Календарь на 10-е августа

1500 — Корабль под командой Диогу Диаша португальской флотилии А. Кабрала, отделившийся во время бури после открытия Кабралом Бразилии (см. 2 мая), обогнув Южную Африку, уклонился слишком далеко на восток и натолкнулся на какую-то землю. Это был берег острова Мадагаскар. Далее

Считая, что это восточное побережье Африки, он двинулся на север и внимательно «высматривал» порт Мозамбик, но все старания были напрасными — хорошо известный португальцам пункт не появлялся. Д. Диаш продвинулся на север на большое расстояние и потерял сушу из виду (мыс Амбр, северная оконечность Мадагаскара). Вот тогда он понял свою ошибку: новая земля, принятая им за берег материка, оказалась огромным островом, восточное побережье которого он проследил почти на 1500 км. Д. Диаш вернулся, высадился в укромной бухте и набрал питьевой воды. Направленный на разведку преступник обнаружил селение нагих черных туземцев, снабдивших моряков провизией. Несколько дней португальцы оставались в бухте, «сбитые с ног» лихорадкой, а затем двинулись на север и добрались наконец до африканского рога севернее г. Малинди (у 3° ю. ш.), где рассчитывали присоединиться к флотилии Кабрала. Но Д. Диаш считал, что они находятся все еще южнее Мозамбика (у 15° ю. ш.), и упорно продолжал идти на север, пока не попал в Аденский залив. Он вошел в один из портов на северном берегу п-ова Сомали и здесь понял свою ошибку. Большинство моряков болело цингой; он распорядился высадить часть больных в арабском городе и для ухода за ними — несколько здоровых людей. На борту осталось около 40 человек, из них половина — тяжелобольных. Местные арабы перебили на берегу португальцев и на лодках пытались захватить корабль, но были отбиты орудийным огнем. Д. Диаш немедленно повернул обратно и через три месяца, потеряв еще 25 человек, добрался до о-вов Зеленого Мыса, где встретил флотилию Кабрала, возвращавшуюся домой. Д. Диаш вернулся в Португалию в 1501 г. без ценного груза, зато оказался первым европейцем, обогнувшим Африку от Аденского залива до Гибралтара

 
 

Метки:

1506 — Португальский корабль капитана Руя Пирейры, случайно оказавшийся у северо-западного берега Мадагаскара, вошёл в одну из бухт острова. Португальцы обратили внимание на украшения местных жителей из серебра и наличие на острове пряностей - имбиря и гвоздики.
 

Метки:

1508 — Эскадра португальца Диогу Лопиша Сикейры с инструкцией провести тщательное исследование западного побережья Мадагаскара для подтверждения слухов о богатстве Мадагаскара специями обогнула южную оконечность острова. В нарушение инструкции Сикейра направил двух своих людей в пешую экскурсию вдоль восточного побережья с двумя проводниками-индийцами, потерпевшими кораблекрушение 30 лет назад. У реки Манандзари португальцы подобрали двух соотечественников из отряда Абреу и двинулись далее к северу. Они шли по низменному и плоскому берегу, лишенному заливов и бухт, переправлялись через многочисленные небольшие полноводные реки и нигде не видели следов драгоценных камней и пряностей.
 

Метки:

1628 — В Стокгольме спущен на воду самый могучий для того времени боевой корабль - галеон "Ваза" с 64 бронзовыми пушками. Он был назван в честь короля - основателя династии и строился по проекту правившего короля, которому никто не мог перечить. Это был шедевр. Когда его спускали на воду, у королевского дворца собрались восторженные толпы. Проплыв мимо дворца и дав залп из всех своих орудий, корабль отправился в сторону моря. Но первый же сильный порыв ветра положил его на бок, вода хлынула в раскрытые пушечные порты, и в считанные мгновения галеон ушел под воду, пройдя перед кораблекрушением всего 1300 м.
 

Метки:

1660 — Путешествие К. А. ?ванова в бассейне реки Анадырь. В этот день мореходы обнаружили небольшой залив (бухта Провидения), где встретили чукчей, у которых силой забрали много битых гусей. Чуть восточнее в большом становище удалось получить более полутора тонн оленины. Подробнее

Преемником Семёна ?вановича Дежнёва на посту приказчика Анадырского острога с мая 1659 г. стал Курбат Афанасьевич ?ванов. Для "прииску неясачных иноземцев" и поисков новых моржовых лежбищ он организовал и возглавил морской поход на одном коче (22 человека команды). В начале июня 1660 г. судно спустилось по Анадырю к устью и двинулось вдоль побережья к северо-востоку. Плавание совершалось в неблагоприятных условиях. На восьмой день плотные льды прижали коч к берегу и сильно повредили. Люди с оружием и частью продовольствия спаслись, судно затонуло на мелководье. С помощью китовых костей его удалось поднять и отремонтировать. Дальше на север двинулись бечевой. В середине июля К. ?ванов достиг большого залива с обрывистыми берегами и назвал "Большой губой" ( залив Креста наших карт). Хотя запасы продуктов кончились и пришлось довольствоваться "земляной губой", т. е. грибами и плодами шикши (или черной вороники, вечнозеленого низкого кустарника), мореходы продолжали путь вдоль берега бечевой, на веслах или под парусами. 10 августа они обнаружили небольшой залив ( бухта Провидения), где встретили чукчей, у которых силой забрали много битых гусей. Чуть восточнее в большом становище удалось получить более полутора тонн оленины. После пятидневного отдыха К. ?ванов с помощью проводника добрался до "новой корги" (Чукотского мыса), но моржей и моржовой кости там не оказалось. 25 августа с попутным ветром мореходы отправились назад. Налетевший вскоре шторм три дня трепал судно. В Анадырский острог К. ?ванов вернулся 24 сентября с "пустыми руками", т. е. без добычи.

 
 

Метки:

1741 — После трёхнедельного плавания вдоль берегов Аляски во Второй Камчатской экспедиции В. Беринг принял решение возвращаться на Камчатку. «Св. Петр» постоянно лавировал против сильного встречного ветра и мало продвигался вперед, а цинга усиливалась.
 

Метки:

1766 — В Манилу, столицу Филиппин, прибыл корабль "Эль Буэн Консехо", на котором находился Французский астроном Г. Лежантиль, направлявшийся к Марианским островам в Тихом океане, чтобы оттуда наблюдать прохождение Венеры на фоне Солнца. Знания требовались для точного определения расстояния от Земли до Венеры. В Маниле астроном прожил два года, ожидая подходящего момента для наблюдений, но из-за конфликта с губернатором вынужден был уехать в ?ндию, в Пондишери.
 

Метки:

1778 — Экспедиция капитана Кука, в поисках Северо-Западного прохода бороздившая воды северной части Тихого океана в районе Аляски, пересекла Берингов пролив и вошла в узкий залив, получивший название Св. Лаврентия.
 

Метки:

1826 — Руководство Русско-Американской компании подало протест Николаю I, выражая озабоченность уступками, на которые пошло царское правительство при заключении договоров с Англией и США (см. 17 апреля 1824 года и 28 января 1825 года). По мнению компании было необходимо исключить из действия конвенций 1824 — 1825 годов территорию от 59º до 54º40´ с.ш. и получить право досмотра и конфискации грузов. В записке на высочайшее имя говорилось, что "Компания находится в таком сомнительном и даже бедственном положении, что угрожается не только для себя уничтожением существования своего, но и для всего тамошнего края совершенным оного разрушением....В сем положении Компания почитает необходимым совсем оставить Ново-Архангельский порт и все заведения свои перенести на остров Кадьяк". В свою очередь, главноуправляющий министерства иностранных дел России Карл Васильевич Нессельроде считал, что соглашение, заключенное с иностранными державами, в первую очередь выгодно русским колониям на Аляске, поскольку обеспечивает их безопасность. Свою позицию Нессельроде обосновывал ссылкой на мнение известного русского мореплавателя, капитана Василия Головнина, отмечая, "что для истребления всех заведений Компании довольно одного хорошо вооруженного фрегата". Протест РАК не принес немедленных результатов, но по истечении 10-летнего срока условия о свободе торговли, предоставленные гражданам США и Англии в Русской Америке, не были возобновлены
 

Метки:

1876 — В порт Аберкасл на побережье Уэльса прибыл на обычной, слегка модернизированной рыбачьей лодке Альфред Енсен, американский рыбак, в одиночку за 46 суток преодолевший Атлантический океан с запада на восток, имея из навигационных приборов только компас. Он посвятил плавание 100-летию США.
 

Метки:

1883 — Участники экспедиции лейтенанта Гирли на Север Канады после двух зимовок, не дождавшись помощи с Большой земли, двинулись на юг самостоятельно Подробнее

Ещё зимой 1883 года Грили проработал план возвращения. В феврале — марте в 12 милях к югу от форта на мысе Бэрда был заложен промежуточный склад с продовольствием. Были сделаны копии документов и результатов научных наблюдений, приведены в порядок шлюпки и паровой вельбот. Крайним сроком для оставления форта Грили определил 8 августа, но к этому времени пролив Кеннеди даже ещё не освободился от прошлогоднего льда. Приказ покинуть форт Грили отдал 10 августа. Полярники отправились в путь на паровом вельботе и четырёх лодках, которые вельбот тянул за собой. ?з продовольствия они брали с собой 40-дневный запас, достаточный для путешествия на 350—400 километров. Эскимосских собак не убили, Гирли не исключал вероятность возвращения в форт в случае крайних обстоятельств[29]. По пути к югу продовольствие было пополнено из депо, заложенных Гирли зимой и в 1881 году по пути на север.

 
 

Метки:

1911 — Руководство Добровольного флота - одной из наиболее известных пароходных компаний России для охотско-камчатской линии и линии Татарского пролива заказало Невскому судостроительному и механическому заводу шесть товаро-пассажирских пароходов водоизмещением 3750 т, мощностью механизмов 1100 индикаторных л. с. и скоростью хода 10,5 уз. Проектом предусматривались пять водонепроницаемых переборок и ледовое подкрепление корпуса. Эти суда стали крупнейшей серией коммерческих морских судов, построенных отечественной промышленностью до революции. Сдача заказчику пароходов, получивших наименования «Тверь», «Симферополь», «Тобольск», «Томск», «Эривань» и «Астрахань», состоялась в феврале — октябре 1913 года. href="http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot">источник
 

Метки:

1911 — Невскому судостроительному заводу за 737 900 руб заказан товаро-пассажирский пароход для плавания в Охотском и Беринговом морях. Корпус стальной трехпалубный с двойным дном и противоледовым поясом по ватерлинии. ?мел две мачты и одну дымовую трубу. 11 июня 1912 года получил название "Астрахань". Плавал в Черном море, потом получил приписку к Владивостокскому торговому порту. После начала первой мировой войны поддерживал сообщение между портами Татарского пролива, Охотского моря и Камчатки. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота стоял в Шанхае. Вернулся во Владивосток в 1923, перешел в собственность Тихоокеанского военного флота, участвовал во Второй мировой войне, в 1950-м был переклассифицирован в плавучую казарму, через год исключен из списка судов флота и вскоре переформирован в плавучий причал. Затем корпус без надстроек был посажен на грунт в Петропавловске-Камчатском и в таком виде находился до начала 1990-х гг.
 

Метки:

1912 — На шхуне «Св. Анна» Петербург покинула полярная экспедиция Брусилова с целью достичь Северного полюса.
 

Метки: