Календарь на 2-е мая

1497 — Началась экспедиция Джона Кабота - венецианского мореплавателя и путешественника на английской службе, к берегам Северной Америки. У Кабота было только один корабль - «Мэтью» (The Matthew of Bristol; видимо, был назван в честь жены Кабота Маттеи) с 10 т. припасов для семи или восьми месяцев плавания и экипажем в 90 или 120 человек, в том числе по меньшей мере, два бристольских купца, один бургундец и один генуэзский цирюльник (видимо, в качестве хирурга
 

Метки:

1500 — Португальская эскадра под командой Кабрала, идущая в Восточную Индию и случайно наткнувшаяся на берег Бразилии, покинула стоянку Порту-Сегуру (см. 1 мая) и отправилась к мысу Доброй Надежды.
 

Метки:

1551 — Родился Уильям Кемден - английский ученый: историк, географ, археолог, всю свою жизнь собирал материалы по истории, географии и археологии Англии. Результатом его многолетних трудов было появление в 1586 году сочинения «Britannia, sive florentissimorum regnorum Angliae, Scotiae, Hiberniae et Insularum adjacentium ex intima antiquitate chorographica Descriptio». За это сочинение современники называли Кемдена «английским Страбоном». В течение четырёх лет оно выдержало пять изданий. Умер Кемден 9 ноября 1623 года
 

Метки:

1597 — Над островом Новая Земля задул сильный юго-западный ветер, льды начали ломаться с невероятным грохотом. Моряки голландской экспедиции В. Баренца, пытавшиеся пройти из Атлантического океана в Тихий Северо-Восточным путём, но зазимовавшие на острове, улыбались бледному солнцу и радовались, что остались в живых. Их настроение было неплохим, потому, что, когда они осмотрели корабль, то не нашли в нём заметных повреждений.
 

Метки:

1602 — Лондон покинула экспедиция Джона Уэймута на двух кораблях - 70-тонном «Discovery» и 60-тонном «Godspeed», снаряжённых на 18 месяцев, с экипажем в 35 человек. Цель плавания - поиск Северо-Западного прохода. Финансировала экспедицию Английская Ост-Индская компания. 18 июня суда миновали южную оконечность Гренландии и, продолжая продвигаться к западу, 28 июня Уэймут высадился на Баффиновой земле на 62° 30' с. ш. Пройдя к югу до 60° Уэймут отметил два возможных пути, ведущих в Северо-западный проход, пролив (позднее, залив) Фробишера и Гудзонов пролив, но не предпринял попыток их исследования из-за плотного тумана, многочисленных айсбергов и сильного течения. Вновь взяв курс на север, корабли Уэймута 8 июля достигли 63°53' с. ш., оказавшись в видимости Баффиновой земли. Однако протянувшийся на много миль от берега прибрежный лёд мешал к нему подойти. Ко всеобщему недовольству экипажа Уэймут решил продвигаться дальше на север, пока 19 июля, несколько севернее широты 68°53', не был заперт в своей каюте взбунтовавшимся экипажем, который развернул суда к югу. На следующий день мятежники описали и передали Уэймуту на бумаге причины мятежа, в числе которых единогласно выражалось мнение о неготовности проведения зимовки в высоких широтах. Экипаж был готов вернуть командование капитану и даже понести наказание, но только при условии поворота к югу. 26 июля оба судна достигли 61° градуса северной широты — входа в Гудзонов пролив, и прошли по нему юго-западным курсом «100 лиг», после чего легли на обратный курс, и, пройдя вдоль берегов Лабрадора до 55°, 20 августа повернули домой. 5 сентября суда Уэймута благополучно достигли английских берегов 26 июля оба судна достигли 61° градуса северной широты — входа в Гудзонов пролив, и прошли по нему юго-западным курсом «100 лиг», после чего легли на обратный курс, и, пройдя вдоль берегов Лабрадора до 55°, 20 августа повернули домой. 5 сентября суда Уэймута благополучно достигли английских берегов[2].
 

Метки:

1666 — "В год 1666, второго мая, мы отбыли из гавани Гавр-де-Грас на корабле „Сен-Жан“, принадлежавшем Дирекции Высокой Французской Вест-Индской компании, и было на этом корабле двадцать восемь пушек, двадцать моряков, двести двадцать пассажиров, состоящих на службе Компании, и вольных особ со слугами». Начало книги А. Эксквемелина "Пираты Америки". Она вышла в Амстердаме у издателя Яна тен Хорна в 1678 году и с тех пор она служит неисчерпаемым источником вдохновения для десятков писателей, увлеченных историей морского разбоя
 

Метки:

1669 — Флот пирата Генри Моргана в мелкой лагуне венесуэльского порта Маракайбо "заперт" тремя мощными испанскими галеонами. В этот день "Флибустьеры с утра и до вечера, а потом и часть ночи при свете факелов пираты мастерили соломенные чучела в натуральную величину с соломенными же лицами, одевали их, напяливая на головы свои шляпы или повязывая их платками. Другие изготавливали деревянные пушки, которые затаскивали потом на одно из своих судов и просовывали «дула» в открытые порты. На том же судне они прикрепляли вдоль фальшборта манекены. В то же время часть пиратов набивала судно вымоченными в смоле ветками, а поверх раскладывала бочонки с порохом.Корабль этот был не самым большим во флибустьерской флотилии; он был крупнейшим из мелких. Морган спросил, кто вызовется составить его экипаж. Вперед вышло больше сорока добровольцев. Из них отобрали двенадцать человек" (Ж. Блон "Флибустьерское море").
 

Метки:

1670 — Образована Компания Гудзонова залива - старейшее торговое предприятие Канады. Имела монопольные права торговли пушниной с индейцами на территории бассейнов рек, впадающих в Гудзонов залив. Компания много сделала для географического исследования внутренних областей Канады. В первые годы своей деятельности ставила себе цель найти Северо-Западный проход из Атлантическогог океана в Тихий.
 

Метки:

1811 — Из Усть-Янска к острову Котельный отправился Яков Санников и унтер-офицер Решетников с целью исследования острова, его берегов и омывающих морей. Через 15 дней они прибыли на Котельный. После небольшого отдыха, в котором нуждались собаки, путешественники отправился обследовать его берега. 9 июня на остров Котельный прибыли пятидесятник Тарабукин и юкагир Черепов. Они привели 23 оленя, на которых Санников собирался предпринять путешествие летом. Путь до острова в это теплое время был очень труден. Во льду появились многочисленные трещины, поэтому часто приходилось из больших льдин делать мосты, по которым люди и животные перебирались с риском для жизни.
 

Метки:

1828 — Французские моряки экспедиции Дюмон-Дюрвиля после обнаружения места крушения кораблей Лаперуза (см. 21 февраля и 14 марта) увидели на горизонте берега острова Гуам, где намеревались отдохнуть и запастись водой и провизией.
 

Метки:

1870 — Русский путешественник по Средней Азии А. Федченко с женой отправились из Москвы в Туркестан, чтобы принять участие в походе генерали Абрамова к реке Зеравшан. Однако супруги опоздали и решили догонять отряд самостоятельно. Они отправились наперерез, через гряду Ура-Тюбе и один из перевалов. 2 июня они встретились с отрядом Абрамова и далее продолжали путь вместе.
 

Метки:

1877 — Родился В. И. Лучицкий - геолог, путешественник, руководил составлением первой карты полезных ископаемых Украины, участвовал в составлении её гидрогеологической карты. Умер 20 октября 1949 года
 

Метки:

1904 — (15 мая по н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "Ялта. Близ Алупки, у Кекеница, вследствие густого тумана у самого берега стал на мель турецкий пароход "Ангора" под командой капитана Бахас с 380 паломниками, в числе которых 40 женщин и 13 детей, возвращающихся из Мекки в Бухару. Паломники изолированы на берегу. Продовольствие доставляется к ним из соседней деревни. Все попытки снять с мели не удались"
 

Метки:

1914 — В порт Владивостока для работы на линиях Татарского пролива и охотско-камчатской прибыл из Одессы товаро-пассажирский пароход «Томск». Имел две мачты и одну дымовую трубу. Был заказан Невскому судостроительному заводу 10 августа 1911 года за 737 900 руб. Плавал в тихоокеанских водах России, пережил Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну, Великую отечественную. Входил в состав русского Добровольного флота, советского, Добровольного флота, советских ВМФ. 9 ноября 1956 года исключен из списка судов флота из-за плохого технического состояния и затем разобран на металлолом.
 

Метки: