Календарь на 26-е октября

1492 — Дневник Колумба в первом плавании к берегам Америки: "Находились у этих островов, в южной части. Везде, на протяжении пяти-шести лиг, было очень мел ко. Там бросили якорь. Индейцы, которых вез с собой адмирал, говорили, что от этих островов до Кубы полтора дня пути на челноках, — корабликах без парусов (navetos), изготовляемых из одного ствола. Называются они каноэ. Адмирал от этих островов отправился к Кубе. По указаниям, которые индейцы давали о величине Кубы и о том, что на ней есть и золото и жемчуг, адмирал заключил, что Куба должна быть островом Сипанго".
 

Метки:

1582 — Эпизод покорения Сибири Ермаком. Близ устья Тобола на Иртыше бросили якоря казачьи струги. Они проделали путь из вотчины солепромышленников Строгановых в Пермском крае вверх по Чусовой, потом по Серебрянке, перевалили через Уральские горы, поплыли вниз по течению Реки Баранчук, добрались до реки Тагил, оттуда попали в медленные воды Туры, через несколько сот вёрст вошли в реку Тобол. Под началом Ермака было около 500 казаков.
 

Метки:

1654 — Галеон "Ла Капитана" капитана Ф. де Сосы, шедший из Кальяо в Панаму, налетел на риф в бухте Чаждуэй недалеко от Гуаякиля. На следующий день галеон затонул. 20 человек погибли в кораблекрушении. Ценности - золото, серебро - были частично подняты в поисковых экспедициях 165-1661 годов. Но многое осталось на дне моря.
 

Метки:

1829 — В Ново-Архангельск на Аляске, главную базу Руссокй Америки, пришёл транспорт "Кроткий" под командой капитан-лейтенанта Л. Гагейместера. Узнав здесь, что присутствие военного судна в Русской Америке не нужно, уже 3 ноября оставил Ново-Архангельск. Зайдя в Сан-Франциско, где из-за сильнейшей засухи не удалось запастись продовольствием и водой, Гагемейстер 13 декабря пошёл на юг почти по меридиану Сан-Франциско и производя магнитные наблюдения совместно с немецким профессором-физиком Эрманом, до этого производившим магнитные наблюдения на Камчатке, он убедился, что между 123°18' и 142° з. д. магнитный экватор не пересекает земного, а проходит на 1°48'-1°52' южнее.
 

Метки:

1837 — Родился Карл Кольдевей — немецкий полярный путешественник, метеоролог, гидролог. Совершил два путешествия к Северному полюсу. Умер 17 мая 1908 года.
 

Метки:

1850 — Экспедицией Р. Д. Мак-Клура открыт пролив, названный в честь принца Уэльского. Позднее пролив получил имя первооткрывателя. Он лежит в канадской Арктике между островами и Банкс и Мелвилл и входит в систему Северо-западного прохода.
 

Метки:

1861 — Начало третьего путешествия Д. М. Стюарта сквозь Австралию. Он отправился из Аделаиды через центральноавстралийскую пустыню и вышел к устью реки Адилейд на полуострове Архемленд, пройдя Австралию с юга на север.
 

Метки:

1897 — В первом в мире одиночном плаваньи вокруг света под парусом Джошуа Слокам на яхте "Спрей" после пятинедельной остановки покинул остров Маврикий.
 

Метки:

1897 — Шлюп "Спрей" американца Джошуа Слокама, идущего в одиночку вокруг света, покинул остров Маврикий.
 

Метки:

1902 — Французский трёхмачтовый парусник "Турни" попал в зону мощного шквала в Валенсийском заливе. Далее

Порывом ветра парусник накренило так резко, что груз в трюмах сместился, и судно легло на борт. Палуба «Турни» оказалась наполовину в воде, однако водонепроницаемость люковых закрытий не нарушилась, и вода внутрь корпуса не поступала. Проходившее поблизости пассажирское судно сняло с «Турни» потерпевший кораблекрушение экипаж, однако когда подсчитали спасенных, выяснилось, что одного матроса — Дени — нет. Решили, что его смыло волной и он утонул. Подготовили «проэллу» — небольшой восковой крест, которым на кладбище заменяют тело погибшего в море... Пассажирское судно полным ходом покинуло место аварии. Его капитан, связанный жестким расписанием, отказался даже совершить обычный в таких случаях прощальный круг. Нужно было наверстывать потерянное время! К тому же, он был убежден, что «Турни» погружается и вот-вот затонет. «Без сомнения,— заявил он,— судьба парусника решена и скоро он окажется на дне морском». Однако «Турни» не погиб. Крен оставленного на произвол судьбы судна еще некоторое время увеличивался, но когда море успокоилось, прекратилось и увеличение крена. Судно, лежа на борту, слегка покачивалось на небольших волнах... Пять дней спустя, в ночь на 1 ноября, с шедшего под военным флагом транспорта «Изер» заметили дрейфующее в неестественном положении судно. Это был все тот же парусник «Турни». Ветер свежел. Начинался шторм, но командир «Изера» приказал взять заброшенный парусник на буксир. Делалось это отнюдь не для спасения «Турни»: просто следовало удалить полузатопленный объект, представлявший опасность для судоходства. Конечно, проще было бы взорвать аварийное судно, но на «Изере» не оказалось взрывчатки. Подойти вплотную к «Турни», чтобы заложить буксир, было нелегко. Мешали волны и необычное положение аварийного парусника. И вот во время одного из маневров «Изера» на паруснике заметили человека. Знаками он показывал, что остался один на судне. «Изер» снова приблизился и с его борта закричали: «Ближе подойти не можем! Бросайтесь в воду, мы вас вытащим...» Ответ всех поразил. Человек на паруснике,— а это был Дени,— заявил, что он не просит о спасении, а требует подать буксирный конец. Он наотрез отказался покинуть «Турни». Тон его голоса и жесты показывали, что одинокий моряк, безусловно, отдает себе отчет в совершаемых действиях. Снять Дени силой было нельзя, поскольку командир транспорта так и не рискнул подойти к паруснику ближе. Еще некоторое время он переговаривался с Дени, затем, убедившись в тщетности своих усилий, приказал оставить место аварии. В ближайшем порту он сообщил властям координаты дрейфующего «Турни», В тот момент парусник находился в 140 милях к северо-западу от Орана... Штормило. Никто так и не вышел на помощь. Правда, коль скоро «Турни» еще сохранял плавучесть, было заманчиво спасти его (парусник представлял немалую ценность), однако буксировать в такую погоду аварийное судно не представлялось возможным. Дени по-прежнему оставался один в бушующем море... Прошло еще семь дней. 8 ноября, т. е. через 13 суток после катастрофы, английский пароход «Сириэн Принс» вновь обнаружил (и опять совершенно случайно) плавающий на борту парусник «Турни». На этот раз Дени выставил непременное условие: «Согласен на буксировку, рассматривая Ваши действия только в качестве услуг». Тем самым он отвергал возможность истолковывать факт буксировки как «спасение в связи с подачей сигнала бедствия». Это не только лишало спасателей права претендовать в дальнейшем на парусник как на брошенное экипажем судно, подобранное ими в море, но и существенно ухудшало их позиции при решении вопроса о сумме вознаграждения. Дело в том, что поскольку буксировка «Турни» уже не могла рассматриваться как спасение, согласно действующему на море принципу «без спасения нет вознаграждения» у спасателей из-под носа ускользала значительная сумма. По-английски Дени разговаривал довольно плохо. Его одежда и манеры свидетельствовали, что перед англичанами — простой матрос. Однако он проявил твердость духа и сообразительность, свойственные, пожалуй, самым опытным капитанам. На «Сириэн Принс» только пожимали плечами, выслушивая его доводы, но в конце концов согласились. Дени самостоятельно подал матросам парохода буксирный трос, а затем стал на руль. Отметим, что с точки зрения морского права эти факты очень важны! Когда караван достиг Алжира, капитан «Сириэн Принс» обратился в суд, требуя вознаграждения в виде суммы, равной третьей части стоимости парусника. Однако суд пришел к выводу, что рассматриваемая операция не была спасением, и ему выплатили лишь незначительную сумму как за обычную буксировку. Самое интересное, что потерял свои права на судно бывший капитан «Турни», который являлся одновременно и его хозяином. По решению суда во владение судном вступил матрос Дени. Он получил «Турни», выиграв тяжелое единоборство со стихией...

 
 

Метки:

1914 — Корсары были не только в 16-17 столетиях. В историю Первой мировой войны вошел рейдерский поход в Индийском океане немецкого тяжёлого крейскера “Эмден”. В этот день “Эмденом” на рейде Джорджтауна - города на острове Пинанг у Малаккского полуострова был потоплен русский крейсер “Жемчуг”. Вообще-то целью атаки капитана Фон Мюллера была резиденция адмирала Джеррама - командующего морскими силами Британии в этом районе. Но как было найти нужное здание с моря? Вот “Жемчуг” и попал под раздачу.
 

Метки:

1952 — Дневник Алена Бомбара:"Я не могу определить свою долготу. А ведь для этого достаточно заметить по часам время, когда солнце будет в зените". Принцип определения координат несложен. Высота солнца над горизонтом в полдень дает широту, разница между солнечным полднем и часами на руке - долготу".
 

Метки: