием в ней статьи Гр. Суходоля «Кто —мы?», отражающей взгляды кадетской партии, и освободило Гр. Суходоля от редактирования газеты «Моряк». Новым редактором стал известный на флоте 30-летний капитан дальнего плавания Михаил Николаевич Ермолин.

16 октября 1917 года Южная областная конференция членов профсоюза моряков и речников приняла решение впредь до создания своего органа считать одесскую газету «Моряк» органом ЦК Союза. Газета продавалась от Кронштадта и Гельсингфорса до Баку, Царицына и Владивостока, во всех портах Черноморья, Азова, на пристанях Днепра, а также за границей — в Александрии, Салониках, Барселоне и других морских городах.

В июле 1920 года вышел сороковой номер (видимо, его неточно высчитали с 1911 года) газеты «Моряк» — органа районного комитета Всероссийского союза рабочих водного транспорта. Это было первое издание «Моряка» после Гражданской войны, во время неё газета не выходила

15 сентября 1920 года — вышел последний 48 номер газеты. Редакция на улице Гоголя выпустила в 1920 году лишь девять померев Газеты общим тиражом 17 тысяч экземпляров.

17 февраля 1921 года появился 49-й выпуск «Моряка». Теперь это была, как значилось под заголовком, краевая газета Черного, Азовского и Каспийского морей.

«Болгарский пароход «Варна» доставил 12 февраля: Одессу 1860 военнопленных, но из-за отсутствия ледокола замерз у Воронцовского маяка, и пленные высадились на берег по льду.
О снабжении водников. Распространены 208 головных уборов, 4800 банных билетов и 200 талонов на починку часов.»

«Несмотря на блокаду, в 1920 году в Одесский порт на дубках из Турции доставлены 80 пар американских ботинок 520 пар сандалий, 2 кило камней для зажигалок, 168 пачек свечей, 2 бочки маслин, 200 штук стеклянных браслетов …»

Почти весь 1921 год «Моряк» печатался на табачных и чайных акцизных бандеролях — зеленых, красных розовых, а затем даже на оберточной бумаге — рыхлой или глянцевой. Именно в шапке этого «Моряка» появится девиз — «Пролетарии всех морей, соединяйтесь!» (1 мая ).
Иванов всегда был в дыму проектов. Некоторые из них он осуществил у нас в «Моряке». Это сопровождалось то удачей, то более или менее крупным скандалом. Но большая часть проектов жила всегда несколько часов. Иванов с удивительной легкостью от них отрекался. Первый осуществленный проект сгоряча показался нам интересным. Во всяком случае, он поражал новизной. Иванов предложил перед заголовком, где у всех газет стояли слова: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», печатать другой лозунг, совершенно морской: «Пролетарии всех морей, соединяйтесь!». На заголовке газеты был изображен Воронцовский маяк, бросивший четыре луча света. Слова о «пролетариях всех морей» были напечатаны на этих маячных лучах на четырех языках: английском, русском, французском и немецком. Но этот номер «Моряка» с таким удивительным лозунгом был первым и последним. Иванова вызвали в губком. Он вернулся неестественно бледный и потому красивый и приказал, заикаясь, тотчас же разбить пышное клише с морским лозунгом и заказать новое, с тем же Воронцовским маяком, лучами света, но с правильным лозунгом» К. Паустовский)

23 июня 1921 года увидел сотый номер газеты, отпечатан на настоящей белой бумаге, с красным цветом и прекрасной версткой. В этом номере опубликованы  стихи Э. Багрицкого, Г. Шенгели, К. Паустовского (за подписью К. П.), Э. Германа (впоследствии известного сатирика Эмиля Кроткого), рассказы И. Бабеля «Король», В. Катаева «Сэр Генри и черт», переводы из книги «Море» французского поэта Жана Ришпана.

7 октября 1921 года — На 143-м номере выпуск газеты вновь пршлось приостановить.

11 января 1922 года вышел 144-й номер. Теперь краевая газета Черноморья, Азова и Каспия выходила на восьми страницах большого формата.

16 февраля 1922 года — С номера 160-го «Моряк» стал окружной газетой объединенного союза рабочих водного и железнодорожного транспорта Черного и Азовского морей. Название газеты дублировалось на английском и французском,

Последний в 1922 году №291 увидел свет 29 декабря.

Первый номер 1923 года вышел в понедельник 1 января. «Моряк» стал органом ЦК профсоюза рабочих водного транспорта и выходил теперь три раза в неделю.

Именно необычайная популярность «Моряка» не позволила в марте 1925 года выполнить решение вышестоящих органов и закрыть газету. На первой странице газета опубликовала фельетон, в котором изображались похороны «Моряка» с траурной процессией из 14000 подписчиков. «Мы вас послушали — и ладно, а на похороны мы не пойдем»,— заканчивалась эта необычная по своей дерзости передовая. Публиковались и письма читателей, моркоров: «Не дрейфь, братишка «Моряк», мы с тобой!» Тогда удалось спасти любимую газету.

И все-таки в 1926 году из-за финансовых трудностей («в силу чрезвычайно тяжелых материальных причин») издание газеты пришлось прекратить.

В июне 1930 года издание газеты «Моряк» в Одессе возобновилось.

6 августа 1944 года возобновилась деятельность редакции «Моряка» после освобождения Одессы.

В 1972 году «Моряк» стал еженедельником. Теперь он печатается на 12 страницах в две краски. Первый номер еженедельника увидел свет в четверг 30 марта — как и его первый номер в революционном семнадцатом году.
Источник

Запись опубликована в рубрике Библиотека с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *