Маршрутом Симферополь-Львов-Симферополь.

Нелюбовь к суркисам интернациональна. Распространение китайских товаров глобально. Потому так похожи вещевые рынки Львова и Симферополя и одним текстом требуют отставки президента ФФУ заборы и стены Крыма и Галиции. Но этими двумя моментами и заканчивается сходство их столиц. В остальном они антиподы. Но ошибается читатель, полагающий, что главное отличие — языковое.

Не верьте масс-медиа!
   Год назад, накануне короткого путешествия во Львов, жена, напуганная зловещими сообщениями СМИ о львовской русофобии, даже попыталась выучить кое-что из державной мовы. Оказалось, усилия были потрачены зря. Львовяне доброжелательно и без всякого неудовольствия говорят по-русски, если к ним по-русски же и обратиться. Более того, «великий и могучий» на улицах Львова звучит гораздо чаще, чем украинский в Симферополе. И в газетных киосках периодика на обоих языках, та же «Комсомолка» или «Сегодня», в отличие от Крыма, где «Крымская светлица» билась, билась за место под солнцем, да так и сгинула. И в книжных литературы на русском сколько угодно, по крайней мере не меньше, чем на государственном, разве что стоит она дороже. Правда, наружная реклама, всякие там баннеры и бигборды, афиши и вывески — украинские. Так то и понятно, и приятно. Не то что у нас — и по-русски, и по-украински, и английскими буквами.

                Львовский маятник: восток — запад.
История — вот что разнит город Пользы и город Льва. О прошлом Симферополя говорить не буду. Читателям оно известно. Коротко расскажу летопись Львова. Известен с середины 13 столетия. Почти век был столицей Галицко-Волынского княжества. После смерти последнего русского князя Юрия захвачен польским королём Казимиром III. Далее  короткое время снова был самостоятельным, венгерским,  немецким под именем Лемберг, снова польским, пережил нашествия татаро-монголов, шведов, казаков Хмельницкого. После первого раздела Польши в 1772 году вошел в состав Австро-Венгрии и находился в ней до распада империи в 1918 году. С ноября 1918 по апрель 1919 года являлся столицей Западно-Украинской народной республики. Вновь  попал под власть Польши. В 1921 году насчитывал 219,5 тысяч жителей, из которых украинцев было 12,4%, через десять лет во Львове уже проживало 312 тысяч человек, из них украинцев около 41 тысячи. Осенью 1939 года маятник львовской судьбы снова качнулся к востоку. После вступления во Вторую мировую войну Советского Союза Львов был захвачен Красной армией и присоединён к Советской Украине. Во времена Советской власти население города достигло почти 700 тысяч человек, выпускались автобусы и телевизоры, знаменитые ЛАЗы и «Электроны», одно из лучших в стране пиво, конфеты. В 60-80 годы  Львов и область были наирелигиознейшим районом Союза. При населении 0,8% там находилось 10% всех действующих культовых учреждений СССР.

                           Улицы рассказывают.
То есть, руководствуясь формальной логикой, львовяне должны любить Советскую власть более, чем какую-то иную из многочисленных. Ведь именно она сделала их из нацменьшинства титульной нацией. Но нет. Память о годах под «рукой» Москвы изгнана из города. Симферополь — площади Советская, Ленина, Московская, проспекты Победы, Кирова, улицы Гагарина, Героев Сталинграда, Будёного. Львов — проспекты Свободы,  В. Черновила, улицы Шухевича, Героев УПА, Петлюры, Ивана Гонты, Варшавская. Симферополь — улицы Пушкина, Лермонтова, Горького, Чехова. Львов — площадь Мицкевича, улица Бетховена, Дж. Вашингтона, М. Грушевского,  Дудаева.

Улицы Львова

Памятников Ленину, естественно, нет, зато есть памятник Жертвам коммунистических преступлений, Бандере, Жертвам голодомора, и вдруг — В честь подвига медиков в Великой отечественной войне. Но бог с ней, с политикой. В конце концов, каждый город имеет право на собственную память. У Симферополя она не простирается дальше 1917 года.  Он до сих пор советский, «красный»: партийные теоретики, революционеры, подпольщики — К. Маркс, Желябов, Калинин, Шполянская, Спер… Львов полностью национален,  увековечивает в своих улицах историю не только собственную, но и всей Украины: улицы Княгини Ольги, Князя Романа, Владимира Великого, Ярослава Осломысла, Гетмана Полуботка, Героев Кут, Гетмана Мазепы, Князя Мстислава Удалого, Князя Льва, Братьев Рогатинцев, Даниила Галицкого, Ивана Богуна*. Знакомы ли нам эти имена? Скорее всего — нет. Впрочем, в Симферополе однажды услышал вопрос: «Как пройти на улицу короля Либкнехта?»

                                      Город за три дня.
Но если разглядывать названия улиц Львова познавательно и интересно, то гулять ими ещё интереснее. Из своих 750 лет нашим-то он был всего 60, да и последние войны его, видимо, не слишком коснулись. Город красивейший. В старинном Львове, а это огромный район, а не прекрестье двух улиц в центре, нет ни одного похожего фасада.  Старинный Львов - огромный городВид с Ратуши

Вид с Ратуши

И ещё вид

Дворы-колодцы, арочные проходы к ним, обширные вестибюли подъездов прохладны, таинственны и чисты (!), 

"Туннель" во двор-колодец

а ведь как манят справить естественную нужду, выдать то, что «накипело» за бурную клубную ночь, да просто оставить землякам мешок с мусором. А как трогательны древние ниши в стенах, куда и сегодня ставят свечки в честь святых! Мозаичные полы парадных, полированные перила лестниц. Скольких жильцов они помнят.
   Кстати о мусоре. За три дня неустанного хождения по Львову мы наткнулись только на одну площадку под него современной архитектуры, то есть несколько баков типа «Чистый город» в ограде. Баки были пусты, вокруг чисто выметено. Нет, видимо мы не там ходили. Где-то мусорки быть должны, не едят же львовяне отходы? Но мы их не встретили. Зато через каждые 100 метров на улицах урны. Солидные, чугунные, чёрным покрашенные, наверное, стилизованные под старину. Их почему-то никто не переворачивает, содержимое не поджигает. 

У "средневековой" урны наши отходы!

Поразило количество телефонов-автоматов. Их даже больше, чем урн. Можно позвонить оттуда, можно туда. И это в век мобильной связи. Телефоны тоже все целые, не поломанные, не оборванные, кабинки со стёклами.

Телефон у магазина гудзиков. Долго не могли понять, что за гудзики. Оказалось - пуговицы.

Во всём центральном Львове нет супермаркетов. Идея понятна. Под супермаркет нужна площадь, она возникнет только сносом старых зданий, а во Львове что ни дом — памятник архитектуры, да и не памятники жалко, теперь таких не делают. Так что львовяне обходятся маленькими магазинчиками. Что ещё приятно радует глаз? Трамваи (как говорит Жванецкий: «Красненький, пятенький»),

Трамвай на площади Рынок

брусчатка, островерхие крыши, надписи на жилых постройках «Здание XV века, XVI, XVII», правда таких немного, церкви, общая религиозность.

Брусчатка... Но на старых улицах Львова в отличие от симферопльских совсем нет деревьев

                                    Народ Львовяне.
Мы были во Львове на Троицу. Потом узнали, не уверен, правда ли, что этот христианский праздник в Галиции почитаем даже более Пасхи. Были удивлены. Симферополь сейчас тоже не лыком шит. Повсюду новые церкви, часовни, люди крестятся, проходя мимо, священники в рясах бродят, на окраинах в положенные часы голос муэдзина. Но против Львова это всё детские игры. Толпы людей у греко-католических храмов. Огромные очереди, чтобы только войти и поцеловать там что-то, у каждой иконы коленопреклонные молящиеся и не какие-то старухи деревенские, а молодые, современные «дамы и джентльмены», 

Католическая красота

...и вечная ненависть к "суркисам"

вечером народные гуляния: празднично одетые женщины, дети, мужчины в строгих костюмах и часто в вышиванках. Всё чинно, благопристойно.
 И это осталось главным впечатлением о Львове: единство народа. В Симферополе, Крыму — вавилонское столпотворение. Причём, очень многие до сих пор не определились — русские они, украинцы, армяне, греки, татары, крымчане? Где их родина? Чему поклоняться, чем гордиться, что вспоминать?
Жители Львова едины и неделимы. С одним языком, религией, прошлым, симпатиями и антипатиями, героями, друзьями и врагами. Потому чисто на улицах, целы урны, городские телефоны, не исписаны стены домов. Кто же гадит в собственном доме? Потому если праздник, то для всех, политическая партия — одна: обратил внимание, как накануне выходных демонтировали палатку ВО «Свобода» пожилые львовяне. У нас бы этим занимались студенты, готовые за деньги служить кому угодно. Потому на скамейках главного львовского проспекта — Свободы — по вечерам старики играют в шахматы. Как у себя во дворе. Но они действительно у себя! (В Симферополе не играют и во дворах. Негде. Столы и лавки поспиливали, чтобы создать максимум неудобств пьянствующей ночами молодёжи)

Прощай, Львов

 При подъзде к симферопольскому вокзалу поезда обычно сбрасывают скорость. Наш, Львов-Симферополь — не исключение. Медленно проплывают мимо вагонных окон стены, канавы, заросли, как в джунглях, огромная в несколько метров свалка. И мы у себя.
*Братья Рогатинцы — Юрий и Иван из Рогатина, богатые православные русинские мещане, которые в XVI веке были активными деятелями Львовского Ставропигийского братства, заботились о культуре и образовании русинской общины города.
Князь Мстислав Удалой — князь торопецкий (с 1206 г.), новгородский (с 1210 г.) и галицкий (с 1219 г.). На протяжении многих лет определял он политику многих княжеств и земель Руси.
Иван Богун — (1618 — 1664)- украинский военный и государственный деятель, казацкий полководец, полковник подольский, винницкий и паволоцкий.
Князь Роман — создатель в 1199 году Галицко-Волынского княжества.

Запись опубликована в рубрике Путешествия с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *