Календарь на 12-е сентября

1504 — Колумб на единственном оставшемся корабле оставил Эспаньолу (Гаити) и направился в обратный путь в Испанию. Это была заключительная фаза его последнего, четвёртого, путешествия в Новый Свет. Оно продолжалось 2 года.
 

:

1570 — Родился Генри Гудзон - английский мореплаватель, путешественник, пытался отыскать Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий. Погиб в следствии бунта на корабле. Летом 1611 года во время плавания в Северной Атлантике бунтовщики высадили Гудзона, его сына и еще 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи.
 

:

1609 — Английский мореплаватель Генри Гудзон (Henry Hudson), работавший на голландскую объединённую Ост-Индийскую компанию компанию, прошёл вверх по реке, носящей ныне его имя и объявил открытые им земли собственностью Компании.
 

:

1662 — Совет Ямайки издал постановление, «чтобы люди поступали на военную службу на „Центурион" и другие суда для морского похода» (см. 20 августа 1662 года).
 

:

1686 — Англию покинули шхуны "Джеймс и Мэри" и "Генри Лондонский" под общим командованием У. Фирса. Они направились к рифам Гаити в надежде найти сокровища затонувшего там 31 октября 1641 года испанского галеона "Консепсьон". Экспедиция оказалась удачной. Англичане нашли обломки корабля и подняли со дна ценностей на 300000 фунтов стерлингов.
 

:

1725 — В городе Кутанс в Нормандии родился Гийом Лежантиль - французский учёный-астроном, путешественник, член Французской академии, 11 лет путешествовал по странам южной Азии. Умер 22 октября 1792 года.
 

:

1743 — Началась зимовка В. Хметевского и А. Шаганова, участников Великой Северной экспедиции, которые 28 июня начали подробную съемку берегов Охотского моря. Их бот стал на зимовку в устье р. Хайрюзова (у 57° с. ш. ). Зимой В. Хметевский составил карту заснятой части северного побережья - более 1500 км.
 

:

1745 — Проходя по главному каналу, ведущему к Гётеборгу, напоролся на скалу и затонул парусник шведской Ост-Индийской компании "Гётеборг". Экипаж и пассажиры потерпевшего кораблекрушение судна были спасены.
 

:

1789 — В форт Чипевайан в устье реки Атабаска вернулась экспедиция Александра Макензи, которой пришлось проделать по северо-западу Канады путь в 5000 км и открыть большую реку из Большого Невольничьего озера до Ледовитого океана, названную рекой Макензи.
 

:

1818 — Бриг "Урания" под командой Фрейсине бросил якорь у входа в залив Шарк. Отряд моряков немедленно был отправлен на Дёрк Хартаг, чтобы определить географическое положение мыса Левайян. Главная цель экспедиции, стартовавшей из Тулона 17 сентября 1817 года, состояла в изучении формы земли в южном полушарии и явлений земного магнетизма; путешественники не должны были забывать также об изучении растительного и животного царства, нравов, обычаев и языка туземных народов.
 

:

1846 — Корабли Ее Величества «Террор» и «Эребус» экспедиции Джона Франклина, отправленный на поиски Северо-Западного прохода скованы льдом в проливе Виктория.
 

:

1857 — Американский пассажирский пароход "Центральная Америка", имея на борту более 400 человек, потерпел кораблекрушение и затонул во время шторма по пути из Гаваны в Нью-Йорк.
 

:

1866 — «Русскому обществу пароходства и торговли» (РОПиТ) передан построенный на верфи «C.Mitchell & С"» в Ньюкасле (Англия) товаро-пассажирский пароход «Великая княгиня Ольга»

В ноябре 1872 года пароход был приобретен Морским ведомством и включен в состав Черноморского флота под наименованием «Эриклик». Вооружение включало два 87-мм орудия. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов пароход использовался в качестве посыльного судна. В августе 1882 года «Эриклик», оказавшись в Александрии, а затем в Порт-Саиде, оказался свидетелем захвата британскими вооруженными силами Суэцкого канала. В 1891 году на судне провели капитальный ремонт. Учитывая наличие на пароходе вместительных салонов и комфортабельных кают, его с 27 сентября 1907 года использовали в качестве яхты главного командира Черноморского флота и портов. Вооружение заменили на два 47-мм орудия Гочкиса. 18 марта 1910 года «Эриклик» исключили из списка судов Черноморского флота и 31 марта продали частному владельцу. Во время Первой мировой войны пароход был мобилизован. 2 мая 1918 года судно в Севастополе захватили германские войска, а 24 ноября этого же года (после капитуляции Германии) - войска Антанты. 29 апреля 1919 года «Эриклик» захватили части Красной армии, а 26 июня - Белой армии. В боевом расписании действующего Белого флота Юга России (на 15 августа 1919 года) блокшив «Эриклик» числился базой отряда траления. 15 ноября 1920 года блокшив был снова захвачен частями РККА и передан Черномортрану. Портом его приписки стала Одесса. Однако «Эриклик» вскоре мобилизовали и 12 мая 1921 года в качестве посыльного судна включили в состав Морских сил Черного и Азовского морей. С 8 августа 1921 года по 25 декабря 1922 года под наименованием «Балаклава» он использовался в качестве плавбазы дивизиона сторожевых катеров и истребителей. 31 декабря 1922 года «Балаклава» получила новое наименование - «Красный моряк». С 1924 года судно использовалось в качестве штабного корабля Реввоенсовета и политуправления Черноморского флота. 9 октября 1926 года пароход переформировали в блокшив, а 23 августа 1929 года передали под базу водолазной школы. В середине 1930-х годов судно пошло на слом. href="http://www.retroflot.com/v/kolesnyj_tovaropassazhirskij_parohod_velikaya_knyaginya_oljga_pervaya.html">источник

 .
 

:

1869 — Кораблекрушение на коралловом рифе Шааб Абу Нухас вблизи острова Шадван в Красном море английского парусно-парового корабля "Карнатик". Капитан не эвакуировал пассажиров, убедив их, что судно безопасно и что лайнер "Суматра" должен пройти мимо и спасти их. Однако на следующее утро корабль неожиданно разломился пополам. Погибли 31 человек. Остальные добрались до острова Шадван, где действительно были подобраны "Суматрой".
 

:

1871 — Письмо Карла Мауха Августу Петерману об обнаружении руин Зимбабве: "После всех ограблений... мое добро... сократилось до нескольких бусин и медных пуговиц. Причем в этих местах, населенных так густо, что крааль стоит вплотную к краалю, требуются большие средства, чтобы быть всем другом. Наступившее время года не позволяет совершать длительных походов, и я должен обустроиться здесь на летние месяцы уже хотя бы потому, что никогда не рискну отправиться дальше без согласия и поддержки местных жителей. Я должен срочно послать людей в Саутпансберг за товарами... но это опять стоит денег, и, к сожалению, немалых, и мне трудно судить, какова будет сумма. Я не вижу другого выхода, как выписать вексель на Ваше имя, за который Вы поручитесь, чтобы можно было закупить товары для обмена с местными жителями. Я уверен, что в летние месяцы намою золота, что нужды больше не будет Далее

Зимбабве, известное из португальских источников, находится к востоку отсюда на расстоянии 11 английских миль и представляет собой огромную крепость, состоящую из двух частей. Гигантские скалистые развалины одной раскинулись на горе высотой около 400 футов. Другая расположена на небольшом возвышении и отделена от первой узкой долиной. Снять план обеих сейчас не представляется возможным, так как стены, достигающие в некоторых местах 30 футов, все закрывают, а попытки подойти ближе не удались из-за густых, непроходимых зарослей. Стены построены без раствора из отесанных гранитных камней, величина которых более или менее соответствует нашему обожженному кирпичу... В южной части возвышается... башня до 30 футов высоты, внизу цилиндрической, вверху конической формы. Перед передней стеной лежит несколько совершенно черных камней, заставивших меня подумать, что это места захоронений. Как уже упоминалось, заросли кругом столь густы, что при кратком ознакомлении мало что можно увидеть"

 
 

:

1947 — Кораблекрушение на мелях Гудвина в шести милях от юго-восточной оконечности Англии. Там застрял пароход "Гелена Моджеска" с грузом ценой в три миллиона долларов. Четыре дня буксиры пытались его освободить. На пятый день из-за подмытого песка "Гелена Моджеска" переломилась пополам.
 

: