20 февраля 1896 года Джошуа Слокам, первый кругосветный мореплаватель-одиночка, писал в дневнике: «День застал меня в полном одиночестве, если не считать летавших поодаль птиц. Я миновал мыс Фроуард — самую южную точку американского материка — и всё время плыл вперед и вперед. Ветер благоприятствовал…». К тому времени он находился в океане уже семь месяцев.
Джошуа Слокам родился тоже 20 февраля 1844 года в канадской провинции Новая Шотландия, отец его был фермер, но мальчик мечтал о море. В 12 лет он убежал из дома и поступил юнгой на рыболовецкую шхуну. Плавал у родных берегов, потом отправился в Дублин, Ливерпуль, Китай. Работал на английских парусниках, перевозивших уголь и зерно. Дважды обогнул мыс Горн, побывал в Батавии, Молуккских островах, Гонконге, Владивостоке, Сингапуре, Сан-Франциско. В 18 лет сдал экзамен на звание второго помощника капитана. В 25 обзавелся собственным барком «Аквиднек». Совершал на нем торговые рейсы в Южную Америку. Однако в 1887 году у берегов Бразилии «Аквиднек» погиб во время шторма. Слокам остался не у дел, потому что к тому времени флот парусных кораблей значительно сократился в пользу пароходов и работы не было.
Тут-то капитана и посетила мысль о кругосветном парусном переходе. Приятель предложил ему купить за бесценок одномачтовую шхуну «Сперей», уже несколько лет стоящую на подпорках на песке у бухты маленького американского городка Ферхейвен. Слокам рискнул, ведь он был не только моряком, но и прекрасным кораблестроителем. Более года Джошуа ремонтировал, а точнее переделывал, «Спрей», ещё год ходил на нем в прибрежных водах, проверяя морские качества, и лишь затем отправился в плавание.
Смелость замысла Слокама заключалась в том, что рассчитывать в море он мог только на собственные силы. Никакими вспомогательными механизмами «Спрей» оснащен не был. Да что там механизмы, его владелец не имел даже хронометра, только в одном из портов приобрел жестяные часы, стоившие полтора доллара, но, так как корпус их был помят, владелец полдоллара с цены скинул. Кроме того, что самое главное, Слокам начисто был лишен связи с землей. Ведь что ни говори, но сегодняшние яхтсмены-одиночки защищены хотя бы психологически: предполагают, что в случае чего могут
подать сигнал бедствия. Слокаму надеяться было не на кого.
В путешествии Слокам не торопился. Шел от гавани к гавани, острова к острову, останавливался где на неделю, где на месяц. Современники, особенно моряки, понимавшие грандиозность затеи, тепло принимали капитана, помогали, чем могли. Понятно, что пережил он множество приключений. Недалеко от устья Ла-Платы «Спрей» налетел на мель, а Слокам едва не утонул, плавать он не умел. У берегов западной Африки подвергся атаке берберийских пиратов, в Магеллановом проливе отстреливался от шайки разбойников, у побережья Аргентины едва не был ограблен местными жителями.
Про штормы, шквалы и говорить нечего. «Когда «Спрей» шел вдоль побережья Патагонии, на него с ревом ринулась чудовищная волна. Судно задрожало всеми шпангоутами и повалилось на бок. В течение целой минуты я висел над судном и не мог разглядеть и клочка палубы. Возможно, прошло и меньше времени, но и оно показалось мне вечностью, ибо я вспомнил всю свою жизнь». Магелланов пролив ему и вовсе пришлось преодолевать дважды. Оказавшись в Тихом океане у мыса Пилар в первый раз, сразу попал в шторм, который погнал «Спрей» на юго-восток, к мысу Горн. Сопротивляться разгулу стихии Слокам не стал, обогнул внешнюю островную часть Огненной Земли, вошел в пролив Кокбурн, который снова вывел его в Магелланов. Вобщем, как писал сам мореплаватель, чтобы продолжить путь на запад, ему пришлось обойти кругом один из самых неспокойных и опасных районов для навигации. Ещё одно происшествие случилось с мореходом уже на обратном пути. На острове Святой Елены сердобольные жители подарили Слокаму козла, чтобы тот скрашивал человеку одиночество. Козел оказался ужасно прожорливым, сжевывал все попадавшееся на пути. В том числе съел карту островов Вест-Индии, что едва не стоило Слокаму жизни: у острова Тобаго «Спрей» чуть было не наскочил на рифы.
Слокам находился в море три года и два месяца. 27 июня 1898 года «Спрей» бросил якорь в американском Ньюпорте. Через два года капитан написал книгу «Один под парусом вокруг света», которую закончил простой, но почему-то мало кому приходящей в голову мыслью: «Чтобы в чем-то преуспеть, надо хорошо понимать дело, за которое берешься… Ведь были же многие годы учения, когда я усердно познавал Нептуновы законы. Этим законам я следовал на протяжении всего плавания. И в этом заключалось главное»
На «Спрее» Слокам плавал ещё 7 лет. В 1909 году он отправился из Бристоля, что в штате Массачусетс, к устью Ориноко и пропал.
-
Свежие записи
Свежие комментарии
- siza к записи Путешествие по Симферополю. Памятники
- avtor к записи Путешествие по Симферополю. Памятники
- Андрей к записи Путешествие по Симферополю. Памятники
Архивы
- Ноябрь 2020
- Июнь 2020
- Февраль 2020
- Ноябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Июль 2019
- Март 2018
- Февраль 2018
- Октябрь 2017
- Октябрь 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Июль 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Ноябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Март 2014
- Май 2013
- Март 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012
- Июль 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Февраль 2012
- Ноябрь 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
Рубрики
Мета