Календарь на 21-е октября

1492 — Дневник Колумба в первом плавании к берегам Америки: "В десять часов я подошел к «Мысу островка» (Cabo del Isleo) и бросил якорь. Так же поступили и капитаны каравелл. После обеда я высадился на берег, где не было никаких поселений, если не считать одинокого дома, в котором я никого не застал. Думаю, что [обитатели этого дома] сбежали, ибо вся утварь осталась на своих местах. Подробнее

Я не разрешил ни к чему прикасаться и с капитанами и группой людей отправился осматривать остров. И если все другие острова, которые я уже видел раньше, были красивы, зелены и изобильны, то этот во всех отношениях их превосходил, и особенно хороши были его огромные, зеленые леса. Тут много озер, и вокруг них чудесные рощи. И как все другие острова, этот остров весь зеленый, и травы здесь, как в Андалусии в апреле, и поют в лесах птицы, и человеку, который сюда попал, не захочется уж покинуть эти места. Затмевая солнце, летали здесь стаи попугаев, и было, кроме того, на диво много других птиц, самых разнообразных и во всем отличных от наших. Росли на острове деревья бесчисленных пород, и у каждого плоды были на свой лад, и все они на диво благоухали. И я себя чувствовал самым обездоленным человеком на свете, потому что не мог определить пород этих деревьев и плодов, а я уверен, что все они весьма ценны. Я везу с собой образцы плодов и трав, отобранных здесь. Проходя берегом одного озера, я увидел змею, которую убили мои спутники. Кожу ее я везу вашим высочествам. Змея эта, когда заметила нас, бросилась в воду, и мы последовали за ней в озеро, благо оно было мелким, и гнались за ней до тех пор, пока пиками не убили ее. В длину она имеет 7 пядей. Думаю, что подобные змеи водятся в здешних озерах во множестве. Здесь я нашел алоэ и решил завтра погрузить на корабль десять кинталов (Кинтал — 46 кг.) этого дерева, потому что мне сказали, будто оно весьма высоко ценится. Блуждая в поисках хорошей воды по острову, мы наткнулись на одно селение, лежащее всего лишь в полулиге от нашей якорной стоянки. Жители этого селения, как только проведали про нас, сразу же пустились в бегство и бросили свои дома и спрятали одежду и все свое достояние в лесу, Я приказал ничего не брать в домах, даже если вещь была бы ценой в булавку. Вскоре к нам присоединились некоторые из [бежавших] жителей, и один из них отнесся к нам с особенным доверием. Я дал ему погремушки и стеклянные четки, чему он был несказанно обрадован. Желая теснее скрепить нашу дружбу и потребовать что-нибудь [у индейцев], я попросил его принести воды, и индейцы, прежде чем я отправился на корабль, явились на берег с полными флягами-тыквинами и искренне радовались, предлагая нам воду. Я велел дать им одну связку стеклянных четок; они заверили нас, что завтра снова придут на берег. Я намеревался наполнить водой всю порожнюю по суду, которая имелась на кораблях, а затем, если только погода будет благоприятна для этой цели, отправиться вглубь острова и до тех пор продолжать поход, пока не удастся вступить в переговоры с его королем. Я желал знать, смогу ли я получить от него золото, которое, как я слышал, он носит на себе. Затем я имел намеренье двинуться в путь к другому большому острову; и как я полагаю, остров этот должен быть Сипанго, судя по разъяснениям индейцев, которых я с собой везу. Они называют его «Кольба» и говорят, что на нем есть корабли, очень быстроходные и очень большие; за этим островом лежит другой, который именуется у них «Бофио», при чем индейцы говорят, что этот остров весьма велик. Другие же, промежуточные, острова я осмотрю мимоходом, а в дальнейшем буду поступать сообразно с тем, найду или не найду достаточно золота или пряностей на этом пути. Но, как бы то ни было, я твердо решил идти к материковой земле и к городу Кисаю (Искаженное название одного из китайских городов, упоминаемых Марко Поло.— Прим, перев.), чтобы передать письма ваших высочеств великому хану, испросить у него ответ и с ответным письмом прибыть [в Кастилию]".

 
 

Метки:

1520 — Флотилия Ф. Магеллана из 5 судов "Виктория", "Тринидад", "Сан-Антонио", "Консепсьон", "Сантьяго", идущая вдоль побережья Патагонии на юг, наткнулась на вход в пролив, впоследствии получивший имя Магеллана.
 

Метки:

1627 — В возрасте 56 лет умер Фредерик де Хаутман - голландский мореплаватель, путешественник, астроном, государственный деятель. Участвуя в экспедиции своего брата Корнелиуса Хаутмана к островам Пряностей совместно с Питером Дирксзуном Кейзером вел астрономические наблюдения, открыл и описал 12 новых созвездий южного полушария (впервые эти созвездия зафиксированы в «Уранометрии» (1603) Иоганном Байером). с 11 сентября 1599 года по 25 августа 1601 года находился в плену у Султана Ачеха (султаната на острове Суматра), где изучал местный диалект малайского языка и делал астрономические наблюдения. Вернувшись на родину в 1603 году опубликовал свои астрономические изыскания, в которых описывал 303 неизвестные ранее звезды, а также (впервые в мире) словари и учебники малайского и малагасийского языков. В 1618—1619 годах на двух кораблях совершил путешествие к западному побережью Австралии, первым исследовав около 700 километров её береговой линии от места, где ныне расположен город Перт, до залива Шарк. Был губернатором острова Амбон и всех Молуккских островов
 

Метки:

1638 — В возрасте 67 лет умер Виллем Янсзоон Блау - голландский картограф, астроном, географ, издатель. С 1633 года работал картографом Голландской Ост-Индской компании. В собственных типографиях изготавливал карты, атласы и глобусы, публиковал работы Виллебрда Снелла, Декарта, Адриана Метиуса, Ремера Вишера, Герхарда Иоганна Воссиуса, Барлеуса, Гуго Гроция, Вондела и историка и поэта Питера Корнелисзуна Хофта.
 

Метки:

1650 — В Дюнкерке в семье бывалого моряка Корниля Бара и Катерины Янссен родился Жан Бар

Начал плавать на каботажных судах в Северном море и Ла-Манше (в качестве юнги, матроса, а затем помощника капитана). Долгое время он служил в голландском флоте под командованием адмирала Михеля Адриана де Рюйтера, но когда Франция вступила в войну с Голландией (1672 г.), он из патриотических соображений вернулся в Дюнкерк, стал корсаром и начал охотиться за торговыми судами противника. С 1674 по 1678 год Бар захватил 74 судна. На двухпушечном «Руа Давиде» с командой в 36 человек он в 1674 году захватил шесть вражеских судов, в том числе испанский 18-пушечный фрегат с экипажем в 65 человек; на 10-пушечном «Руаяле» в 1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер»; на 18-пушечном «Пальме» в 1676 и 1677 годах он овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун»; на 14-пушечном «Дофине» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; на «Марсе» в 1678 году им было взято два приза. В 1676 году капитан Жан Бар попал в поле зрения Людовика XIV и его всесильного министра Ж.-Б. Кольбера. 18 сентября того же года Кольбер писал интенданту королевского флота в Дюнкерке г-ну Юберу: «Его Величество был очень обрадован известием, что корсарский корабль из Дюнкерка под командованием Жана Бара захватил голландское военное 32-пушечное судно. Признавая чрезвычайно важным поощрение этих капитанов продолжать войну, которую они ведут против Голландии, вы, г-н Юбер, найдите прилагаемую к письму золотую цепочку, которую Его Величество пожелал подарить капитану Жану Бару в награду за его подвиг». 8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. Когда война с Голландией завершилась и был подписан Нимвегенский мир, Жан Бар на некоторое время оказался не у дел. В 1686 году он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале — главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота. Между тем назревал крупный военный конфликт между Францией и коалицией европейских держав, объединившихся в 1686 году в Аугсбургскую лигу (Испания, Голландия, Швеция и др.). Позже к коалиции присоединилась Великобритания. В 1688 году Жан Бар получил приказ возглавить эскадру фрегатов для действий на голландских и английских морских коммуникациях. В апреле 1689 года, командуя 24-пушечным фрегатом «Серпан», он был атакован голландским военным кораблем. Французские канониры старались, как могли, отвечая на залпы нападающих, но весь экипаж считал дело проигранным — в трюмах фрегата лежали бочки с порохом, который Бар должен был доставить из Кале в Брест. Взрыв мог последовать в любой момент. Взгляд капитана упал на юнгу, в испуге присевшего за мачтой. «Пусть он встанет,— приказал Бар.— Привяжите его к мачте. Кто не умеет смотреть смерти в глаза, тот не заслуживает жизни». Двенадцатилетним юнгой был его сын Франсуа-Корниль Бар. В мае того же года Жан Бар, командовавший 28-пушечным фрегатом «Ле Же», и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший 16-пушечным фрегатом «Ла Райез», охраняли торговый караван из 20 судов на маршруте Гавр — Брест. 22 мая на траверзе острова Уайт им повстречались два мощных английских фрегата. На военном совете Бар решил с «Ле Же» и «Ла Райез» атаковать 48-пушечный фрегат «Нансач», а три вооруженных купеческих судна бросить на второй английский фрегат, на борту которого насчитывалось 44 пушки. Когда началось сражение, «купцы», поймав ветер, неожиданно ушли с поля боя, и высвободившийся второй английский фрегат поспешил на помощь «Нансачу». Неравный бой длился около трех часов, и к моменту сдачи на французских судах не было ни мачт, ни пороха. Бар был легко ранен в голову, Форбэн получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут и поместили в небольшой гостинице, превращенной в тюрьму. Через двенадцать дней, подкупив охрану, французы совершили дерзкий побег. На украденной лодке они за двое суток пересекли Ла-Манш и благополучно достигли берегов Франции. В период Орлеанской войны (1688-1697) слава Жана Бара разнеслась по всей Европе, он стал национальным героем Франции. Английские и голландские эскадры ежегодно блокировали Дюнкерк, чтобы не выпустить Бара в открытое море, но все было тщетно. В 1689 году на «Серпане» он взял два испанских корабля, один голландский 14-пушечный капер и три голландских китобоя. В 1690 году, командуя 36-пушечным «Альсьоном», он уничтожил голландский рыболовный флот, захватил два корабля с датскими солдатами и 10 торговых судов из Гамбурга. В 1691 году, воспользовавшись штормом, Бар и Форбэн с несколькими кораблями прорвались сквозь строй англо-голландской эскадры контр-адмирала Джона Бенбоу, блокировавшей Дюнкерк, и через неделю захватили 4 английских судна, направлявшихся в Россию (в порт Архангельск). Затем корсары сожгли голландский сельдяной флот (86 судов) и шесть китобоев. В 1692 году, появившись у английского побережья, Бар высадил десант у Ньюкасла, разорил окрестности, сжег замок Уодрингтон и 200 домов, вновь прорвал блокаду у Дюнкерка и вернулся в родную гавань с призами на 1 млн. 500 тыс. ливров. В конце того же года он на «Графе», сопровождаемый «Геркулесом» и «Тигром», разгромил голландский торговый флот в составе 16 судов и захватил военный корабль. Король оказал Бару честь, приняв его в своем дворце в Версале. В 1693 году, командуя «Глорией», он отличился при захвате французским флотом под командованием графа де Турвиля каравана торговых судов из Смирны. Тогда Бар настиг у входа на рейд португальского порта Фару шесть голландских судов, груженных шелком, загнал их на мель и сжег. Затем, сопровождаемый пятью судами, он вернулся в Ла-Манш и перехватил англо-голландский хлебный караван. Очередные победы были одержаны Баром в 1694 году. Король поручил ему привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван (более 100 судов). Обманув бдительность блокирующей английской эскадры, Бар вышел в открытое море. Его флотилия состояла из 6 кораблей, имевших на борту 312 пушек; флагманом был «Мавр». Не дойдя до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже перехвачен голландской эскадрой из восьми кораблей (387 пушек) под командованием контр-адмирала Гидда де Вриеса. Недалеко от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. Обменявшись с противником орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. В разгар абордажного боя Бар тремя сабельными ударами поверг де Вриеса на палубу, и через полчаса голландский флагман сдался. Были захвачены и два других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией и боеприпасами. Призы были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов, груженных зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьепп и Гавр. Двор узнал об этом подвиге во время церемонии утреннего туалета Людовика XIV в понедельник 5 июля 1694 г. По повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден св. Людовика и право иметь золотую лилию в своем гербе. На памятной медали, отчеканенной в честь упомянутой победы, стоит надпись: «Франция обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры». В августе 1695 году Жан Бар и граф де Реленг оказали героическое сопротивление англичанам, которые подвергли бомбардировке Дюнкерк. В память об этом событии была также выпущена медаль. Летом 1696 года шевалье Бар во главе эскадры из семи фрегатов, одного брандера и трех корсарских судов снова прорвал англо-голландскую блокаду Дюнкерка и 18 июня встретил у Доггер-Банки голландскую торговую флотилию с хлебом, конвоируемую пятью военными кораблями. В результате боя ему удалось захватить 45 торговых судов стоимостью 20 млн. ливров (по другой версии, было захвачено и сожжено 30 торговых судов и три военных корабля). В начале сентября 1697 года Бар с 7 кораблями выскользнул из блокированного противником Дюнкерка, чтобы выполнить чрезвычайно ответственную миссию — доставить в Данциг (совр. Гданьск) претендента на польскую корону принца де Конти. Миновав Остенде, французы неожиданно натолкнулись на флотилию из 11 английских судов. Когда опасность миновала, принц осведомился у Бара, что бы он предпринял, если бы неприятель настиг их и попытался захватить. «Неужели Вы думаете, что я сдался бы? — проворчал Жан Бар.— Я был готов ко всему и приказал моему сыну стоять с факелом у крюйт-камеры и взорвать корабль по моему сигналу». Принц побледнел и заметил: «Лекарство страшнее самой болезни. Я запрещаю вам употреблять его, пока я на вашем корабле». Рейс в Данциг оказался последним заметным событием в морской биографии Жана Бара. После подписания Рисвикского мира (1697) корсарские поручения были отменены, и Бар осел на берегу. В 1701 году, когда началась война за Испанское наследство, Бар возглавил Дюнкеркскую эскадру. Ранней весной 1702 года, занимаясь снаряжением кораблей, он простудился и 20 (27) апреля скончался от воспаления легких. Жан Бар был дважды женат и имел 13 детей, из которых лишь шестеро смогли пережить своего отца. Самым известным среди его сыновей был Франсуа-Корниль Бар, ставший вице-адмиралом французского флота. Бронзовый памятник Жану Бару был установлен в его родном Дюнкерке в 1845 году. источник

  - один из самых знаменитых французских пиратов эпохи Людовика XIV. Умер 20 (27) апреля 1702 года от воспаления лёгких.
 

Метки:

1739 — Боцман В. Медведев отправился на собаках на запад от стоянки судна Х. Лаптева, которое зимовало у полуострова Таймыр, на запад Таймыра до реки Дудыпты. По ней и по реке Пясине спустился к морю. Смог там осмотреть чуть более 40 км. побережья к востоку от её устья и в конце апреля 1740 года вернулся к отряду.
 

Метки:

1742 — Эпизод приключений адмирала Ансона. Его фрегат "Центурион", угнанный бурей от острова Тиниан Марианского архипелага, вернулся назад. Джордж Ансон во главе 4-х боевых и 2-х вспомогательных кораблей отправился в каперский рейд в 1740 году. В Тихом океане шторм два корабля потопил, остальные весьма потрёпанные нашли приют на острове Хуан-Фернандес. Оттуда англичане уже на двух фрегатах "Глостер" и "Центурион" направились к берегам Панамы в надежде захватить испанский галеон с Филиппин, гружённый золотом и драгоценностями, шедший в порт Акапулько в Мексике. Но на англичан вновь обрушился ураган, отправивший ко дну "Глостер". На оставшемся "Центурионе" людей для нападения на испанцев было недостаточно. Адмирал пошёл в Китай, чтобы пополнить экипаж моряками английских торговых судов. По дороге фрегат остановился на Тиниане. Острые края кораллов перетёрли якорный канат и корабль с частью экипажа был унесён в море. К счастью для адмирала через 19 дней он возвратился. А дальше и вовсе всё пошло славно. Ансон возобновил плавание, повстречал вожделенный галеон, несмотря на двухкратное превосходство испанцев в людях и пушках, захватил его и в 1744 году вернулся в Англию с огромной добычей.
 

Метки:

1769 — Корабль Жана Сюрвиля "Сен-Жан-Батист" после девятидневной стоянки в бухте Парлен (см. 13 октября) снова вышел в океан. В последующие дни он шёл вдоль гористых высоких островов.
 

Метки:

1769 — Испанской экспедицией под руководством Гаспара Порталы открыт великолепный залив, позднее названный Сан-Франциско, — лучшая гавань на всем Тихоокеанском побережье Америки. Двумя небольшими гористыми полуостровами этот залив надежно огражден от океана, а пролив между ними (Золотые Ворота) так узок, что его не заметили сотни проходивших мимо судов за 226-летнюю историю мореплавания в этой акватории.
 

Метки:

1773 — Второе кругосветное путешествие Кука. Корабли "Адвенчер" и "Резольюшен" достигли залива Хокс в Новой Зеландии, вскоре в результате шторма они были разлучены и встретились уже в Англии через два года.
 

Метки:

1794 — В возрасте 54 лет умер капитан Фрэнсис Лайт - английский путешественник, основатель британской колонии Пенанг в Малайзии и ее столицы Джорджтауна, отец Уильяма Лайта, основавшего город Аделаиду в Южной Австралии.
 

Метки:

1805 — Произошло Трафальгарское сражение — известнейший морской бой наполеоновской эпохи у одноименного мыса чуть южнее Кадиса, у входа в Гибралтарский пролив со стороны Атлантики. Английская эскадра из 27 линкоров и 4 фрегатов под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона разгромила франко-испанский флот из 33 линкоров и 7 фрегатов под командованием французского адмирала Пьера Шарля Вильнёва. 47-летний Нельсон, чьи личная отвага и искусство флотоводца сыграли решающую роль в сражении, был смертельно ранен (мушкетная пуля раздробила ему позвоночник) на своем флагманском корабле Victory. Вильнёв, в свою очередь, попал в плен. Триумф у Трафальгара принес Англии более столетия безраздельного мирового господства на морях.
 

Метки:

1823 — Шлюп "Предприятие" под командой О. Коцебу пересёк экватор. Подробнее

21 октября мы пересекли экватор в районе 25° западной долготы и приветствовали Южное полушарие пальбой из пушек. При этом над всеми членами команды, впервые участвовавшими в таком событии, была совершена обычная шутливая церемония. С величайшей серьезностью и торжественностью ею руководил матрос, который весьма гордился тем, что уже неоднократно пересекал экватор, участвуя в моем предыдущем плавании. Он явился в образе Нептуна, в костюме, который должен был вселять, ужас; его сопровождала супруга. На сей раз эта чета прибыла не в раковине, влекомой тритонами, а на орудийном лафете, который тащили "негры". Вечером матросы разыграли комедию собственного сочинения, заслужившую, всеобщее одобрение. Подобные увеселения повышают настроение команды, помогают ей скорее забыть о перенесенных невзгодах и укрепляют ее мужество перед лицом новых опасностей. К тому же они оказывают благотворное влияние на самое здоровье команды, ибо бодрый и веселый человек заболевает гораздо реже, чем угрюмый и подавленный. Вот почему командиры судов должны использовать все невинные средства, чтобы сохранить и укрепить веселое расположение духа у своих подчиненных. ("Новое путешествие вокруг света" Отто Коцебу, командир русского шлюпа "Предприятие").

 
 

Метки:

1854 — На Соломбальской верфи близ Архангельска заложена Шхуна "Задорная", спущена на воду 9 сентября 1855 года. Исключена из списков судов флотилии 16 октября 1855 года
 

Метки:

1875 — Потерпел кораблекрушение и утонул товаро-пассажирский пароход «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ) "Аксай". Он был выброшен штормом на камни у острова Сицилия. Был спущен на воду за пять лет до трагедии.
 

Метки:

1881 — Дневник Д. Де-Лонга (см. 23 марта 1882 года): "21 октября, 131 день. Около полуночи обнаружили, что Каак, лежавший между мной и доктором, скончался. Около полудня скончался Ли".
 

Метки:

1960 — В Персидском заливе взрыв и пожар на норвежском танкере "Полиана". В кораблекрушении погибли 24 человека.
 

Метки: