Календарь на 27-е февраля

1353 — Ибн Баттута в Африке. После семимесячного пребывания в Тимбукту - городе в Мали в 13 км к северу от реки Нигер, он отправился в город Мимах, стоявший на большом канале, ответвлявшемся от Нигера. Затем оказался в Гао - "большом городе на Нигере, самом красивом из негритянских городов, очень богатом и в изобилии снабжаемом продовольствием".
 

Метки:

1736 — Помилованы офицеры русского фрегата "Митау": в 1734 году, во время действий русского флота под Данцигом, посланный на разведку фрегат «Митау», на котором служил мичман Харитон Лаптев, был обманным путем захвачен французским флотом, выступившим за несколько дней до этого на стороне врага, о чем не знал командир русского фрегата. Все офицеры «Митау», в том числе и X. Лаптев, были преданы суду за сдачу корабля неприятелю без боя и приговорены к смертной казни. После дополнительного расследования обстоятельств дела, произведенного по решению правительства, стало ясно, что ни командир, ни остальные офицеры фрегата не повинны в сдаче корабля французам,
 

Метки:

1740 — В газетах Парижа появилось сообщение о том, что русский морской офицер М. Шпанберг открыл 34 острова в Курильской гряде: летом 1738 года отряд построенных в Охотске кораблей — «Архангел Михаил» под командой Шпанберга и «Надежда» под командой лейтенанта Вальтона — ходил вдоль западных берегов Курильской гряды. Шпанберг насчитал 31 неизвестный ещё остров, дал им названия и нанёс на карту. В частности, он открыл и нанёс на карту острова Итуруп (назвал его Цитронный), Шикотан (под именем Фигурный) и Зелёный. В следующем году он повторил путешествие, придерживаясь на этот раз восточной стороны островов. Дойдя до 39° с. ш., Шпанберг увидел берег Японии, и, следуя далее к югу, 22 мая бросил якорь. Здесь он вступил в общение с местным населением и обменивался с ними товарами. Далее экспедиция направились на северо-восток. Дорогой Шпанберг видел много островов, но ввиду того, что люди его были больны, не приставал к берегу и 14 июля вернулся в Большерецк.
 

Метки:

1748 — Родился Андреас Спаррман - шведский путешественник, ботаник, врач и орнитолог, С 1772 по 1775 год Андерс Спаррман участвовал в научных экспедициях в Океании и в Южной Америке, в 1775 году в Южной Африке. Отчет об его исследованиях в Африке перевёл на французский язык ле Турнер. В предисловии — такова уже традиция переводчиков — ле Турнер выражал сожаление по поводу гибели ученого путешественника, умершего во время скитаний по Золотому берегу. К тому времени, когда перевод вышел в свет, Спаррман вернулся живым и здоровым, поставив ле Турнера в несколько неловкое положение из-за допущенной тем ошибки.
 

Метки:

1778 — После открытия Гавайских (Сандвичевых) островов капитан Кук, простоявший в бухте Уаи-Меа более месяца, поднял паруса на своих кораблях "Резольюшен" и "Дискавери" и отправился на север.
 

Метки:

1781 — Основан Джорджтаун — столица современного южноамериканского государства Гайана. В то время территория принадлежала голландцам, основавшим на Атлантическом побережье северо-востока Южной Америки несколько поселений на берегах впадавших в океан рек. Когда их колонию на реке Демерара захватили англичане, подполковник Роберт Кингстон в устье реки заложил новый город, который назвал в честь короля Георга III. Через год к его развитию приложили руку французы, овладевшие колонией. Ее столицей стал новый город, который французы именно так сами и назвали — Нувельвиль. Голландцы вскоре смогли вернуть свои колониальные владения, и в 1784 году город стал называться Стабрук (Таброк) в честь президента Голландской Западно-Индийской компании. В 1812 году вернувшие себе город англичане возвратили его первоначальное имя. Почти полтора столетия он был центром Британской Гвианы, а с 1966 года стал столицей независимого государства.
 

Метки:

1799 — В Галифаксе (Канада) родился Э. Белчер

Его дед, Джонатан Белчер, был главным судьей, а затем губернатором Галифакса. В 1812 году Белчер поступил на флот, в 1818 году стал лейтенантом. После обычной рутинной службы, в течение которой он участвовал в сражении при Альджере, в 1824 – 1825 гг. Белчер был топографом в экспедиции капитана Ф. Бичи на судне «Блоссом», обследовавшей северо-западную часть Тихого океана и Берингов пролив. Во время этого плавания было нанесено на карту множество неизвестных объектов Тихого океана. В 1829 году Белчер получил звание капитана 3 ранга и служил под началом контр-адмирала Оуэна, а в 1830 году стал командовать военным кораблем «Этна», проводившим съемку берегов Африки. В 1836–1842 гг. Белчер на судне «Сульфур» совершил кругосветное путешествие, во время которого принимал участие в войне с китайцами и уничтожил 28 военных китайских лодок. Его заслуги были отмечены званием капитана 1 ранга и дворянским титулом. Об этом периоде им написан и опубликован интересный отчет. Вскоре после этого на судне «Самаранг» Белчеру поручили съемку берегов Индийского океана. Во время одного из многочисленных столкновений с пиратами он был серьезно ранен. Последним предприятием Белчера стали поиски экспедиции Джона Франклина, отправившейся из Англии в 1845 году с целью открытия Северо-Западного прохода и исчезнувшей на просторах Канадского арктического архипелага. Тревога за судьбу этой экспедиции появилась к концу 1846 года, но это были единичные голоса самых близких к Франклину людей. Когда же не пришло никаких вестей на третий год, беспокойство стало всеобщим. Дело усугублялось тем, что никто не мог толком представить, где же, собственно говоря, нужно искать, так как даже инструкция Адмиралтейства, данная Франклину, предусматривала различные варианты. Первые поисковые экспедиции начали отправлять с 1848 года, но ни одна из них не обнаружила следов пропавших. Белчер был подключен к поискам в 1852 году. Основной зоной его действия Адмиралтейство обозначило район прол. Веллингтон, идущего на север от прол. Ланкастер между островами Девон и Корнуэлльс. Под командованием Белчера была целая эскадра из пяти кораблей, четверо из которых входили ранее в экспедицию Г. Остина: флагманское судно «Помощь (Assistance)», а также «Решительный (Resolute)», «Неустрашимый (Intrepid)», «Пионер». Кроме того, ему было придано вспомогательное судно «Северная Звезда (North Star)». В командный состав экспедиции входили такие опытные арктические моряки, как Г. Келлетт, Ф. Мак-Клинток, Ш. Осборн и другие. Эскадра вышла из Англии в конце апреля 1852 года и к концу июля, пройдя море Баффина, через прол. Ланкастер углубилась в Канадский арктический архипелаг. Добравшись к середине августа до о. Бичи, она разделилась на три группы: «Помощь» и «Решительный» под командой Белчера пошли на север по прол. Веллингтон, «Пионер» и «Неустрашимый» во главе с Келлеттом проследовали на запад к о. Мелвилл, а «Северная Звезда» в качестве базы осталась у о. Бичи. Ледовая обстановка в прол. Веллингтон оказалась очень тяжелой. Достигнув широты 76.5°, 17 августа Белчер был вынужден встать на зимовку возле северо-западной оконечности о. Девон в зал. Нортумберленд. В конце августа – начале сентября на шлюпках обошли п-ов Гриннелла и открыли к северу от него о. Корнуолл. Весной 1853 года санная партия под руководством Дж. Г. Ричардса и Ш. Осборна совершила санные поездки на запад и открыла северное побережье о. Батерст и ряд мелких островов. Санная партия под руководством самого Белчера обследовала северное побережье п-ова Гриннелл, открыла севернее его маленький островок Кардиган. Следов Франклина нигде обнаружено не было. С середины июля 1853 года суда Белчера начали медленно, вместе с ледяными полями дрейфовать к югу. Они были вынесены к северной оконечности прол. Веллингтон, где и встали на вторую зимовку возле западного берега о. Девон. В течение двух зимовок Белчер лично обошел прол. Веллингтон, север о. Девон, южный берег о. Корнуоллис, ряд мелких островов. Другой отряд экспедиции Белчера, возглавляемый Келлеттом, используя благоприятную ледовую обстановку дошел до о. Мелвилл, где и зазимовал. Весной 1853 года во время санных экспедиций были тщательно обследованы берега о. Мелвилл и о. Батерст. Следов Франклина не нашли, зато нашли записку, оставленную экспедицией Р. Мак-Клура, отправившейся из Англии с той же целью, но через Берингов пролив, еще в 1850 году. Проведя три зимовки, люди Мак-Клура были, скорее всего, обречены. После встречи отряды обоих экспедиций по льду прибыли на базу экспедиции Белчера у о. Бичи. После второй зимовки Белчер посчитал, что суда «Помощь», «Решительный», «Пионер» и «Неустрашимый» вызволить из ледового плена не удастся, и, несмотря на возражения в первую очередь Келлетта, принял решение оставить их и на «Северной Звезде» вернуться в Англию. Возвращение Белчера в конце 1854 года было встречено крайне недоброжелательно. Главной причиной недовольства и даже возмущения было то, что в Арктике брошены исправные корабли. Дело дошло до судебного разбирательства, к которому, кроме Белчера, были привлечены Келлетт и Мак-Клур. Эти двое были оправданы быстро как люди, выполнявшие приказ командира. Белчер в течение нескольких часов уверенно и стойко защищал себя от обвинений в недостатке мужества. После полуторачасового обсуждения и ему суд единогласно вынес оправдательный приговор. Правда, в тексте приговора были опущены слова «с честью», а при возвращении ему шпаги председатель не произнес ни единого слова, показав этим свое недовольство. Неприятности для Белчера продолжились в следующем году, когда китобойное судно «Джордж Генри» капитана С. Баддингтона встретило дрейфующий в прол. Девиса полностью сохранившийся «Решительный» и доставило его в порт Новый Орлеан в США. Это было позором для Белчера. Следует, конечно, сказать, что современники отнеслись к Белчеру довольно предвзято. Хотя следов Франклина он не нашел, но резко сузил границы дальнейших поисков, что определило успех последующих поисковых экспедиций. Кроме того, его экспедиция провела наиболее масштабные географические исследования, позволившие получить ясные представления об обширной части Канадского арктического архипелага. В 1864 году Белчер стал контр-адмиралом, а в 1866 году вышел в отставку в звании вице-адмирала. Умер в Лондоне. Его именем названы остров к югу от острова Корнуолл в Канадском арктическом архипелаге. Мыс на востоке острова Девон в Канадском арктическом архипелаге. Мыс на побережье Канады в море Бофорта к западу от бухты Пэрд. Пролив между п-овом Гриннелл о. Девон и о. Корнуолл в Канадском арктическом архипелаге.

 - английский мореплаватель, путешественник, арктический исследователь. Умер 18 марта 1877 года.
 

Метки:

1831 — Моряки кораблей "Тьюла" и "Лайвели" промысловой экспедиции Джона Биско в Южные моря на 65 градусе, 45 минутах южной широты и 45 градусе восточной долготы отчётливо увидели простиравшуюся на значительное расстояние гористую, покрытую снегом землю. Биско дал ей название Земля Эндерби (промышленникам Эндерби принадлежали корабли экспедиции).
 

Метки:

1875 — Генри Стэнли с караваном, путешествующий и исследующий дикие места Центральной Африки, прибыл в селение Кагейи на южном берегу озера Виктории: в 1874 году Стэнли на средства издателей газет «Нью-Йорк геральд» и лондонского «Дэйли телеграф» отправился в путешествие по Центральной Африке. С отрядом в 300 человек он вышел из Багамойо в ноябре 1874 года и в феврале 1875 года достиг озера Укереве (Виктория Ньянза)
 

Метки:

1879 — Из города Калган в Монголии на родину, в Россию повернула экспедиция М. Певцова, целью которой было изучение северо-западной Монголии, Алтая. За более чем год путешественниками были пройдены почти 3000 км, установлены главнейшие черты орографии и гидрологии север-западной части Центральной Азии.
 

Метки:

1928 — Аргентинская газета "Таймс оф Аргентина" писала: "Едва ли можно найтьи британское судно, выходящее из устья Ла-Платы, которое бы не нарушало правил о грузовой марке". Закон о Грузовой марке призывал судовладельцев в меру загружать свои корабли с тем, чтобы они не тонули от перегрузки. Для того на борту судна был обозначен специальный знак, который не должен быть притоплен. Чтобы обмануть власти, судовладельцы перекачивали балласт на другой борт. Крен корабля усиливался, и знак грузовой марки поднимался над водой.
 

Метки: