Календарь на 27-е сентября

1513 — Это был четверг, 10 утра. Измученные трёхнедельным переходом через тропическую сельву конкистодоры Васко Нуньеса де бальбоа добрались до голой вершины плато и увидели Южное море. Объятый радостью, Бальбоа повернулся к своим соратникам, воздел руки и обратил взор к небу, восхваляя Иисуса Христа и его всеблагую мать, Деву Марию. Потом он упал на колени и возблагодарил Бога за милость, ему оказанную - ведь Господь избрал его первооткрывателем этого моря. Затем Бальбоа велел всем пасть ниц, чтобы и они также поблагодарили Бога и от всей души молили его, дабы он открыл им тайны и богатства этого моря во славу и процветание христианской веры и во славу и процветание суверенов на троне Кастилии. Все, конечно, выполнили это повеление, после чего капитан Бальбоа приказал свалить большое дерево, сделать из него огромный крест и водрузить на том месте, откуда впервые было увидено Южное море. Бальбоа назвал его Mar del Sur - "Южное море". Подробнее

"Еще надо взобраться на небольшую голую вершину, и тогда взору откроется беспредельность. Бальбоа приказывает отряду остановиться. Никто не должен следовать за ним, ибо он не желает ни с кем делить право бросить первый взгляд на неведомый океан. Он хочет быть и остаться на вечные времена тем единственным первым испанцем, первым европейцем, первым христианином, который, переплыв один огромный океан земного шара, Атлантический, узрел другой, доселе неизвестный, Тихий океан. Медленно, с бьющимся сердцем, глубоко проникнутый сознанием величия этого мига, он подымается вверх, держа знамя в левой руке и меч в правой, — одинокая человеческая фигура в необозримом пространстве. Медленно, не торопясь подымается он на гору, ибо, в сущности, дело уже сделано. Еще только несколько шагов, еще немного, совсем немного. И в самом деле, когда он достигает вершины, перед ним открывается величественная картина. За круто обрывающимися скалами, за лесистыми и отлогими зелеными холмами простирается безбрежная гладь, отливающая металлическим блеском; вот оно, море, новое море, неведомое, до сих пор только грезившееся и никогда не виданное, легендарное, долгие годы Колумбом и всеми его преемниками тщетно разыскиваемое море, волны которого омывают Америку, Индию и Китай. И Васко Нуньес де Бальбоа глядит и глядит, упиваясь гордым и блаженным сознанием, что он первый европеец, в чьих глазах отразилась бескрайняя синева этого моря. Долго и самозабвенно смотрит вдаль Васко Нуньес де Бальбоа. Лишь после этого он призывает своих товарищей, своих друзей разделить с ним его радость, его гордость. Возбужденные, взволнованные, разгоряченные, задыхаясь, с громкими криками, то ползком, то бегом они взбираются на вершину, смотрят и любуются, восторженно глядят друг на друга. Вдруг сопровождающий их патер Андрес де Вера запевает псалом «Те Deum Laudamus» и тотчас же стихают крики и шум; сиплые и грубые голоса всех этих солдат, авантюристов и разбойников сливаются в благочестивом хорале. С изумлением взирают индейцы на то, как по слову священника испанцы рубят дерево, сколачивают крест и вырезают на нем начальные буквы имени испанского короля. И когда этот крест водружен — кажется, будто обе его раскинутые деревянные руки стремятся охватить оба моря — Атлантический и Тихий океан с их необозримыми далями" (Стефан Цвейг)

 
 

Метки:

1521 — Корабли экспедиции Магеллана «Тринидад» и «Виктория» после почти двух месяцев стоянки и ремонта возле одного из безлюдных островов Филипинского архипелага снова вышли в море. Но теперь испанская экспедиция, при жизни Магеллана ставившая перед собой исследовательские и торговые цели, принялась за морские разбои. Испанцы не раз захватывали джонки, с которых требовали в пользу экипажа большой выкуп.
 

Метки:

1613 — После неудачной попытки найти Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий в Англию вернулась экспедиция Томаса Баттона. Его два корабля "Резольюшен" и "Дискавери" покинули Лондон в мае 1612 года. Проплыв через Гудзонов пролив, Баттон назвал встретившийся ему остров в честь одного из своих кораблей — Резолюшн. Двигаясь на запад, экспедиция обнаружила с севера острова Саутгемптон и Котс. Спустившись по западному берегу Гудзонова залива и открыв реку Черчилл, зиму экспедиция провела в устье реки Нельсон (получила своё название в честь погибшего члена экипажа — штурмана). Покинув будущее поселение Порт-Нельсон в следующем году уже одно судно (за зиму «Resolution» раздавило во льду) направилось на север в поисках Северо-Западного прохода. Западный берег Гудзонова залива был назван Баттоном Новый Северный Уэльс и Новый Южный Уэльс. В поисках пути в Китай Баттону удалось достичь 65° с.ш., однако берег никак не хотел поворачивать на запад. Поэтому, дойдя до пролива Рос-Уэлком 29 июля 1613 года, экспедиция развернулась и отправилась назад. На обратном пути был открыт остров Мансел (назван в честь вице-адмирала сэра Роберта Мансела, 1573—1653).
 

Метки:

1804 — Шлюп "Надежда" капитана Крузенштерна бросил якорь на рейде Нагасаки. Царскому послу Рязанову предстояло установить с японией дипломатические отношения. Это ему не удалось. японцы даже отказались принять подарки русского правительства японскому императору.
 

Метки:

1822 — Французский лингвист Жан-Франсуа Шампольон, выступая с докладом перед членами парижской Академии надписей и словесности сообщил о том, что он научился расшифровывать древнеегипетские иероглифы. Это достижение стало результатом его многолетнего изучения трехъязычной надписи на Розеттском камне. В 1824 году Шампольон опубликовал главный труд своей жизни под названием «Очерк иероглифической системы древних египтян» ставший краеугольным камнем современной египтологии.
 

Метки:

1825 — По маршруту Дарлингтон — Стоктон прошел первый в мире паровоз. Его конструкцию разработал инженер Джордж Стефенсон. Он стал и первым машинистом своего детища, получившего название «Локомоушн». Во время первого рейса паровоз провез вагоны с четырьмястами пассажиров, скорость движения достигла 24 км/ч.
 

Метки:

1854 — Столкнулись в тумане американский колесный пароход «Арктика (2850 рег. т) и французский паровой бриг „Веста“. Это произошло в 65 милях к юго-западу от мыса Рас, когда скорость первого составляла 12 узлов, а второго — 8. „Арктик“ получил три пробоины. Капитан Люсс предпринял попытку выбросить тонущий корабль на мель у мыса Рас, куда было 5 часов хода, но из этого ничего не получилось, так как через полчаса вода залила топки котлов. На „Весте“, которая кое-как добралась до Сен-Джонса, один человек был убит в момент удара и двенадцать было раздавлено толпой при спуске шлюпок. С тонущего „Арктика“ (в кораблекрушении) спаслось 59 человек, погибло 322 человека, в том числе жена и дети владельца судна (Лев Скрябин. "Тайны морских катастроф").
 

Метки:

1854 — Американский пассажирский пароход "Арктика", следуя из Англии в Америку, затонул после столкновения у мыса Рейс с французским пароходом "Веста". В кораблекрушении погибло 350 человек.
 

Метки:

1859 — В Англию возвратилась экспедиция Ф. МакКлинтока, в ходе двухлетних поисков определившая судьбу пропавшей экспедиции Дж. Франклина.
 

Метки:

1915 — Итальянский линейный корабль "Бенедетто Брин" разрушен в гавани Бриндизи после пожара и взрыва кормовых погребов боеприпаса. В кораблекрушении погибло 285 человек.
 

Метки: