Календарь на 8-е сентября

1522 — Завершение первого кругосветного плавания. После трехлетнего отсутствия, «Виктория» под командой Эль Кано причалила к набережной Севильи. Из пяти кораблей, отправившихся в кругосветное плавание, вернулся один, из двухсот сорока трех человек — восемнадцать, причем все они были измучены до крайности. Моряки сошли на берег. Босые, одетые в лохмотья, по словам очевидца, "более худые, чем самая заморенная кляча", они шли, едва волоча ноги, к церкви Санта-Мария де ла Виктория — туда, где три года назад они присягали на верность королю и Кастилии. Теперь они шли, чтобы вознести молитвы за упокой души Магеллана, погибших товарищей, чтобы возблагодарить Бога за свое спасение.
 

:

1565 — Конкистадор Педро Мендес де Авилес и де ла Кампа основал на севере Флориды форт Святого Августина — старейшее поселение европейцев на территории современных США, дожившее до наших дней под именем Сент-Огастин. Экспедицию в Вест-Индию снарядил король Филипп II, озабоченный потенциальной угрозой испанским владениям в Новом Свете со стороны французов. Название же свое форт получил потому, что побережье Флориды, открытое еще в 1513 году Хуаном Понсе де Леоном, Авилес увидел впервые 28 августа, в день преставления в 430 году блаженного Августина. Спустя несколько дней после основания поселения испанцы захватили расположенный поблизости Форт-Каролан, заложенный в 1562 году изгнанниками-гугенотами, перебили население, а тела с приколотыми надписями «Не потому, что французы, а потому, что еретики» развесили на деревьях.
 

:

1595 — Ночью моряками экспедиции Менданьи была замечена земля. Утром показался высокий большой остров с горой конической формы. Это был не входящий в состав Соломоновых островов остров Ндени. Менданья назвал его Санта-Крус. Название перешло затем на весь архипелаг, которому остров принадлежал. На Санта-Крусе 18 октября Менданья умер.
 

:

1615 — В Англию вернулся корабль "Дискавери" капитана Р. Байлота и штурмана У. Баффина, посланный компанией лондонских купцов на поиски Северо-Западного прохода. Путешественники добрались лишь до острова Саутгемптон "закрывающего" с севере Гудзонов залив, и повернули обратно из-за непроходимых льдов. В отчёте Баффин написал: "Нет сомнения, что проход существует, но я не уверен, что он идёт по проливу, называемому Гудзонов, и склонен думать, что нет...".
 

:

1816 — Кронштадт покинули корабли «Кутузов» и «Суворов» под управлением Л. А. Гагемейстера и З. А. Понафидина. Они направлялись в кругосветное плавание в Русскую Америку. Их путь проходил через порты Копенгагена, Рио-де-Жанейро, мыс Горн. В Тихом океане корабли расстались. «Суворов» не смог продолжить экспедицию из-за перегрузки, и был вынужден отправиться в Новоархангельск наикратчайшим путем. «Кутузов» же продолжал свое плавание. В Новоархангельск он прибыл значительно позже «Суворова» 24 ноября 1817 года. В Кронштадт "Кутузов" вернулся 7 сентября 1819 года.
 

:

1838 — В в Кениге, земля Гессен (Австрия) родился К. Вейпрехт (Weyprecht)

В звании лейтенанта возглавлял экспедицию на судне «Тегеттгоф», открывшую Землю Франца-Иосифа. Помощником его был поручик Ю. Пайер. Инициатива организации экспедиции исходила от австрийского географа Августа Петермана. Он был убежден, что севернее 82–83° существует свободное для плавания море, позволяющее без труда достигнуть Северного полюса. Поэтому первоначально именно эта задача ставилась перед экспедицией. Непосредственным организатором был богатый меценат Ганс Вильчек, а позднее – специальный комитет из видных представителей Венского географического общества. К организации экспедиции подошли весьма ответственно. Летом 1871 года Вейпрехт и Пайер на небольшом парусном судне «Айсбьорн» предприняли рекогносцировочное плавание в северную часть Баренцева моря. Плавание прошло успешно, но его руководители начали проявлять меньший оптимизм по поводу достижения полюса. В декабре 1871 года Вейпрехт сделал доклад на заседании Венской АН, в котором анализировал результаты проведенной рекогносцировки. Взвесив все «за» и «против», он предложил для начала ограничиться задачами исследования моря к северу от Сибири и, при возможности, достижения Берингова пролива. Его доводы были приняты во внимание. Достижение высоких широт этой экспедицией было признано вопросом второстепенной важности. 1872 год был в Баренцевом море очень ледовитым. «Тегеттгофу» не удалось дойти даже до северной оконечности Новой Земли. В августе судно было затерто льдами у западных берегов северного острова, как оказалось, навсегда. После годичного дрейфа в северо-северо-восточном направлении 30 августа 1873 года сквозь разрывы тумана на северо-западе участники экспедиции увидели очертания скал. Открытую землю австрийцы назвали в честь своего императора Франца-�?осифа. Вступить на землю удалось лишь 1 ноября. С наступлением светлого дня полярники начали проводить санные поездки по открытой земле, которые возглавлял Пайер. Вейпрехт оставался на судне. Потеряв надежду на освобождение судна, полярники взяли с собой несколько саней и 4 шлюпки и, бросив «Тегеттгоф», 20 мая 1874 года по льдам отправились на юг. На основании современных знаний об особенностях ледового режима района ЗФИ это решение руководителей экспедиции признается несомненной ошибкой, так как в июле–августе лед, скорее всего, был бы взломан, и моряки могли бы вернуться на родину на своем судне. Продвижение шло очень медленно, кроме того, южные ветры сносили их назад. Через месяц движения путешественники еще видели мачты брошенного «Тегетгофа». Лишь 15 августа удалось добраться до чистой воды, а 23 августа в зал. Пуховый на южном острове Новой Земли были встречены две русские промысловые шхуны, одной из которых командовал промышленник Федор Иванович Воронин (1829–1897), двоюродный дядя знаменитого полярного капитана Владимира Ивановича Воронина. На шхуне Воронина «Николай» австрийцы были доставлены в норвежский порт Варде. Научные наблюдения этой экспедиции явились значительным вкладом в географию. Помимо открытия новых земель, экспедиция принесла огромное количество фактической информации в области океанологии, метеорологии, ледового режима, геомагнетизма, физических и механических процессов в ледяном покрове. Выполнялись геологические и зоолого-ботанические исследования. Исследователи не ограничивались констатацией фактов. Сопоставляя, обобщая и анализируя, они пытались понять суть явлений. Особенная роль здесь принадлежит именно Вейпрехту, который был не только моряком, но и широко образованным, глубоким исследователем. За эту экспедицию Вейпрехт, как и Пайер, был награжден орденом Леопольда. В последующие годы, которых, к сожалению, у него оказалось очень мало, Вейпрехт выступал инициатором научного изучения Арктики. Его доклад «Основные принципы арктических исследований», прочитанный на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Граце в 1875 году, и программа международных полярных исследований, доложенная на Международном метеорологическом конгрессе в Риме в 1877 году, положили начало новому этапу в изучении Арктики и легли в основу проведения I МПГ (1882–1883). Сам он так и не увидел начала реализации своего великого международного предприятия, сойдя в могилу от туберкулеза в молодом возрасте. Похоронен в Михельштадте, Гессен. В его честь названы острова в фьорде Хейс на восточном берегу острова Элсмир. Мыс на восточном побережье острова Западный Шпицберген. Залив на юго-западном берегу острова Земля Александры архипелага ЗФИ. Открыт и назван весной 1895 года экспедицией Ф. Джексона. Пролив в архипелаге Локвуд в море Линкольна между островами Локвуд и Хейзен. источник

 - офицер австрийского флота, полярный исследователь, путешественник.
 

:

1843 — (н. ст.) В Петербурге в состоятельной многодетной семье отставного офицера, возведенного в дворянство за заслуги в войне 1812 года родился Д. Н. Анучин

Анучины были передовыми людьми своего времени, увлекались театром, музыкой, литературой, имели хорошую библиотеку, выписывали множество газет и журналов. Дмитрий, шестой ребенок в семье, рано научился читать и писать, владел французским и немецким языками, увлекался словесностью, историей и особенно географией. Его с детства отличали целеустремленность и самодисциплина, о чем можно судить по дневниковым записям гимназических лет: «Читать книги на немецком и французском. Изучать английский и итальянский... Прочесть Шиллера, Гете, Шекспира, Байрона... Купить микроскоп и делать различные наблюдения... Быть в Публичной библиотеке, Эрмитаже, Румянцевском музее...». После окончания 4-й Ларинской гимназии в Петербурге в 1860 году Анучин поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но из-за болезни легких оставил учебу и уехал за границу для поправки здоровья. Проведя около двух лет в Германии, Франции, Италии, в 1863 году он вернулся в Россию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Любимыми его предметами стали антропология и этнография. По окончании университета работал ученым секретарем Общества акклиматизации животных и растений, продолжая в то же время заниматься проблемами антропологии, археологии, этнографии. В 1876 году ему предложили возглавить только что образованную кафедру антропологии в Московском университете. Приняв это предложение, Анучин начал с изучения опыта работы аналогичных кафедр университетов Западной Европы, посетил антропологические музеи Парижа, Вены, Лондона, лаборатории ведущих научных центров. Все лучшее из увиденного использовал для организации своей кафедры. В 1878 году он подготовил русский отдел Всемирной антропологической выставки в Париже, через год участвовал в работе VI съезда естествоиспытателей и врачей России. В том же году был избран действительным членом ИРГО. Анучин впервые организовал в России университетское преподавание антропологии, этнографии и географии и устроил при Московском университете обширный Антропологический музей (с отделами этнографии и доисторической археологии). С 1875 года работал в Обществе любителей естествознания, этнографии и антропологии, где занимал разные должности, а с 1890 года состоял бессменным президентом Общества. При этом Обществе было устроено в 1890 году Географическое отделение, избравшее Анучина своим председателем и издававшее с 1894 года журнал «Землеведение» – одно из первых научно-популярных изданий в России. В 1885 году Анучин возглавил основанную им кафедру географии в Московском университете, которой руководил до конца жизни, создав русскую школу географов-исследователей и педагогов. Воспитанниками ее стали такие видные деятели российской науки, как академик Л. С. Берг, профессора А. А. Борзов, Б. Ф. Добрынин, А. С. Барков, И. С. Щукин, А. А. Крубер и другие. Анучин определил два больших раздела географии: общий (землеведение), имеющий объектом изучения всю поверхность Земли и частный (страноведение), изучающий части поверхности Земли, страны и области. Он считал географическую среду решающим фактором развития общества и еще за сто лет до рождения понятия «экология» ратовал за бережное к ней отношение. В 1889 году за оригинальное исследование о географическом распределении мужского населения России по высоте роста Анучин был удостоен Золотой медали �?РГО. Много внимания уделял Анучин вопросам истории географии, ее популяризации, сохранению памяти о выдающихся географах и путешественниках. Его перу принадлежат замечательные очерки о М. В. Ломоносове, Н. Н. Миклухо-Маклае, Н. М. Пржевальском и многих других. Анучин не относился к категории кабинетных ученых. Участие в многочисленных экспедициях и полевых исследованиях позволило ему собрать огромное количество научного материала, на основе которого родились такие фундаментальные труды, как «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии представления о нем», «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины. Рекогносцировки и исследования 1894–1895 гг.», «Япония и японцы. Географический, антропологический и этнографический очерк», и ряд других научных исследований. В 1896 году Анучин был избран действительным, а в 1898 году почетным членом Петербургской АН. Многие годы он возглавлял Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. После Октябрьской революции Анучин, продолжая плодотворную научную и педагогическую деятельность, принял активное участие в работе государственных учреждений и, в частности, Госплана. Был одним из составителей и редакторов первого советского Атласа мира. Умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Его именем названы мыс на севере острова Грили архипелага ЗФИ. Назван картографами в 1955 году. Мыс на востоке о. Октябрьской Революции арх. Северная Земля. Открыт и назван гидрографической экспедицией СЛО в 1913 году. Ледник к северо-востоку от бухты Мака на западном побережье северного острова Новой Земли. Назвала в 1913 году экспедиция Г. Я. Седова. Озеро южнее бухты Мод и река восточнее зал. Фаддея на северо-восточном побережье Таймыра. Названы в 1951 году Северо-Таймырской экспедицией.

 - антрополог, географ, этнограф, путешественник и археолог, профессор Московского университета, академик, почётный член АН.
 

:

1845 — Экспедиция исследователя Австралии Чарльза Стерта, вышедшая из Аделаиды в августе 1844 года, достигла самого северного пункта путешествия - 24 градуса, 40 минут ю. ш. Это был цент материка. " Не хватало пищи , иссякла вода ... С вершины песчаного холма мы приметили , что гряды песка протягивались параллельно друг другу к северу за линию горизонта, и казалось, что им нет конца. На востоке и на западе они сменяли друг друга, как волны на поверхности моря. Мой спутник, а он привык к подобным пейзажам, невольно вскрикнул, наблюдая это зрелище: Праведное небо! Не дай Бог кому-нибудь снова попасть в эту страну" - писал Стерт в дневнике. вскоре экспедиция отправилась в обратный путь.
 

:

1861 — Американский пассажирский пароход "Леди Элджи" затонул в результате в результате столкновения с другим кораблём на озере Мичиган. В кораблекрушении погибло более 300 человек.
 

:

1870 — В Бостон прибыла яхта Н. Примороуза из Далмации и англичанина Д. Бакли, которые пересекли Атлантический океан с востока на запад. Это была первая попытка такого рода. До сих пор яхтсмены переплывали Атлантику с запада на восток.
 

:

1909 — В Петербург из Германии пришел недавно построенный пароход под названием "Орел". Принадлежал Добровольному флоту. Предназначен был для обслуживания портов Русского Дальнего Востока. Выполнял рейсы между Владивостоком, Цуругой, Шанхаем, Нагасаки. Возил почту, пассажиров. Участвовал в Первой мировой войне. Был учебным судном Владивостокских Отдельных гардемаринских курсов. После революции оказался в "эмиграции", принадлежал различным фирмам Англии, Бермудских островов, Гонконга. Дожил до 1951 года, когда был разобран на металлолом.
 

:

1910 — Перуанский летчик Хорхе «Гео» Чавез установил мировой рекорд, достигнув высоты 2680 метров.
 

Метки:

1934 — Американский лайнер "Мурро Кастл" был подожжён пироманьяком и сгорел дотла у побережья штата Нью-Джерси. В кораблекрушении погибло 134 человека.
 

:

1966 — Норвежский автопаром "Скагеррак" затонул в проливе того же названия.
 

: