Календарь на 29-е июля
1497 — (Или 30-го) Следуя за каравеллой Бартоломеу Диаша, флотилия Васко да Гамы, идущая в Индию вокруг Африки, слегка изменила курс в сторону островов Зеленого Мыса.
Метки:
1521 — Корабли экспедиции Магеллана «Тринидад» и «Виктория», около месяца стоящие у острова Борнео, вдруг оказались окруженными двумя сотнями пирог с вооруженными людьми. Опасаясь изменнического нападения, Жуан Карвалью, руководивший путешественниками после смерти Магеллана 27 апреля, приказал выбрать якоря и ударить по пирогам из всех пушек. Было потоплено несколько пирог и перебито немало людей. Мусульманский раджа после этого случая прислал чужеземцам свои извинения, уверяя, что пироги шли в поход против язычников и не собирались нападать на испанские корабли. Однако отношения настолько обострились, что Карвалью, не посчитавшись с тем, что в городе осталось несколько офицеров и матросов, поспешил вывести корабли в открытое море. Трусость и вероломство Карвалью вызвали среди экипажа такое возмущение, что вскоре он был смещен «за неисполнение королевских указов», а вместо него был избран опытный и честный моряк Гонсало Гомес де Эспиноса.
Метки:
1525 — На севере Колумбии на побережье Карибского моря рядом с горами Сьерра-Невада конкистадором Родриго де Бастидасом основан город Санта-Марта, нынче столица провинции Магдалена, важный морской порт, исторический, культурный и туристический центр
Метки:
1613 — Последний день поиска Северо-Западного прохода экспедицией из двух кораблей под командой Томаса Баттона (см.
27 сентября 1613 года), по заданию "Компании лондонских купцов, отыскавших Северо-Западный проход" бороздившей северные воды Канады.
Метки:
1619 — Голландские моряки кораблей "Дордрехт" и "Амстердам" капитанов Ф. Хаутмана и М. Корнелисзон, десять дней идущие вдоль восточных берегов Австралии на север, у 29° 30' ю. ш., по определению Хаутмана, они вновь подошли к низменной земле - высадке на этот раз помешала плохая погода; чуть севернее, у 28°46' ю. ш., голландцы открыли полосу рифов (скалы Хаутмен) и обошли их.
Метки:
1688 — В респектабельной семье родился Стид Бонне – английский пират. Он грабил корабли в Атлантическом океане и, конечно же, в Карибском море. Помимо своих успешных рейдов, принесших ему изрядную добычу, Бонне вошел в историю как корсар, не побоявшийся войти в конфликт с самим Эдвардом «Черной Бородой» Тичем, пиратом из пиратов! Кроме того, он, пожалуй, единственный, кто, будучи преуспевающим плантатором, вдруг решил связать свою жизнь с грабителями морей. Казнён 10 декабря 1718 года.
источник Метки:
1775 — В Плимут после трёхлетнего плавания вернулся корабль "Резольюшен" капитана Кука. "За длительное плавание, продолжавшееся три года и восемнадцать дней, Кук потерял всего четырех человек, не считая, конечно, десяти матросов, умерщвленных в Новой Зеландии (см.
13 ноября).
Никогда еще ни одной экспедиции не удавалось совершить столько открытий, произвести такое количество гидрографических и этнографических наблюдений. Своими исследованиями, свидетельствовавшими о больших познаниях и изобретательности, капитан Кук разъяснил много темных мест в отчетах старинных путешественников. Он совершил важные открытия, в частности открыл Новую Каледонию. Он окончательно доказал, что Южного материка в тех широтах, где его искали, не существует" (Ж. Верн).
Метки:
1788 — Британский капитан Север на корабле "Леди Пенрин" по пути из Порт-Джексона в Китай севернее островов Общества открыл остров Пенрин (Тонгареву) в группе Северных островов Кука.
Метки:
1789 — Началась испанская военно-научная экспедиция в Тихий океан. Цель её - поддержания Испанией статуса великой державы в её заморских владениях в Америке и Азии. В экспедиции приняли участие два однотипных шлюпа Descubierta («Открытие») и Atrevida («Отвага»), названные в честь судов Дж. Кука. Командовали ими Маласпина и Бустаманте (соответственно, на «Открытии» и «Отваге»), но Бустаманте во всех вопросах подчинялся Маласпине по собственной воле, что немало способствовало успеху предприятия. В Сантьяго де Чили в её состав вошёл выдающийся чешский учёный Таддеус Хенке (Thaddaus Haenke, 1761—1816), ставший судовым натуралистом и физиком.
Метки:
1817 — Родился Иван (Ованес) Константинович Айвазовский - художник-маринист. Умер 2 мая 1900 года.
Метки:
1820 — Русскими мореплавателями Беллинсгаузеном на шлюпе "Восток" и Лазаревым на шлюпе "Мирный" в архипелаге Туамоту открыты острова Витгенштейна и Милорадовича (Факарава, Фааите).
Метки:
1860 — Родился Витторио Боттего — итальянский путешественник, исследователь Африки. Совершил две большие экспедиции на Восток Африки в районы Эфиопии и Сомали. Погиб во время второй экспедиции 17 марта 1897 года
Метки:
1877 — Родился Уильям Биб - американский морской геолог, океанолог, исследователь морских глубин, путешественник, писатель ("На краю света" - о путешествии к Галапагосским островам). В историческом погружении в батискафе у Бермудских островов 15 августа 1934 Уильям Биб и Отис Бартон достигли глубины в километр
Метки:
1883 — Родился Генри Бауэрс- английский полярный путешественник, участник антарктической экспедиции Роберта Фолкона Скотта к Южному полюсу. Один из пяти участников Полюсной партии, которая покорила Южный полюс 17 января 1912 года. На обратном пути примерно 29 марта 1912 года скончался от холода, голода и физического изнеможения вместе с оставшимися спутниками, не дойдя до ближайшего склада с продовольствием всего 11 миль.
Метки:
1900 — Шторм в Атлантическом океане. (См.
28 июля 1900 года).
ДалееНочь. 17 градусов ниже нуля. Всего лишь несколько фонарей освещают палубу, сплошь покрытую льдом. Люди могут передвигаться по ней, только держась за леера, а они, словно ледяные змеи, жгут руки. От ветра у всех непрестанно катятся из глаз слезы и замерзают на лицах. Такой ветер производит в снастях странное, непрерывное завывание, хорошо знакомое всем, кому пришлось пережить настоящий шторм в открытом море. Оно ясно выделяется среди более низких тонов ревущей бури. И вот к общему фону этих малоутешительных звуков добавляются еще громовые удары ставшего тараном гика, опустошающего корму.
Еще один толчок корабля , и полуослепшие, покрытые ледяной коркой люди поняли вдруг, что положение осложняется. У руля был сорван штурвал (рулевое колесо), и теперь его свободно болтавшийся конец наносил удары то в одну, то в другую сторону. «Адмирал Курбэ» не мог уже больше держаться своего курса, он повернулся на целых 90 градусов и шел теперь накренившись, подставляя свой борт под тяжкие удары яростных волн. Еще через полчаса, а может быть, и того меньше, через несколько минут, с кормы будет сорвана железная обшивка, и корабль начнет тонуть. Капитан взял одного матроса, и с его помощью ему посчастливилось схватить гик. Это был один из тех моментов, когда стародавнее расстояние между носом и кормой сводится к нулю, или, вернее, когда оно меняет свой характер, приобретает иное значение, неизвестное на берегу. Если капитан вызывает добровольца, чтобы помочь в опасном маневре, их сразу находится с десяток или больше на любом корабле . Но капитану Крекеру, из-за смертельной опасности, нужен был только один человек. Ночная тьма и все еще 17 градусов ниже нуля. Двое людей, каждый с фонарем в руке, передвигаются на коленях по оледенелой, неустойчивой палубе кормы. Качели и каток одновременно... Около девяти часов утра стало светать. Это был тусклый, бледный, почти зловещий свет, но люди все же почувствовали себя спокойнее и смогли немного поесть. Руки у всех были в крови. Шторм бушевал весь тот день и затем всю ночь с 29 на 30 июля, волны достигали чудовищной высоты. Но «Адмирал Курбэ» держался стойко. В самый разгар свирепой ледяной бури люди поднимались на мачты убирать паруса. Странно было видеть, как эти большие одеревенелые фигуры в клеенчатых плащах медленно поднимаются по выбленкам, с одной ступеньки на другую, а потом продвигаются по пертам (горизонтальные пеньковые тросы) реев.
Постороннему зрителю при каждом взлете корабля казалось бы, что они вот-вот сорвутся с мачты и упадут на палубу или кипящую пену зеленых волн. Но этого не случилось. В судовом журнале записано, что «Адмирал Курбэ» миновал наконец мыс Горн без новых несчастных случаев и что его обратный путь прошел благополучно.
Метки:
1909 — Южноафриканский порт Дурбан покинуло судно "Уарта". С грузом зерна, муки, кожи и 211 пассажирами оно шло из Австралии в Англию. В порт приписки оно не пришло. Исчезновение парохода стало сенсацией того времени. Газеты высказывали разные предположения. Находились даже якобы свидетели крушения, но ничего толком доказать не удалось. Лишь 50 лет спустя в 60 милях к западу от Дурбана были обнаружены в море останки судна. Это была ""Уарта". Но причины её гибели остались неизвестны.
Метки: