Календарь на 2-е сентября

1736 — Третий северный отряд Великой северной экспедиции после исследования западных берегов Хатангского залива Моря Лаптевых добрался до устья реки Оленёк, где встал на зимовку (см. 3 августа 1736 года). Командовал отрядом Челюскин. Прончищев, бывший командиром изначально, умер от цинги 30 августа.
 

Метки:

1743 — После ремонта бота В. Хметевский и А. Шаганов, участники, Великой Северной экспедиции, продолжили выполнять подробную съёмку берегов Охотского моря, к которой они приступили 28 июня. Однако вскоре нехватка провианта и сильные ветры вынудили В. Хметевского закончить опись. Бот двинулся на юго-восток, пересек залив Шелихова и после четырехдневного пере­хода коснулся побережья полуострова Камчатка близ 59 градуса с. ш.
 

Метки:

1758 — Первый в истории Камчатки промысловый бот «Св. Иулиан» вышел в открытое море. Мореходом на «Св. Иулиане» был яренский посадский человек Степан Глотов. Подробнее

Московскому посадскому Ивану Никифорову, хотя и не имевшему собственных средств для организации промысловых экспедиций за бобровым мехом на Алеутские острова, суждено было вписать очень важную страницу в летопись славных событий по покорению Великого океана: он построил на Камчатке первый промысловый бот «Святой Иулиан». До него на промыслы выходили на шитиках, которые, как мы говорим, «шились» прутьями, китовым усом или ремнями, а Никифоров построил «гвозденник», то есть судно на гвоздях, с деревянными креплениями. Гвозденники были крупнее и надежнее, да и выходили на них в море уже не тридцать промышленников, а вдвое больше… У Никифорова были золотые руки, но не было золотых червонцев, и потому он вынужден был сдать «Св. Иулиан» в аренду Никифору Трапезникову.

 
 

Метки:

1769 — После тщетных поисков Южной земли к югу от острова Таити до 40 градуса 22 минут ю.ш. "Индевор" капитана Кука в его первом кругосветном плавании повернул на запад.
 

Метки:

1794 — (22 августа по ст. ст.) На месте известного с 1415 года татарского поселения Качибей, которое после разрушения турками получило название Хаджибей и по Ясскому договору 1791 года вошло в состав России, была основана морская гавань-крепость. Через год она была переименована в город Одессу. Активное расширение внешней торговли Российской империи способствовало быстрому росту Одессы, порт которой в конце XIX века по товарообороту занимал после Санкт-Петербурга 2-е место.
 

Метки:

1824 — Гавань Сингапура оставили совершающие кругосветный вояж фрегат "Фетида" Ива де Бугенвиля и корвет "Эсперанс" капитана Н. дю Кампе. Главная задача их плавания была напомнить о французском флаге и французских интересах в юго-восточной Азии.
 

Метки:

1828 — После трехдневной стоянки "Астролябия" капитана Дюмон-Дюрвиля покинула гавань Батавии на острове Ява. (Батавия (Batavia), прежнее голландское название Джакарты, столицы Индонезии). "Астролябия" оставила берега Франции в 1826 году ради отыскания следов исчезнувшей экспедиции Лаперуза (см. 21 февраля и 14 марта) и изучения островного мира Океании.
 

Метки:

1879 — Деревянный промысловый пароход «Вега» под командованием шведского капитана-полярника Нильса Адольфа Эрика Норденшельда вошел в японский порт Иокогама. Это произошло после почти годичного плавания от берегов Швеции северо-восточным проходом из Атлантического океана в Тихий (по дороге путешественникам пришлось провести почти 300-дневную зимовку у берегов Чукотки). Экспедиция была частично снаряжена на средства русского золотопромышленника и энтузиаста северных исследований Александра Сибирякова.
 

Метки:

1895 — Шлюп "Спрей" американца Джошуа Слокама, идущего в одиночку вокруг света, оказался в 7 милях от самого восточного острова Канарского архипелага Фуэртевентура
 

Метки:

1913 — В свой первый рейс по маршруту Одесса - Владивосток отправился товаро-пассажирский пароход «Новгород». Имел две мачты и дымовую трубу. Эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. С началом первой мировой войны был снят с обычного маршрута. В дальнейшем поддерживал сообщение вначале между Владивостоком и портами Канады, а затем между Архангельском, Мурманском и портами США и Англии. Находился в собственности разных русских и иностранных фирм, переходил из рук в руки, пока, будучи на службе у английской фирмы Moller Line, которая присвоила пароходу новое наименование «Lilian Moller», 18 ноября 1940 года не был торпедирован в северной части Атлантического океана итальянской подводной лодкой «Maggione Francesco Вагасса» в рейсе Калькутта — Лондон и затонул.
 

Метки:

1952 — Дневник Алена Бомбара: Дневник А. Бомбара: "Я должен пристать к берегу именно острова Гран-Канария, чтобы доказать, что могу плыть куда захочу, моя спасательная лодка, в которой никто не признавал мореходных качеств, изумляет меня все больше. Каждое утро её приходится немного спускать, вечером накачивать. Вода в неё не проникает. При попутном ветре с курса не сбивается".
 

Метки: