Календарь на 20-е августа

1498 — В третьем путешествии в Новый Свет после обследования залива Пария в устье Ориноко и остановки у островов Лос-Тестигос ("Свидетели"), совершив первое пересечение Карибского моря, Колумб прибыл на Эспаньолу, которую застал в плачевном состоянии. Колонисты подняли вооружённый мятеж против его брата Бартоломе, который закончился тем, что Колумб был вынужден пойти на введение системы закрепощения индейцев за мятежными колонистами (repartimiento), каждому из которых был отведён большой участок земли.
 

Метки:

1542 — Экспедиция Хуана Кабрильо, идущая от Акапулько на север вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки, достигла 30° с. ш. Далее простирались еще неизвестные берега.
 

Метки:

1572 — На 70 году жизни умер Мигель Лопес де Легаспи - испанский конкистадор, завоеватель Филиппин. Основал их нынешнюю столицу Манилу.
 

Метки:

1578 — Три корабля флотилии Ф. Дрейка после продолжительных поисков нашли вход в пролив Магеллана - скалистый коридор длиной в 510 км. между Южной Америкой и архипелагом Огненная Земля вошли - и одолели его за 16 дней. При выходе один из кораблей затонул, ещё один был так потрёпан, что его капитан предпочёл повернуть назад. Дрейк остался с одним кораблём "Золотистой ланью".
 

Метки:

1595 — Корсарская флотилия капитана Престона после удачного набега на испанские владения в Америке достигла Большой Ньюфаундлендской банки, запаслась рыбой и продолжила через Атлантику путь домой.
 

Метки:

1595 — А. Менданьей в его второй экспедиции в Южный океан в 2200 км. от Маркизскиих островов на 10 градусе, 30 минутах ю. ш. открыты 4 островка с песчаными берегами и густыми пальмовыми рощами, названные островами Сан-Бернардо. Это были острова северной части архипелага Кука.
 

Метки:

1648 — Эпизод экспедиции Фёдора Попова: мореходы высадились где-то между мысами Дежнёва и Чукотским для ремонта судов, сбора «выкидника» (плавника) и пополнения запасов пресной воды. Подробнее

Федо?т Алексе?евич Попо?в — русский полярный мореход, один из первооткрывателей пролива между Азией и Северной Америкой, Чукотского моря, северной части Тихого океана и Чукотского полуострова. Выходец из крестьян-поморов. Какое-то время жил в низовьях Северной Двины, где приобрёл навыки морехода и освоил грамоту. За несколько лет до 1638 году появился в Великом Устюге, где был принят на службу к богатому московскому купцу Усову и зарекомендовал себя энергичным, толковым и честным работником. В 1638 году уже в должности приказчика и доверенного лица торговой компании Усова послан с напарником в Сибирь с большой партией «всякого товара» и 3,5 тыс. рублей (значительной по тем временам суммой). В 1642 году оба добрались до Якутска, где и расстались. С торговой экспедицией Попов двинулся дальше, на реку Оленёк, но расторговаться там ему не удалось. После возвращения в Якутск он побывал на Яне, Индигирке и Алазее, но все неудачно, — его опережали другие купцы. К 1647 году Попов прибыл на Колыму и, узнав о далекой реке Погыче (Анадырь), куда еще никто не проникал, замыслил попасть на нее морем, дабы возместить потери, понесенные им за несколько лет напрасных скитаний. В Среднеколымском острожке Попов собрал местных промышленников и на хозяйские, купца Усова, средства, а также на деньги своих спутников построил и снарядил 4 коча. Колымский приказчик, понимая важность начинания, придал Попову официальный статус, назначив его целовальником (таможенным чиновником, в чьи обязанности также входило взимание пошлин с пушных сделок). По просьбе Попова к промысловой экспедиции были прикомандированы 18 казаков под командованием Семёна Дежнёва, пожелавшего участвовать в предприятии по открытию «новых землиц» в качестве сборщика ясака. Но руководителем плавания был Попов, инициатор и организатор всего дела. Вскоре после выхода в море летом 1647 года из-за тяжёлой ледовой обстановки кочи вернулись обратно на Колыму. Попов сразу же занялся подготовкой к новому походу. Благодаря вновь вложенным средствам он снарядил 6 кочей (а Дежнёв зимой 1647—1648 гг. промышлял в верховьях Колымы). Летом 1648 года Попов и Дежнёв (опять в качестве сборщиков) спустились по реке к морю. Здесь к ним присоединился седьмой коч Герасима Анкудинова, безуспешно претендовавшего на место Дежнёва. Экспедиция в составе 95 человек впервые прошла Чукотским морем не менее 1000 км северо-восточного побережья Азии и в августе достигла Берингова пролива, где коч Анкудинова потерпел крушение. С частью людей он перебрался на коч Попова, а остальные разместились на 5 других судах. 20 августа мореходы высадились где-то между мысами Дежнёва и Чукотским для ремонта судов, сбора «выкидника» (плавника) и пополнения запасов пресной воды. В проливе русские видели острова, но какие — установить было невозможно. В жестокой стычке с чукчами или с эскимосами Попов получил ранение. В начале октября в Беринговом море или в Анадырском заливе сильнейший шторм разбросал флотилию. Дальнейшую судьбу Попова Дежнёв выяснил спустя пять лет: в 1654 году на берегу Анадырского залива в стычке с коряками ему удалось отбить якутку — жену Попова, которую тот взял с собой в поход. Эта первая российская арктическая мореплавательница по имени Кивиль сообщила Дежнёву, что коч Попова был выброшен на сушу, большинство мореходов убито коряками, и лишь горстка русских бежала на лодках, а Попов и Анкудинов умерли от цинги. Источник

 
 

Метки:

1662 — Совет Ямайки решил, что «следует предпринять попытку наладить торговлю силой» (см. 2 августа 1661 года). Был разработан план нападения на город Сантьяго-де-Куба. Командование экспедицией доверили коммодору Кристоферу Мингсу.
 

Метки:

1736 — Экспедиция В. Прончищева на дубель-шлюпе "Якутск", идущая вдоль берегов Таймыра, оказалась на 77° 29' с. ш. или даже 5 минутами севернее, то есть продвинулась севернее мыса Челюскин к восточному входу в залив Вилькицкого. Это самая северная точка, достигнутая кораблями Великой Северной экспедиции по чистой воде. Лишь плохая видимость не позволила участником экспедиции увидеть архипелаг Северная Земля и крайнюю северную точку Таймыра и всей Евразии — мыс Челюскин. От высадки в Хатангской губе Прончищев отказался, не обнаружив там поселений, и судно направилось к прежнему Оленёкскому зимовью (см. 7 августа).
 

Метки:

1741 — Витус Беринг в ходе второй Камчатской экспедиции открыл полуостров Аляска, до 1867 года входивший в состав Российской империи.
 

Метки:

1767 — Шлюп "Суоллоу" капитана Картерета на пути от архипелага Санта-Крус к Новой Британии обнаружил маленикий остров, названный Гоуэр, на котором удалось разжиться некоторым количеством кокосовых орехов. Картерет был участником экспедиции С. Уоллиса в Тихий океан в поисках неизвестной Южной земли. Шлюп "Соллоу" из-за ветхости отстал от корабля Уоллиса "Дельфин" и продолжал путь самостоятельно.
 

Метки:

1769 — У острова Бабуян Филиппинского архипелага бросил якорь корабль "Сен-Жан-Батист" под командой капитана Ост-Индийской компании Ж. Сюрвиля, которому было поручено исследовать острова Океании.
 

Метки:

1771 — Корабль "Беррье" капитана Кергелена после трёхмесячного перехода из Франции бросил якорь в бухте острова Франс (Маврикий). Кергелену было поручено проверить дорогу Гренье

В 1769 году лейтенант Гренье, капитан корвета «Эр дю Берже», проложил кратчайший маршрут между островом Франс и Коромандельским берегом (восточное побережье полуострова Индостан, омываемое Бенгальским заливом). Официальный астроном, аббат Рошон, плывший на корвете, получил задание составить научную карту с указанием всех курсов и азимутов. Но Рошон, человек с отвратительным характером, поссорился с Гренье и даже разрегулировал октанты, чтобы капитан и штурман ошибались в расчетах. На обратном пути ссора разгорелась с новой силой: Гренье утверждал, что дорога удобна, Рошон стремился доказать обратное. Морская академия склонялась к тому, чтобы поверить офицеру. Дело заинтересовало офицерский корпус, поскольку новая дорога позволяла выиграть десять – двадцать суток пути. В конце концов на Кергелена возложили официальную миссию проверить, кто прав – Гренье или Рошон.

 , а затем приступить к поискам Неизвестной южной земли.
 

Метки:

1826 — Кронштадт покинула экспедиция Михаила Николаевича Станюковича и Федора Петровича Литке, отправившаяся на шлюпах "Моллер" и "Сенявин" в Ново-Архангельск с целью доставки грузов для Русско-Американской компании и географической описи берегов Камчатки, Чукотки и Аляски. Мореплаватели выполняли исследования самостоятельно и независимо друг от друга. Станюковичу предписывалось описать восточное побережье Берингова моря, т. е. побережье северо-западной Америки (от Берингова пролива до крайних южных русских поселений), и исследовать восточный сектор центральной части Тихого океана, включая Гавайские и другие острова. Литке должен был проводить исследования в западном секторе центральной части Тихого океана и на побережье Азии (от Берингова пролива до Сахалина).
 

Метки:

1838 — Служащий Компании Гудзонова залива, исследующий северные берега Канады, Томас Симпсон у 106 градуса з. д. увидел большую землю, названную Викторией.
 

Метки:

1839 — Умер Фёдор Лаврентьевич Колмаков - русский путешественник, исследователь внутренних районов Аляски, служащий Российско-Американской компании (см. 27 апреля 1818 года, 25 марта 1832 года, 18 августа 1832 года)
 

Метки:

1852 — Американский пассажирский пароход "Атлантик" затонул от столкновения с другим кораблём на озере Эри. В кораблекрушении погибло более 250 человек.
 

Метки:

1857 — Английский клипер "Дункан" Данбар" из-за ошибки штурмана разбился у скал близ Сиднея. В кораблекрушении погибло 112 человек.
 

Метки:

1857 — По заказу английской фирмы «Robinson & С°» судоверфью «J.B.Palmer» в Ньюкасле (Англия) спущен на воду Товаро-пассажирский пароход «Bellona». В конце 1858 года пароход был продан «Русскому обществу пароходства и торговли» (РОПиТ) и назван "Буг". Был приписан к порту Одессы. В 1896 году пущен на на слом.
 

Метки:

1860 — Мельбурн покинула трансавстралийская экспедиция под руководством 39-летнего Роберта 0"Хара Бёрка. Подробнее

В 1858 году Королевское общество в Мельбурне и группа частных лиц снарядили трансавстралийскую экспедицию, которая должна была пересечь материк с юга на север от Аделаиды до залива Карпентария и примерно тем же путем возвратиться к южным берегам Австралии. В то время сообщения из Лондона доходили до австралийского Юга с опозданием в два месяца. Если бы удалось протянуть через Австралийский континент проволочную линию, связь с Лондоном заняла бы несколько часов. Кроме того, открылась бы возможность наладить через порты северного побережья торговые связи со странами Азии. Десятью голосами против пяти начальником экспедиции был утвержден 39-летний Роберт 0"Хара Бёрк. До этого он не участвовал ни в одном продолжительном походе, тем более по пустыням. Заместителем Бёрка был назначен Джордж Ленделлс, который вскоре отправился в Индию за верблюдами. Он вернулся с тремя десятками кораблей пустыни ; с ним из Индии приехал и молодой ирландец Джон Кинг, загоревшийся идеей похода. Вести верблюдов по австралийской пустыне должны были двое сипаев индийской армии Белуджи и Магомет. В состав экспедиции вошли также немцы по происхождению ботаник и врач Герман Беклер и художник-натуралист Людвиг Беккер. Картографом стал 27-летний сотрудник Мельбурнской обсерватории Уильям Уиллс. Из семисот кандидатов были отобраны остальные члены отряда. Караван состоял из 23 лошадей и 25 верблюдов, тащивших 21 тонну груза.

 
 

Метки:

1868 — В возрасте 38 лет умер Алексей Федорович Будищев - путешественник, лесоустроитель, капитан корпуса лесничих, в 1859-1868 годах возглавлял экспедицию по обследованию лесов на территории Приморья и Нижнего Амура. Её результаты легли в основу монографии Будищева "Описание лесов Приморской области", также им была составлена "Карта Приамурского и Приморского краев и побережья Японского моря в масштабе 5 верст в дюйме"
 

Метки:

1896 — После более чем месячной стоянки в Апии, столице Самоа, шлюп "Спрей" американца Джошуа Слокама, идущего в одиночку вокруг света, вышел в море.
 

Метки:

1903 — (2 сентября по н. ст.) Газета "Русский листок" сообщила: "На днях окончил свое кругосветное путешествие американец Гарри Фредерик. Выехав из Нью-Йорка, он прибыл в Париж, проехал по Сибирской дороге в Китай, переплыл Желтое море, проехал всю Японию, затем отправился на пароходе в Австралию, а оттуда домой в Америку. Все это путешествие Гарри Фредерик сделал в 54 дня."
 

Метки:

1913 — Экспедицией ГЭ СЛО под управлением Вилькицкого в Арктике открыт остров, получивший сначала имя Новопашенного, а с 1926 года - его открывателя А. Н. Жохова
 

Метки:

1929 — Пожар на круизном лайнере "Париж". Он начался тогда, когда тот стоял в порту Гавра, готовясь к отплытию в Нью-Йорк, за несколько часов до посадки пассажиров. Огромные языки пламени вырывались из середины корабля. Все средства борьбы с огнем, в том числе несколько пожарных катеров, были пущены в ход. Пожар удалось погасить, но корабль должен был на несколько месяцев уйти на ремонт. Как определило расследование кораблекрушения, «пожар возник случайно в каюте второго класса, перекинулся в курительную комнату, потом в салон первого класса и на главный трап»
 

Метки:

1937 — Затоплен командой на реке Хуанхе близ Шанхая для заграждения фарватера бывший русский минный транспорт «Взрыватель». Подробнее

Имел две мачты и одну дымовую трубу. В период с ноября 1909 года по март 1910 совершил переход южным морским путем из Кронштадта во Владивосток и затем вошел в состав минного батальона Владивостокской крепости. В 1917 году передан Добровольному флоту, использовался как товарный пароход для каботажных перевозок в дальневосточных водах. К моменту создания в январе 1922 года советского Добровольного флота находился в распоряжении Владивостокского управления. Во время эвакуации судов эскадры адмирала Старка из Приморья в октябре 1922 уведен из Посьета вначале в Гензан, а потом — в Шанхай. 10 января 1923 года прибыл в Манилу. В 1924 году продан в Гонконге китайской фирме Foo Chong Steamship Co., переименован в «Foo An» и приписан к Шанхаю. С 1929 году владельцем становится компания Chen An Steam Navigation Co., а с 1936 г. — Yi An Steamship Co. Во время японско-китайской войны использовался для обеспечения базирования в Нантао катеров китайского флота источник

 
 

Метки:

1942 — Гибель парохода "Войков"

Колесный буксирно-пассажирский пароход «Тесть» В 1882 году по заказу РОПиТ на его собственной судоверфи в Севастополе был заложен колесный буксирно-пассажирский пароход «Тесть». В 1883 году он сошел на воду и в этом же году вошел в строй. Тесть» начал эксплуатироваться на грузопассажирской линии между Херсоном и Александровском. В 1899 году буксир приобрел судовладелец Н. И. Спозито, портом приписки осталась Одесса (№ 271). В 1912 году судно стало собственностью Н. И.Филиппьева и Е.Э.Картавцева, в 1913 году буксир стал служить в составе судов Акционерного общества «Русское Черноморско-Днепровское пароходство». Судно могло в это время принимать на борт 10 пассажиров в каютах 1-го класса, 10 в каютах 2-го класса и 50 пассажиров в помещениях 3-го класса. Во время Первой мировой войны буксир мобилизовали и 23 марта 1915 года включили в состав Дунайской экспедиции особого назначения. В марте 1916 года «Тесть» вернули владельцу, поставившему его на капитальный ремонт с заменой котлов. В ноябре 1918 года тральщик вошел в состав Морских сил Юга России. 31 января 1920 года судно было захвачено в Николаеве частями РККА и передано в распоряжение Черномортрана НКПС. Ему возвратили прежнее название «Тесть». Однако 4 июня 1920 года пароход снова мобилизовали, приняли от Главода и в качестве тральщика включили в состав Действующего отряда Морских сил Черного моря. Его сразу же направили для постановки минных заграждений в Днепро-Бугский лиман. С марта по июнь 1921 года тральщик имел номер Т-1, а с июля — Т-2. С августа 1921 года по апрель 1922 года судно под наименованием «Саки» находилось в распоряжении Государственного Черноморско-Азовского пароходства. С 20 апреля 1922 года судно вновь мобилизовали и тральщик, снова переименованный в «Тесть», до 1924 года принимал участие в боевом тралении морских коммуникаций в Черном море. В мае 1924 года корабль получил бортовой номер 13. В декабре 1925 года тральщик сдали в порт на долговременное хранение, а в июле 1926 года возвратили «Совтогфлоту». В 1927 году в память полномочного представителя СССР в Польше, убитого белогвардейцами, Петра Лазаревича Войкова, судно получило наименование «Войков». В 1934 году буксир вошел в состав Азовского государственного морского пароходства. После ремонта, пароход «Войков» стал работать на грузо-пассажирских линиях в Керченском проливе. После начала Великой Отечественной войны, 22 июля 1941 года «Войков» мобилизовали, приняли от Азовского государственного морского пароходства, переоборудовали в сторожевой корабль-тральщик и 10 августа 1941 года включили в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. Вооружение его состояло из двух 45-мм орудий и четырех 7,62-мм пулеметов. Судно принимало активное участие в боевых действиях на Азовском море, в обороне Геничевска, Ейска и Темрюка. источник

 . При прорыве из Темрюка в Тамань в 4 ч 55 мин сел на мель в районе мыса Такиль и был раcстрелян германской полевой артиллерией.
 

Метки:

1952 — Миссис Грета Финели и её сын сидели на берегу озера Лох-Несс, как вдруг совсем рядом в воде появилось чудовище: " Я даже могла добросить до него камешком - рассказывала Грета - Несси имела очень красивый вид. Длинная гибкая шея заканчивалась изящной головкой с двумя маленькими рожками. Они были причудливы: на концах шарообразные расширения. Затем Несси скрылась под водой". Это только одно из десятков свидетельств очевидцев, наблюдавших таинственную жительницу шотландского озера. А впервые упоминание о ней относится к 565 году н. э. Летопись "Житие Святого Колумба" рассказывает о том, как в районе Лох-Несс святой увидел местных жителей, хоронивших человека, искусанного озёрным чудовищем. Эпизод этот раскопали исследователи, уже более 125 лет пытающиеся объяснить его загадку. Несси наблюдали, искали с помощью эхолота, подводным взрывом. Без толку. Чудовище озера Лох-Несс осталось неуловимо.
 

Метки: