Календарь на 11-е октября

1492 — Дневник Колумба в первом плавании к берегам Америки: "Плыли на запад-юго-запад. За все время плаванья еще не было такого волненья на море. Видели «pardelas» и зеленый камыш у самого корабля. Подробнее

Люди с каравеллы «Пинта» заметили тростинку и сук и выловили обтесанную, возможно железом, палочку и обломок тростинки и прочие травы, что родятся на земле, и одну дощечку. Люди на каравелле «Нинья» видели другие приметы земли и веточку, усеянную ягодами шиповника. Все воодушевились и обрадовались, видя эти приметы. До захода солнца прошли в этот день 27 лиг. После захода солнца плыли своим путем на запад со скоростью 12 миль в час и к двум часам пополуночи прошли 90 миль, или 22,5 лиги. И так как каравелла «Пинта» была более быстроходной и шла впереди адмирала, то нашла она землю и дала сигналы, предписанные адмиралом. Эту землю увидел первым матрос, которого звали Родриго де Триана. Также и адмирал, находясь на кормовой площадке (castillo de popa), видел в 10 часов вечера свет, но свет был так неясен, что, не желая утверждать, что [впереди] земля, адмирал вызвал Перо Гутьереса, королевского постельничего, и сказал ему, что он видел свет и попросил его всмотреться [вдаль]. Тот, исполнив просьбу, также увидел свет. Сообщил об этом адмирал Родриго Санчес де Сеговия, которого король и королева отправили с флотилией в качестве контролера. Родриго Санчес до этого не видел света, потому что находился в таком месте, откуда нельзя было ничего приметить, но после того как адмирал сказал ему о свете, они стали всматриваться вдвоем и разглядели нечто подобное огоньку восковой свечи, который то поднимался, то опускался. Немногие сочли это признаком земли, адмирал же считал несомненной ее близость. И поэтому, когда призвали к «Salve» (Т. е. когда наступил час вечерней молитвы.— Прим. перев.) (а молитву эту все моряки приучились повторять и петь на свой манер), и все собрались, адмирал попросил и предуведомил, чтобы хорошо отправляли вахту на носу и пристально следили за землей, и обещал тому, кто первый объявит, что видит землю, тотчас же дать шелковый камзол, не говоря уже о других милостях, обещанных королями, — т. е. 10000 мараведи годовой ренты первому, увидевшему землю..."

 
 

Метки:

1503 — В Лиссабон из Индии вернулась четвёртая индийская армада - флот Васко да Гамы, целью которого колонизация, создания португальских опорных пуктов по дороге и в Индии. Да Гама вернулся с удачей. Король Мануэл остался доволен богатой добычей и одобрил карательные действия адмирала Индийских морей. Он повысил Васко да Гаме пенсию, но, несмотря на упорные хлопоты честолюбивого адмирала, только в 1519 году предоставил ему земельные угодья и присвоил графский титул.
 

Метки:

1738 — Родился Артур Филипп - британский адмирал, первый губернатор штата Новый Южный Уэльс, первого английского поселения Австралии. Первыми его жителями были каторжники.
 

Метки:

1769 — Корабль "Индевор" капитана Кука в его первом кругосветном плавании покинул бухту Поверти в Новой Зедандии. "Поверти" - "бедность": Кук так назвал эту бухту в форме подковы с хорошей якорной стоянкой, хотя и открытой ветрам, дующим с юга и востока, потому что из всего необходимого за три дня стоянки сумел запастись там только дровами.
 

Метки:

1783 — В Берлине родился Юлиус Генрих Клапрот - востоковед, путешественник. В ранней молодости проявил выдающиеся способности к языкам. Участвовал в посольстве графа Ю. А. Головкина в Китай (маньчжурские власти не пустили послов дальше Монголии). По возвращении из Монголии, путешествовал в 1807—1808 гг. по Кавказу, для сбора статистических и этнографических сведений. Окончив обработку научных данных, в 1812 г. вернулся в Берлин, с 1815 г. постоянно жил в Париже. По рекомендации А. фон Гумбольдта получил от прусского короля профессорское звание и содержание, с правом жить в Париже и заниматься научной работой. Умер в 1835 году в Париже.
 

Метки:

1968 — Филиппинский паром "Damedenet" затонул близ острова Минданао. В кораблекрушении погибло почти 500 человек.
 

Метки:

1982 — В проливе Солент к западу от Портсмута поднята многотонная часть корпуса четырехмачтового боевого парусника «Мэри Роуз», затонувшего в июле 1545 года. Корабль, построенный по личному распоряжению Генриха VIII, стал первым английским судном, спроектированным как военное. «Мэри Роуз» имела водоизмещение — 700 тонн, длину — около 40 метров, ширину — около 12; на борту помещались 200 матросов, 185 солдат, 30 канониров, 2 лоцмана, 5 трубачей, 36 слуг и 91 орудий. Кораблекрушение произошло в восьмистах метрах от берега, спаслись лишь человек 35. Работа по подъему заняла 17 лет, а финальную стадию тысячи людей наблюдали в бинокли (еще 60 миллионов — по телевидению). Судно затонуло на глубине 14 метров, но за четыре с половиной века было настолько занесено, что водолазам пришлось под водой выкапывать его лопатами.
 

Метки: