Календарь на 17-е октября

1492 — Дневник Колумба в первом плавании к берегам Америки: "В полдень я вышел из селения, где был брошен якорь и взята вода, чтобы обойти остров Фернандину. Ветер был юго-западный и южный. Между тем я желал следовать вдоль берега к юго-востоку и югу по следующим причинам: сам берег уходит на юго-восток и, кроме того, мне над лежало взять этот курс и идти на юг еще и потому, что, как объясняли индейцы, которых я с собой вез, и местные жители, именно в южной стороне должен был находиться остров Самоат, где есть золото. Подробнее

Однако Мартин Алонсо Пинсбн, капитан каравеллы «Пинта», которому я отослал трех индейцев, явился ко мне и сообщил, что один из этих индейцев весьма убедительно дал ему понять, что, следуя на северо-северо-запад, можно очень скоро обойти остров. Поэтому, видя, что ветер не помогает мне на пути, которым я намерен был следовать, я счел за благо выбрать другой путь и направился на северо-северо-запад. И когда я был в двух лигах от оконечности острова, я от крыл чудеснейшую бухту с одним входом. Точнее говоря, в нее вели даже два прохода, потому что в горле бухты, как раз по середине, находился маленький островок. Оба эти прохода были очень узки, но внутри бухта казалась такой широкой, что там могли бы поместиться сто кораблей, если бы только глубина ее оказалась для этого достаточной, дно лишено подводных камней, и проходы глубоки. Я счел за благо хорошо осмотреть эту бухту и измерить ее глубину. Для этого я бросил якорь вне бухты и вошел в нее со всеми лодками, что были на кораблях. Мы убедились, что бухта не глубока. Так как, завидев бухту, я предположил, что она может быть устьем какой-нибудь реки, то я велел захватить с собой бочки, чтобы набрать воды. На берегу я нашел 8—10 человек, которые сразу же пошли к нам и указали на селение, находящееся неподалеку, куда я направил людей за водой, причем одни несли бочки, другие же шли с оружием. Воду брали в довольно отдаленном месте, и поэтому я должен был задержаться на берегу в течение двух часов. За это время я обошел лес, где росли уже упомянутые деревья. Ничего прекраснее мне не доводилось доныне видеть, и так много было кругом зелени, и такая густая она была, как будто все это происходило в Андалусии в мае месяце. И как день от ночи отличались эти деревья от растущих в нашей стороне; иными были плоды, травы, камни и все прочее. Правда, некоторые деревья были здесь той же породы, что и кастильские, но и они отличались от наших; других, не похожих на кастильские, было столько, что не найдется на свете человека, который мог бы дать им всем имена и сравнить с деревьями Кастилии (Колумб, описывая леса Фернандины, допускает преувеличения. Во всем Багамском архипелаге нет острова, растительность которого была бы беднее, чем на Фернандине. На том выжженном солнцем, узком, как лезвие шпаги, острове в настоящее время ничего, кроме тощих кустарников, не растет. — Прим. перев.). Люди же были подобны тем, которых мы встречали прежде, и так же они были наги, и такого же роста; и все, чем владели, они отдавали нам за любую вещь, какая бы им ни предлагалась. Здесь я увидел, как корабельные мальчики выменивали у них дротики на осколки стекла и битой посуды. Люди, ходившие за водой, рассказали мне, что заходили в дома индейцев и обратили внимание, что внутри эти дома старательно подметены и чисты, а ложе и подстилки, на которых индейцы спят, похожи на сети и сплетены из хлопковой пряжи 22. Они строят дома на манер боевого шатра (alfaneque), и в каждом доме есть высокие и хорошие очаги; но я не видел среди всех селений, что мне пришлось осмотреть, ни одного, в котором было бы больше 12 или 15 домов. Здесь я наблюдал, что замужние женщины носят шаровары из хлопчатой ткани. Девочки же ходили без шаровар, исключая тех, которым было уже более 18 лет. Были здесь собаки — дворняжки и легавые. Мои люди встретили индейца, у которого в носу был продет кусок золота величиной с половину кастельяно, и на поверхности этого обломка они заметили буквы. Я разбранил их за то, что они не приобрели это золото у индейца за ту цену, которую он просил, чтобы затем посмотреть, какова и чья была эта монета. Но они на это мне ответили, что индеец никогда не решился бы ее обменять. После того как взята была вода, я вернулся на корабль и, подняв паруса, пошел к северо-западу и открыл всю часть острова, вдоль берега, что идет с востока на запад (В данном случае идет речь о плавании вдоль восточного берега крайней северной оконечности Долгого острова (Фернандины). Колумб, дойдя до этого места, где берег круто поворачивает к юго-западу, не обогнув острова, повернул назад. — Прим. перев.). Но затем все индейцы, [которые были на корабле], стали повторять, что остров этот вовсе не Самоат, что он много меньше последнего и что лучше вернуться назад, чтобы скорее прибыть на Самоат. Ветер стих, а затем подул с западо-северо-запада и стал противным для нас, учитывая направление, в котором мы шли. И я повернул обратно и плыл всю минувшую ночь к востоко-юго-востоку, иногда принимая на восток, иногда на юг, чтобы как можно дальше держаться от берега, так как надвинулись густые тучи и наступило ненастье. Из-за дурной погоды я не мог пристать к берегу и бросить якорь. Ночью лил сильный дождь, и продолжался он от полуночи до наступления дня; и после того как дождь прекратился, небо было облачным, предвещая дождливую погоду. Мы дошли до оконечности юго-восточной части острова, где я решил стать на якорь и выждать, пока не прояснится на столько, чтобы я мог увидеть остров, к которому должен был идти. Все дни, с того времени, как я нахожусь в Индиях, шли дожди малые и большие. Да поверят ваши высочества, что земля эта самая лучшая и изобильная, ровная и благодатная из всех земель, что есть на свете. Четверг, 18 октября. После того как прояснилось, я шел с попутным ветром и, наилучшим образом обогнув остров, бросил якорь, когда погода стала неблагоприятной для плаванья, но я не высаживался на берег и с рассветом поднял паруса".

Метки:

1502 — Флотилия Колумба в его последнем плавании в Новый свет покинула лагуну Чирики у берега Панамы и отправилась дальше на юго-восток. Но вскоре берег начал отклоняться к северо-востоку и открылся залив Москитос; здесь испанцы обменяли три бубенчика на 17 золотых кружков. Через переводчиков испанцы получили сведения, будто в девяти днях пути живет богатый народ. По словам Колумба, он бы «удовольствовался десятой долей того, что сулят эти рассказы». Из жестов индейцев он понял, что обитатели южной страны — люди воинственные, ездят на животных, носят панцири, владеют мечами, луками и стрелами.

1595 — На острове Ндени архипелага Санта Крус умер испанский мореплаватель и путешественник Менданья де Нейра Альваро. Совершил два плавания (1567—69 и 1595) в Тихом океане с целью открытия новых земель и новых морских путей. Во время первого плавания открыл все крупные острова из группы Соломоновых островов, кроме острова Бугенвиль, а на обратном пути атолл в Маршалловых островах и остров Уэйк. Во время второго плавания открыл 4 острова из группы Маркизских островов и острова Санта-Крус, в том числе остров Ндени. Менданьи было 54 (или 50?) года.

1740 — Основан Петропавловск-Камчатский — один из старейших городов на Дальнем Востоке. Город разместился на месте камчадальского селения Аушин. Место для города выбрал штурман И. Ф. Елагин, прибывший на берег Авачинской губы 21 июня 1740 (по новому стилю) на парусном боте «Святой архангел Гавриил» для подготовки базы 2-й Камчатской экспедиции В. Беринга. Сама экспедиция Беринга прибыла на Камчатку из Охотска на пакетботах «Святой Петр» и «Святой Павел» 17 октября (по новому стилю) и расположилась на зимовку. В честь своих кораблей Беринг назвал город: «А вышереченная гавонь к отстою в зимнее время морских судов весма способна, и для того и прибыли во оную гавонь в двух пакет-ботах со всею командою тогож 1740 году октября 6 дня благополучно, где и зимовали. И оная гавонь названа нами святых апостол Петра и Павла».

Метки:

1769 — "Индевор" капитана Кука в первом кругосветном плавании у берега только что открытого Северного острова Новой Зеландии. В этот день корабль от мыса Тернагейн (у 40°30' ю. ш.) взял курс на север.

1774 — Второе плавание капитана Кергелена к якобы открытой им в1772 году Южной земле. Порт-Луи покинули «Ролан», «Уазо» и «Дофин».

1835 — Родилась Александрина Петронелла Франсина Тинне - голландская путешественница по Африке. Была убита туарегами во время одного из путешествий 1 августа 1869 года

Метки:

1867 — Отряд русского путешественника Н. Северцова, изучающего центральную часть Тянь-Шаня и достигшего среднего течения реки Нарын, из-за усилившегося холода и метелей двинулся обратно. Ученый стал первым из европейцев, достигшим 41° с. ш. в южной части Тянь-Шаньского нагорья.

1881 — Дневник Де-Лонга: "«17 октября, понедельник, 127-й день. К закату скончался Алексей от истощения. Прикрыли его флагом". (Яхта "Жанетта" капитана Д. Де Лонга с экипажем из 32 человек отправилась на покорение Северного полюса. Капитан рассчитывал на то, что тёплое течение Куросива, берущее начало у берегов Японии, оказывает влияние далеко к северу от Берингова пролива и позволит морем подняться до широты острова Врангеля, а оттуда можно будет на собачьих упряжках добраться до Полюса. Однако течение не поднимается так далеко на север. "Жанетта" вмёрзла в лёд раньше намеченного срока. Американцы провели на её борту дае тяжелейшие зимовки. Потом яхта затонула. Экипаж устремился на юг. До устья Лены, где обитали якуты, добралась только группа, возглавляемая главным механиком Меллвилом. Он-то и инициировал поиск остальных, установивший печальную истину. Де Лонг со спутниками умерли от истощения и голода).

1881 — Родился Юлий Михайлович Шокальский, русский и советский океанограф, почетный член АН СССР (1939), президент Русского географического общества (1917–1931).

Метки:

1890 — Родился Владимир Иванович Воронин — капитан советского ледокольного флота, путешественник, полярный исследователь, участник многих экспедиций в Арктику. Умер 18 октября 1952 года

1892 — Английский пароход "Roumania" разбился о скалы у берега Португалии. В кораблекрушении погибло 113 человек.

1897 — Жюль Верн начал работу над романом «Огненная Земля» впоследствии переименованном в "На краю света" (закончил 11 апреля 1898 года), действие романа происходит в Магеллании (на Огненной земле), состоит из 16 глав. Рукопись Жюля Верна со значительными изменениями была переписана сыном Мишелем в 1908 году и напечатана под названием «Кораблекрушение «Джонатана» в 1909 году. Оригинальная рукопись романа была обнаружена в архивах семьи Этцель в 1977 году. Роман напечатан в Париже Обществом Жюля Верна в 1987 году, ограниченным тиражом. 197-страничный том содержал 1 иллюстрацию и 3 карты. В 1996 году канадское издательство Алэна Станке напечатало роман большим тиражом

Метки:

1961 — Начала работу советская научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-10» (СП-10) под руководством Н.А. Корнилова, К.Б. Константинова и В.Ф. Захарова. Окончание дрейфа станции – 29 апреля 1964 года.