Календарь на 15-е октября

1492 — Дневник Колумба в первом плавании к берегам Америки: "Этой ночью лежали в дрейфе (avia temporejeado), остерегаясь приблизиться к берегу раньше наступления утра, так как неизвестно было, свободно ли от мелей море у берега, и лишь на рассвете пошли под парусами. И так как остров оказался более чем в 5 лигах [от Сан-Сальвадора], ибо лежит на расстоянии 7 лиг, и волнение меня задерживало, то только к полудню я прибыл к нему и обнаружил, что течение идет со стороны острова Сан-Сальвадор с севера на юг, на протяжении 5 лиг. Другое течение, которому я следовал, имеет направление с востока на запад и простирается на 10 лиг. Подробнее

Так как с этого острова я увидел к западу еще больший, я пошел к нему на всех парусах и плыл весь день до ночи, но до западной оконечности этого острова я дойти не смог. Острову этому я дал имя Сайта Мария де Консепсьон; а почти на закате я высадился близ западного мыса, чтобы узнать, есть ли здесь золото, потому что люди, взятые на острове Сан-Сальвадор, говорили мне, что жители этого острова на руках и на ногах носят очень большие золотые браслеты. Я убежден, что все, что они говорили мне, было ложью — и так поступали они по тому, что хотели убежать. При всем этом моим желанием было не пропустить ни одного острова, не вступив во владение им, так как то, что полагается* для этого сделать на одном из них, следует совершать на всех. И сбросив якорь, я оставался здесь вплоть до сего дня, вторника, а утром на рассвете высадился на берег, на лодках. Когда я сошел на берег, жители, а их было много и таких же нагих и такого же вида, как на острове Сан-Сальвадор, пропустили нас вглубь острова и давали нам все, что мы у них просили. Но так как ветер был благоприятен для плавания, я не пожелал здесь задерживаться и вернулся на корабль. К борту каравеллы «Ниньи» пристал большой челнок, и один из людей с острова Сан-Сальвадор, что были на «Нинье», кинулся в море и взобрался на этот челнок. Накануне же ночью едва не сбежал другой пленник. Челнок пустился к берегу и с такой скоростью, что на лодке его догнать было невозможно, несмотря на то, что мы имели пред ним преимущество. Беглец и люди, бывшие с ним, вышли на берег, челнок же остался в море. Некоторые матросы, сопровождавшие меня, высадились и пустились вдогонку за беглецом, но настичь его не смогли. Челнок, что оставили беглецы, мы доставили на борт «Ниньи», а к каравелле, на этот раз с другой стороны, подошел маленький челнок; в нем находился только один человек, который подплыл, желая на что-нибудь променять моток хлопковой пряжи. Несколько матросов бросились в море, так как [гость] не хотел подняться на каравеллу, и поймали его. Я был в это время на корме корабля, и все видел, и приказал при слать мне пленника, и дал ему красный колпак и несколько маленьких зеленых четок, которые он надел на руку, и две по гремушки, которые он нацепил на уши, и велел вернуть ему его челнок, и отослал его на берег. Затем я приказал поставить паруса, чтобы идти к другому большому острову, который я видел на западе. Я велел отвязать челнок, что влекла за своей кормой «Нинья», и видел, как пристал к берегу челнок другого индейца, того самого, которому я дал все уже упомянутые вещи и у кого я не захотел взять моток пряжи, хоть он и желал мне его дать. К нему сбежались другие люди и считали большим чудом, что он вернулся; ему казалось, что мы были добрые люди и что тот, кто сбежал от нас, причинил, верно, нам какое-нибудь зло и что поэтому мы забрали его с собой. И именно по этой причине я и велел отпустить челнок и дал [индейцу] указанные вещи. Пусть поддерживается в них уважение к нам, чтобы, когда ваши высочества другой раз сюда отправят [своих людей], не были они дурно встречены. Те вещи, что я дал им, не стоят и четырех мараведи, Итак, я отплыл в 10 часов при юго-восточном ветре и взял на юг, чтобы пройти к другому огромному острову, где, судя по указаниям людей, увезенных мной с Сан-Сальвадора, есть много золота. Золото же жители употребляют на браслеты, которые они носят на ногах и руках, и в носу, и в ушах, и на шее. От острова Сайта Мария до этого нового острова 9 лит на восток-юго-восток, а берег его в этой части тянется с северо-востока на юго-запад, и, как кажется, будет добрых 20 лиг на этой стороне острова. Точно так же, как Сан-Сальвадор и Санта Мария, он очень ровный, без единой горы. У его берегов нет скал, имеются лишь отдельные подводные камни, близ берега, под водой, и надо смотреть в оба, когда бросаешь якорь, и не становиться на якорь очень близко от земли, хотя вода здесь всегда прозрачна и видно дно. А отойдя от берега на расстояние двух выстрелов из ломбарды, можно найти такое глубокое место, где нельзя достать дна. Эти острова очень зеленые и плодородные, воздух здесь приятен. Можно тут приобрести много Вещей, но что на острове этом имеется, я не знаю, ибо у берегов его не задерживался. Желаю продолжать путь и обойти эти земли и проникнуть на многие острова, чтобы найти золото. И, так как [пленники] знаками объяснили, что тут носят золотые браслеты на руках и ногах (именно золотые, потому что перед этим раз говором я показал им несколько кусочков золота), то я уверен, что с помощью господа нашего найду золото там, где оно родится. Находясь посередине между этими двумя островами, т. е. между Санта Марией и новым большим островом, которому я дал имя Фернандина 20, я увидел челнок и в нем человека, который шел от острова Санта Мария к Фернандине и вез не много хлеба; хлеб же этот был величиной с кулак; и была у него полая тыква с водой и немного красной земли, растертой в порошок и подобной мастике, и сухие листья, которые особенно ценились жителями 21, потому что мне предложили их в подарок на Сан-Сальвадоре. У него была маленькая корзинка, и в ней он хранил обрывок стеклянных четок и две монетки (blancas); из этого я заключил, что он прибыл с острова Сан-Сальвадор, посетил по дороге остров Санта Марию и, направляясь сейчас на Фернандину, подошел к кораблю. Я заставил его подняться на борт, о чем, впрочем, он и сам просил, поднял на корабль его челнок, сохранил все то, что в челноке имелось, и велел дать ему хлеба и меда, напоил [96] его, а затем отпустил его на Фернандину, и вернул все его достояние. Так поступил я, желая, чтобы он распространил о нас добрые вести. Тогда, если с божьей помощью ваши высочества отправят сюда снова своих людей, вновь прибывшие будут встречены с почетом, и отдадут им [индейцы] все, что имеют".

 
 

Метки:

1532 — Королевским указом историк и писатель, путешественник, натуралист и этнограф Гонсало Овьедо (1478 - 26 июня 1557) назначен Историографом Индий и всем правителям и должностным лицам предписывалось посылать ему подробную информацию о новооткрытых землях. Овьедо жил в Вест-Индии с 1513 до 1532 год. В Золотой Кастилии (Панама, Коста-Рика) занимал должность «писаря по рудникам и криминальному праву», «ревизора по переплавке золота», заместителя губернатора, губернатора Картахены, алькальда крепости в Санто-Доминго. Жил в Венесуэле и на Антильских островах, шесть раз за это время он совершал опасные плавания через океан на родину и возвращался назад в Новый Свет, а по возвращении в Испанию в 1532 году назначен Историографом Индий, автор «Естественной и общей истории Индии» (1535)
 

Метки:

1550 — Этим днем датировано письмо конкистадора и завоевателя Чили Педро Вальдивии испанскому королю Карлу Пятому, в котором выказывается высокая оценка человеческим и профессиональным качествам Джованни Баттисте Пастене (1597-1580) - генуэзскому моряку, путешественнику, исследователю южного побережья Чили. Пастене назван «человеком большой чести, верности и искренности, а так же непревзойденным моряком»
 

Метки:

1719 — В Тобольск вернулась экспедиция гвардии майора И. М. Лихарева, направленная Петром I к верховьям Иртыша на поиски золота. Путешественники на лодках объехали озеро Зайсан в поисках места для постройки крепости и осмотрели устье Черного Иртыша. Итогом работы явилась первая карта р. Иртыша на протяжении более 2000 км и, следовательно, первая карта Западной Сибири, основанная на астрономических определениях. Их делал геодезист Пётр Чичагов.
 

Метки:

1805 — Ю. Лисянским на шлюпе "Нева" во время первого русского кругосветного путешествия открыт необитаемый остров под координатами 25 градусов 2 минуты 48 секунд с.ш и 173 градуса 42 минуты 30 секунд з. д. Остров получил имя Лисянского.
 

Метки:

1817 — В Каире от истощения и болезней в возрасте 33 лет умер Иоганн Людвиг Буркхард - швейцарский путешественник по странам Ближнего Востока. Окончив Геттингенский университет, он загорелся мыслью отыскать истоки реки Нигер. В 1806 году направился в Англию с целью заручиться финансовой поддержкой Африканской ассоциации британских джентльменов. Получив одобрение проекта, взялся изучать арабский, а в свободное время изнурял себя пешими переходами и приучался к прочим лишениям. Весной 1809 года добрался до Сирии, где, выдавая себя за приезжего «шейха», начал учить в Алеппо законы шариата и совершенствовать язык. Не внушая подозрений местным жителям, посетил неизвестные европейцам развалины Пальмиры и Петры. В 1812 году для подготовки перехода через Сахару к истокам Нигера приехал в Каир. Под видом сирийского купца спустился по Нилу до неведомого тогда Абу-Симбела, затем повернул на восток, переплыл Красное море и едва ли не первым из христиан после Вартемы посетил как Медину, так и Мекку, где прожил три месяца. Описание мусульманских святынь и покушавшихся на них ваххабитов Буркхардт переслал в Европу, где оно было незамедлительно опубликовано и принесло ему известность. Весной 1816 года посетил гору Синай, но вскоре после того подхватил дизентерию и, истощённый длительными путешествиями, умер.
 

Метки:

1863 — Родился Петр Кузьмич Козлов

Его отец-гуртовщик перегонял скот с Украины в центральные губернии. Участие в таких переходах породило у мальчик страсть к путешествиям. Официально все образование Козлова ограничивалось шестью классами реального училища и двумя годами учебы в юнкерской школе, все необходимые науки он осваивал самостоятельно. Поворотным пунктом в его биографии стала встреча со знаменитым путешественником Николаем Пржевальским, купившим имение на Смоленщине и искавшим себе помощников для участия в новой экспедиции. В 20 лет Козлов вместе с ним отправился в свое первое путешествие - из Монголии в Китай и предгорья Тибета, ставшее последним в жизни его учителя. А в 60 лет он возглавил комплексную советскую экспедицию в Монголию. За шесть своих путешествий ученый положил на карту 40 000 километров пути, собрал большие зоологические, ботанические, палеонтологические и этнографические коллекции. 100 лет назад он открыл мертвый город Харо-Хото, поблизости от которого обнаружил субурган (культовое сооружение буддистов), в котором хранились огромные книги со знаками неведомой письменности. Последующие исследования этих текстов советскими учеными показали, что это наследие блестящей, но недолговечной цивилизации тангутов, государство которых со смешным для нашего слуха именем Сися было уничтожено Чингизханом. Козлов стал первым европейцем, которого властитель Тибета далай-лама пригласил посетить свою столицу Лхасу. А после революции царский генерал-майор Козлов был назначен комиссаром заповедника Аскания-Нова и сумел спасти его в условиях гражданской войны, полыхавшей на юге Украины. Имя путешественника-исследователя навсегда вписано в историю человеческой цивилизации, а изучение материалов его экспедиций продолжается и по сей день.

  Умер 26 сентября 1935 года.
 

Метки:

1881 — На Соловецких островах Санкт-Петербургским обществом естествоиспытателей была организована первая на Севере России морская биологическая станция, в задачи которой входило изучение флоры и фауны Белого моря. В 1899 г. биологическая станция была переведена в порт Александровск (ныне Полярный), расположенный в Екатеринской гавани Кольского залива Баренцева моря. В 1902 г. станция была переименована в Мурманскую биологическую станцию, а в 1929 г. станция была объединена с плавучим морским научным институтом (Плавморнин) и вошла в состав Государственного океанографического института (ГОИН). В 1934 г. ГОИН был реорганизован во ВНИРО (Всероссийский институт рыбного хозяйства и океанографии), а Мурманская биологическая станция была ликвидирована. В конце ХIХ–начале ХХ вв. она сыграла значимую роль в изучении морей западного сектора Арктики.
 

Метки:

1919 — Северную оконечность полуострова Таймыр покинули два участника морской экспедиции Р. Амундсена на корабле "Мод" к Северному полюсу П. Тессем и П. Кнутсен. Экспедиция зимовала в этом месте, и Амундсен собирался плыть на восток. Товарищей же он отправил обратно с научными материалами и почтой. Оба они плохо перенесли зимовку и страдали от болезней. Норвежцы должны были на собачьей упряжке вдоль совершенно безлюдного в те времена западного побережья Таймыра добраться к радиостанции на острове Диксон. На побережье имелось несколько продовольственных складов, один из которых, на мысе Вильда, — примерно на полпути к Диксону — закладывал в свое время Кнутсен. На тамошней радиостанции Тессем должен был отправить телеграмму о положении экспедиции, а затем продолжить путь к поселку Дудинка. «...Мы намерены сегодня уйти в порт Диксон. У нас все в порядке, уходим с запасом пищи для себя и собак на 15 дней» - записали они в дневнике в тот день.
 

Метки:

1929 — В Копенгагене прошло последнее заседание комиссии по расследованию исчезновения барка "Копенгаген". Президиум комиссии - контр-адмирал Колдт, капитан Эгенс, капитан Штабель, капитан третьего ранга Шульц - под председательством профессора Кукла еще раз просмотрел толстое дело. Подробнее

"Последний день в Буэнос-Айресе. Барк на внешнем рейде, готовый к отходу в Австралию... Принято 698 т песка для балласта, осадка на миделе - 5,21 м... Водоизмещение судна 5159 т. Метацентрическая высота 91,5 см... Отличная остойчивость. Балласт размещен идеально. Судно полностью укомплектовано командой. Радиостанция исправна...". Председатель комиссии объявляет решение: "Означенный выше учебный парусный корабль, пятимачтовый барк "Копенгаген", имея на борту 59 человек, совершая очередное плавание из аргентинского порта Буэнос-Айрес в Австралию, погиб ввиду действия непреодолимых сил стихии и непредвиденных на море случайностей. При этом судно потерпело бедствие настолько быстро, что его команда не смогла ни передать в эфир радиосигнал бедствия SOS, ни спустить на воду спасательные шлюпки или плоты". Но со временем все дела проясняются... Так случилось и в загадочной истории исчезновения "Копенгагена". С момента последнего заседания комиссии по расследованию причин гибели "Копенгагена" прошло почти два года. За это время по-прежнему не было обнаружено никаких обломков, которые могли бы оказаться остатками исчезнувшего корабля. Это обстоятельство еще раз укрепило мнение, что барк затонул на большой глубине в безбрежных просторах океана в результате столкновения с айсбергом. Но вот в своей формулировке комиссия ошиблась. То место в заключительном слове, где говорилось: "его команда не смогла спустить на воду спасательные шлюпки", оказалось ошибочным. В конце 1932 г. недалеко от побережья Юго-Западной Африки, в раскаленных песках пустыни Намиб нашли семь человеческих скелетов. Английская экспедиция ученых определила, что, судя по строению черепа, это были европейцы. На обрывках одежды, сохранившихся на скелетах, ученые нашли медные пуговицы с якорями. Через некоторое время, когда пуговицы были доставлены в Лондон, специалисты установили по рисунку якоря с обнесенным вокруг него канатом, что они с формы кадетов торгового флота Дании. Выяснилось, что местные жители-африканцы в том же районе побережья нашли разбитую деревянную шлюпку, но название, написанное на ней, они уже не помнили. На этот раз у владельцев Восточно-Азиатской судоходной компании сомнений не осталось. Ведь до 1932 г. других кораблекрушений с учебными судами Дании не отмечалось. Значит, шлюпка с "Копенгагена" была все же спущена и достигла берега. Может быть, удалось спустить не одну, а все четыре шлюпки. Но они, наверное, не добрались до берега. Те, кто достиг пустынного, выжженного солнцем побережья Африки, умерли от жажды и голода в раскаленных песках пустыни Намиб. И хотя причина исчезновения "Копенгагена" может быть теперь объяснена, имя этого великолепного корабля нашего времени, одного из последних могикан парусного флота, занесено в "Красную книгу" No 14 Ллойда.

 
 

Метки: