Путешествие по футбольной Европе военной поры

В войну в футбол не играют. Не до него. Чемпионат Советского Союза был остановлен в 1941 году и возобновился в 1945-м, то же в Англии и в Польше — перерыв в футбольных соревнованиях с 1939 по 1946 годы. То есть, футбол определенным образом может служить лакмусовой бумажкой степени вовлеченности того или иного народа в войну.
Австрия
Австрия стала первой жертвой агрессивной политики Гитлера. Фашисты оккупировали её в марте 1938 года и без особого душевного трепета присоединили к Рейху. Один ведь народ! Австрийцы вобщем-то не очень и протестовали, но собственный футбол потеряли. Сборная была распущена, её лучшие футболисты привлечены к играм Бундестим, которая готовилась участвовать в чемпионате мира. В сборную Германии был приглашен даже любимец венских болельщиков еврей Маттиас Шинделар, называемый ими Моцартом футбола. От такой чести спортсмен отказался и через год погиб при странных обстоятельствах. Что же касается клубов, то они сменили Национальную лигу, созданную всего за год до Аншлюса, на основанную немцами «Гаулигу Остмарк». В ней выступали то 9, то 10 команд, в том числе шесть из Вены. Чемпионаты Гаулиги в течение всей мировой войны не прерывались. Все их выиграл столичный «Рапид», а в 1941 году он даже взял золотые медали чемпионата Германии.

Германия
Раз уж мы упомянули футбол Третьего Рейха, то поговорим о нем. К моменту прихода к власти нацистов германский футбол был территориально раздроблен. Чемпион страны определялся по системе плей-офф между победителями первенств немецких Земель. Количество команд зашкаливало за 600, и их уровень был невысок. Нацисты упорядочили эту систему. В административных районах были созданы Гаулиги. Каждая состояла, как правило, из десять клубов. Сначала Гаулиг было 16. После аншлюса Австрии их стало 17, чуть позже в их число вошли Эльзас и Лотарингия, Люксембург и часть оккупированной Польши, населенная немцами. Таким образом, количество клубов, сражавшихся за титул, сократилось до 170. Победители Гаулиг разыгрывали затем между собой звание чемпиона. 22 июня 1941 года в подобном финале как раз и сошлись «Рапид» и «Шальке-04» (4:3). Футбол в Германии процветал до 1943 года, когда победы на фронтах войны сменились поражениями. Футболистов начали мобилизовывать в армию, состав команд резко «постарел» и качественно упал. Последний финальный матч чемпионата Рейха состоялся в 1944 году. Дрезден победил Гамбург 4:0.

Чехословакия
После Австрии Гитлер взялся и за неё, разделив в 1939 году на Словакию, провозглашенную  независимым государством, и область Моравии и Богемии, ставшую территорией Германии. Футбол благополучно существовал там и там. Чемпионат Словакии разыгрывался до 1944 года, победителем четырежды становился «Слован» из Братиславы и раз другой столичный клуб ОАР. Популярны в те годы были не только официальные матчи, но и товарищеские. Например, в 1940 году «Слован» играл с сербской командой «Югославия», берлинской «Гертой»(29 декабря в Берлине наблюдался мороз -10, но зрителей собралось около 11 тысяч), командой Лейпцига.
В Богемии и Моравии (бывшей Чехии) футбольные клубы были объединены в так называемую Народную лигу (в Чехии её называют Чешскоморавская), действовавшую до 1944 года. В Лиге выступали 8-9 команд, в том числе СК «Пльзень», «Славия», «Богемианс». Игры пользовались популярностью.  6 ноября 1942  за поединком пражских «Славии» и «Спарты» наблюдало 33000  человек . Чемпионом Народной лиги все годы войны становилась только «Славия».

(«Наши представления об оккупации сформированы фильмами и книгами советской эпохи: пустынные улочки мрачного города, по которым до начала комендантского часа стремятся прошмыгнуть редкие и плохо одетые прохожие, на каждом шагу парные патрули эсэсовцев в касках и с автоматами, рвущиеся с поводка со злобным лаем овчарки, грохочущие по мостовым гусеницы танков, солдаты в полной полевой выкладке, зловеще взирающие из-под глубоких касок, лающие команды, выстрелы, виселицы…

Прага того времени выглядела совершенно иначе. Судя по воспоминаниям, утро среды 27 мая 1942 года было солнечным, теплым. Улицы заполнял поток хорошо одетых людей, спешащих на работу на велосипедах или на трамваях хорошо знакомой нам красно-белой расцветки. На каждом углу пекарни, кондитерские, кафе, продуктовые лавочки. Школьники направляются в гимназии, в скверах гуляют мамы с колясками, на Влтаве уже снуют прогулочные кораблики. По вечерам дают представления театры, работает кинематограф, народ сидит в трактирчиках и пивных, а по улицам неспешно дефилируют чешские полицейские – в привычной глазу форме старого образца. И никакого комендантского часа с патрулями. Продуктовые лавки полны и изобильны, но без карточек уже не обойтись: не то чтобы уж очень ощущалась нехватка продуктов, просто это еще одна форма контроля за населением, помимо уже обязательных трудовых книжек и сохранившейся со времен республики полицейской регистрации по месту жительства. А в целом все почти как «до немцев», хотя, разумеется, в полной мере работали и специальные службы Третьего рейха, а для чешских евреев настали поистине черные времена. Для подавляющей же части населения мало что изменилось: порядки те же, муниципальная власть и полиция остались, все те же старосты, мэры, муниципалитеты, так же работают почты, больницы, школы, суды, так же функционируют системы социального обеспечения и налоговая. Даже президент, правда уже протектората, тот же – бывший президент республики Эмиль Гаха, есть и правительство: премьер, министры. Запрещены старые политические партии, но это можно пережить. Более того, немцы даже учредили вооруженные силы протектората: пусть там всего 7 тыс. «штыков», зато сохранены прежняя форма, звания, эмблемы, система наград, а костяк – генералы, офицеры и унтер-офицеры старой чехословацкой армии. Все это не из гуманизма, а сугубо из немецкого прагматизма: к чему менять пирамиду власти, если ее целесообразнее использовать в том же виде, но под своим контролем. Конечно, первые месяцы оккупации чехам было обидно, случались забастовки, на улицы выплескивались демонстрации, в ответ следовали репрессии – аресты, порой расстрелы. Но благодаря грамотной политике немецких функционеров к 1941 году все в основном успокоилось, особенно когда решился вопрос с безработицей. А там уже и Гейдрих появился: за какие-то две-три недели он полностью ликвидировал остатки Сопротивления. Но затем резко сократил террор и объявил об окончании политических преследований, повысил норму жиров для 2 млн чешских рабочих, выделил 200 тыс. пар обуви для тех, кто работал в военной промышленности, увеличил рацион сигарет и продуктов, выдаваемых по карточкам. А еще реквизировал гостиницы и пансионаты на курортах, превратив их в дома отдыха для чешских рабочих. Было еще много всякого по «мелочам», включая повышение зарплаты и улучшение системы социального обеспечения». Источник)

Румыния и Венгрия
Обе страны были союзницами Германии и отошли от неё на фоне успехов Красной армии. Чемпионат Румынии проводился с 1909 года, но во время войны был разыгран лишь раз в сезоне 1940-1941 годов. В том турнире приняли участие 13 команд. Зато Кубок страны «не утихал». В 1940 году победы в нем пытались добиться 32 команды, а в 1943 даже 34. Чаще других в те времена Кубком владел бухарестский «Рапид».
Чемпионат Венгрии в годы войны тоже не прерывался, но подробности его очень сложно найти, клубы в своих официальных сайтах те времена дружно обходят молчанием. Будто «Могучие мадьяры» Пушкаш, Божик, Кошич взялись ниоткуда. Тем не менее, например, в сезоне 1940-1941 годов в турнире выступало 14 команд, игравших друг с другом по круговой системе. Чемпионом стал «Ференцварош». В 1942, 1943 годах побеждал другой будапештский клуб «Киштекст», после войны превратившийся в армейский «Гонвед». До 1944 года регулярно разыгрывался и Кубок Венгрии.

Греция, Болгария и Италия
Греция вступила в войну в конце октября 1940 года с вторжения на ее землю итальянских войск. Греки отбили нападение. В апреле 1941 года на смену итальянцам пришла немецкая армия и в середине мая полностью захватила страну. Греция была освобождена через три года. Всё это время национальный чемпионат и Кубок не разыгрывались.
Болгария выступала в войне на стороне Германии. Её первенство было остановлено только в 1944 году. Всё остальное время турнир проводился. Чемпионами становились дважды софийская «Славия», «Левски» из Пловдива, ЖСК (София). В чемпионатах, которые разыгрывались по олимпийской системе, начиная с 1/8 (а в 1943 даже с 1/16) финала, участвовала и команды из Скопье (Македония). Клубы проводили матчи дома и в гостях.
Самой верной союзницей Гитлера была Италия. Её футбол во время мировой войны действовал, будто ничего вокруг не происходило. «На манеже были всё те же»: «Ювентус», «Милан», «Рома», «Лацио», Бари», «Наполи», «Торино». В 1941 году чемпионом стала «Болонья», в 1942 — «Рома». 11 января 1942 года состоялось очередное римское дерби «Рома» — «Лацио» (2:1). В это время в ленинградский горком партии поступила докладная записка ученых о возможности выращивать в пригородах и в самом городе — в садах, на пустырях — картофеля и овощей. В 1943 — «Торино». В сезоне 1943—1944 война вплотную приблизилась к Апеннинам, чемпионат, тем не менее, был разыгран (победил малоизвестный клуб из Специи), но летом 1944 года ФФИ признала его неофициальным, ссылаясь на то, что команды Южной Италии участвовать в нем не смогли. В 1945 Серия «А» возобновила деятельность.

Дания, Нидерланды, Бельгия
9 апреля 1940 года Германия проинформировала правительство Дании о намерении оккупировать страну, чтобы предотвратить её захват Англией. Оборона Дании продолжалась с 4:20 до 6 часов утра, после чего король Кристиан X подписал капитуляцию. 14 — 17 мая Германия заняла Голландию, 4 июня пала Бельгия. В Дании чемпионат не прерывался, хотя команды испытывали трудности, например, не было горячей воды в душевых. В декабре 1942 года на одном из матчей команд «АБ» и «Б-93» присутствовало 27000 зрителей. Победителями первенств Дании 1941-1945 годов дважды становились клубы «Фрем» и «АБ» и раз «Б 93».
Примерно так же было и в Голландии. Как и до войны, чемпионат разыгрывался в круговых турнирах двух лиг, победители которых выходили в плей-офф. Лишь в сезоне 1944-1945 годов турнир не проводился. В 1943 и 1944 годах команды боролись и за Кубок страны.
В 1940 году после оккупации чемпионат Бельгии был отменен. Но затем жизнь вошла в свою колею. В 1941, 1942, 1943, 1944 годах в турнире участвовали от 14 до 16 команд, играли, как обычно, дома и на выезде.

Франция
Франция тоже сопротивлялась немцам не долго. Всего 44 дня, с 10 мая по 22
июня 1940 года. И, видимо, в знак протеста решила в футбол во время оккупации не играть. Чемпионаты 1939 — 1945 годов не проводились. Однако Кубок Франции в дни войны разыгрывался регулярно. А так как по его правилам к борьбе допускались коллективы и профессиональные и любительские, в желающих недостатка не наблюдалось. В 1942 году за чудесный трофей спорили 469 клубов. Победил парижский «Ред Стар», 17 мая 1942 года обыгравший в финале «Сет» из одноименного городка 2:0. Тот матч на Олимпийском стадионе Парижа смотрели 40000 болельщиков. Примерно через год, 22 мая, на той же спортивной арене «Марсель» в упорном поединке взял верх над «Бордо». Зрителей тогда, правда, было уже чуть меньше — 32000 (в тот же день, на рассвете 22 мая 1943 года фашисты, окружив белорусскую деревню Шуневка, согнали ее жителей в сарай и сожгли)

Международные матчи
Национальные первенства — это всё-таки внутренние дела тех или иных стран. Были возможности и желания, проводили, не было — не проводили. Но оказывается, в «пылающей огнем войны» Европе пышным цветом цвела и международная футбольная жизнь. В 1941 году проведены 19 товарищеских матчей европейских сборных, среди них Словакия — Хорватия, Швеция — Дания, Швейцария — Венгрия, Финляндия — Германия. В 1942 — 27 игр: Италия — Испания, Франция — Швейцария, Хорватия — Болгария, Латвия — Эстония, Германия — Румыния. В 1943 — 12, в том числе в Берлине Нидерланды — Сербия, и даже два в 1944, когда война бушевала буквально за окнами: Франция — Бельгия и Хорватия — Словакия. Кстати, только в 1942 году ФИФА решилась на исключение команды Германии.
3 мая 1942 года в Будапеште сошлись сборные Германии и Венгрии. Одним из участников игры был 22-летний нападающий «Кайзерслаутерна» Фриц Вальтер, будущий капитан и лидер сборной ФРГ, обыгравшей в финале ЧМ-1954 непобедимых венгров. Но не финальный поединок, а именно тот майский стал важнейшим в судьбе футболиста. В 1943 году он был мобилизован, попал на фронт и оказался в советском плену. Дело было в Венгрии, его узнал охранник, один из свидетелей поединка в Будапеште, доложил по команде, и Вальтер вместо того, чтобы ехать в Сибирь, куда отправили его товарищей, остался играть за ту самую воинскую часть, которая его охраняла. А в 1945 был отпущен домой.

День в истории футбола и войны
Воскресение, 15 марта 1942 года (выбран произвольно)
— Состоялись матчи 20 тура Серии «А». «Рома» обыграла «Фиорентину» 1:0, «Генуя» и «Милан» сыграли вничью 1:1.
— Упорные бои в районе Севастополя и Керчи, к югу от реки Донец, на Волховском фронте
— В Севилье сборная Испании нанесла поражение французам 4:0
— Отряд польских партизан, действовавший недалеко от города Августова, пустил под откос немецкий поезд с боеприпасами.
— Прошли матчи 13 тура чемпионата Австрии. «Ваккер» проиграл ФК «Вена» 2:4.
— В Ленинграде около 100 тысяч человек, многие из которых едва держались на ногах, вышли на воскресник по очистке трамвайных путей, уличных магистралей и дворов от снега и мусора. Артиллерийский обстрел был в тот день слабее обычного, всего 68 снарядов. Ранен один человек.
— Пражское дерби. Матч «Спарта» — Славия». Зрителей примерно 30000.
— У села Новопетровка под Одессой расстреляны 150 евреев, из них 90 детей.

Запись опубликована в рубрике Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *