Вокруг света на пироге.

 Кругосветная регата Volvo Ocean Race — соревнование коллективное. И хотя его участникам очень тяжело, морякам, преодолевающим ту же дистанцию в одиночку, гораздо труднее. Но вот парадокс, кругом земли на малом судне первым прошёл именно шкипер-одиночка — Джошуа Слокам, и лишь спустя три года, его примеру последовала команда яхтсменов. О втором в истории путешествии вокруг света на яхте и первом командном — этот рассказ.

 Безработный рыцарь парусного флота.

В 15 лет Джон Восс, тогда, впрочем, он был ещё Иоганессом Краусом Фоссом, стал учеником плотника на одной из германских судоверфей. Освоив профессию,  нанялся судовым плотником на трехмачтовый барк, следующий в Южную Америку, затем ходил на разных парусных кораблях, учился судовождению, в 1887 году в Англии получил права штурмана, служил вторым штурманом, первым, капитаном. Обосновался в Канаде. Капиталов не нажил, а работы лишился: в начале ХХ века на смену парусникам пришли пароходы, а Восс был фанатом паруса. В начале 1901 года в Виктории, что на тихоокеанском побережье Канады, познакомился с журналистом Н. Лакстоном, от которого узнал о назначении приза в 5000 долларов тому, кто на яхте меньших размеров, чем у Слокома, повторит его достижение — обойдёт вокруг света. 5000 долларов для тех времён — деньги приличные, да и, видимо, делать на берегу Воссу было нечего. Решился. Строить яхту средств не имел, потому купил за небольшую плату у одного из местных индейских вождей боевую пирогу, выдолбленную из цельного куска дерева, назвал «Тиликум» («Друг» по-индейски), настлал палубу, соорудил маленькую рубку, установил три мачты. Получился кораблик длиной 11,4 метра, шириной 1,5 метра. «Спрей» Слокама был на 40 см. короче, но в два раза шире и имел гораздо большую осадку. В мае 1901 года Восс вышел в море. Но не один, так как количество участников плавания в условиях не оговаривалось, взял себе в попутчики Лакстона, тот собирался писать о путешествии книгу.

 Восс и его «команда».

Оказалось, о том легче мечтать, чем сделать. До того журналист в море не бывал и о морской профессии понятия не имел. Однажды его неприспособленность едва не стоила партнёрам жизни. «Тиликум» попал в шторм, и, чтобы его не развернуло боком к волне, в определённый момент Лакстон должен был по команде Восса бросить плавучий якорь. И вот перед носом лодки встала огромная стена воды. «Якорь за борт!» — заорал Восс. Лакстон повиновался, якорь бросил, но не в воду, а на палубу, сам же мгновенно взобрался на мачту. Потом вспоминал, что такой стремительности не проявлял больше никогда. Хорошо, Восс вовремя вмешался и спас положение. Впрочем, науку мореплавания журналист всё-таки освоил, и когда спустя 5 месяцев на острове Сува архипелага Фиджи отказался от дальнейшего плавания и на почтовом пароходе отбыл в Сидней, шкипер был не на шутку огорчён. Вторым  матросом «Тиликума» стал опытный моряк, но на пятый день пути в шторм его смыло волной за борт. Потом были новые спутники. Воссу с его лёгким характером находить их было не сложно. Кого-то привлекали возможные приключения, кто-то экономил на билете до определённого места, последний товарищ Восса, больной туберкулёзом, решил, что умирать всё равно где, в море даже лучше — меньше возни с погребением, но к концу рейса поправился.

 «Так проходит людская слава»

От Фиджи Восс пошёл к Австралии, побывал в Сиднее, Мельбурне, Аделаиде, переправился в Тасманию, оттуда отправился в Новую Зеландию. Всюду встречал радушный приём, за деньги демонстрировал «Тиликум», пополняя таким образом свой скудный бюджет, в Новой Зеландии стал почётным вождём одного из племён аборигенов, так подтвердил плаванием предание о том, что когда-то маори пересекали Тихий океан на пирогах. От Новой Зеландии повернул на север. Возле одного из островов архипелага Новые Гебриды в штиль едва не угодил в плен к местным каннибалам. Торресовым проливом вышел в Индийский океан. В 100 милях от берегов Южной Африки попал в жестокий шторм, но вновь выручил плавучий якорь. В Дурбане, Кейптауне, даже в сухопутном Йоханнесбурге снова показывал «Тиликум». Закончил кругосветку 21 мая 1904 года в бразильском  Пернамбуку. оттуда прошёл в Лондон, где был принят членом Королевского географического общества и почётным членом Лондонского яхт-клуба. Приз за кругосветный вояж получил. По возвращении в США ходил капитаном на промысловых шхунах в северных широтах Тихого океана. В 1912 году предпринял ещё одну попытку длительного плавания на маломерном судне, но она закончилась плачевно. У берегов Японии кораблик попал в центр тайфуна, и лишь чудо спасло его и экипаж от гибели.  1913 году опубликовал книгу «Славные плавания капитана Восса». Умер Джон Восс, всеми забытый, 90 лет назад, 2 февраля 1922 года в небольшом городке неподалёку от Сан-Франциско, где работал … водителем пассажирского автобуса.

Запись опубликована в рубрике Путешествия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *