Календарь на 23-е июля

1732 — От берегов Камчатки в сторону Берингова пролива отправился бот "Св. Гавриил" под командой геодезиста М. Гвоздева и штурмана И. Фёдорова. В задачу мореходов входило обследование американского побережья и пролива. Через месяц корабль подошёл к мысу Принцы Ульского. Взял курс на юг, моряки увидели небольшой кусок суши, но из-за сильного волнения не стали к нему приставать. Островом Кинг его впоследствии назвал капитан Кук. Идя дальше "Св. Гавриил" добрался до лесистых берегов залива Нортон. оттуда повернул обратно на Камчатку. Таким образом, Гвоздев и Фёдоров побывали на обоих берегах Берингова пролива и собрали все материалы, чтобы положить его на карту.
 

Метки:

1737 — Кочи первого (западного) отряда С. Малыгина, принадлежащего к Великой северной экспедиции, после зимовки в районе полуострова Ямал вошли в пролив Малыгина между Ямалом и островом Белым, ориентируясь по маякам В. Селифонтова (см. 7 ноября 1737 года).
 

Метки:

1765 — Три корабля под командованием В. Чичагова, В. Бабаева и Н. Панова достигли 80 градуса 26 минут с.ш., встретили непроходимые льды и повернули обратно в Архангельск. Подробнее

В 1763 г. М. В. Ломоносов разработал план освоения кратчайшего морского пути от Северной Европы в Тихий океан. Он предполагал, что летом в 500-700 верстах от берегов Ледовитый океан свободен от тяжелых льдов и суда могут пройти от Шпицбергена к Камчатке через Полярный бассейн и Берингов пролив. В 1764 г. была организована секретная правительственная «Экспедиция о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов». Ее начальником назначили военного моряка капитана I ранга Василия Яковлевича Чичагова, получившего задание «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Летом 1764 г. в Архангельске начали строить три судна для полярного плавания. В начале мая 1765 г. все три судна вышли из Колы на северо-запад. Пройдя западнее Шпицбергена, они достигли 23 июля 80°26' с. ш., дальше пробиться через льды не смогли и повернули в Архангельск.

 
 

Метки:

1768 — Галиот "Св. Екатерина" и гукор "Св. Павел" вышли из устья реки Камчатки и направились к Командорским островам. Вели их Креницын и Левашов. Это была тайная русская экспедиция для исследования и приведения под русский флаг Алеутских островов.
 

Метки:

1774 — Второе кругосветное путешествие капитана Кука. «Резольюшен» покинул остров Маликоло в архипелаге Новый Гибриды, где англичане запаслись дровами и пресной водой. Гавани Кук дал название Порт-Сандвич. Едва «Резольюшен» покинул Порт-Сандвич, как у всей команды появились колики, рвота и сильные боли в голове и суставах. Перед тем были пойманы и съедены две очень крупные рыбы, находившиеся, возможно, под влиянием той опьяняющей приманки, о которой мы говорили выше. Как бы там ни было, но прошло десять дней, прежде чем больные окончательно поправились. Попугай и собака, поевшие этой рыбы, подохли назавтра.
 

Метки:

1824 — В порту Малакка Голандской Ост-Индии бросили якоря совершающие кругосветный вояж фрегат "Фетида" Ива де Бугенвиля и корвет "Эсперанс" капитана Н. дю Кампе. Главная задача их плавания была напомнить о французском флаге и французских интересах в юго-восточной Азии.
 

Метки:

1827 — Экспедиция Уильяма Эдуарда Парри к Северному полюсу достигла 82 градуса 45 минут северной широты. До полюса оставалось 700 км. Но Парри, ввиду истощенности людей, повернул обратно. Экспедиция началась в марте. До Шпицбергена англичане добрались на корабле "Хекла". Далее спустили двое саней-лодок и отправились к Полюсу пешком и при наличие свободной воды - на лодках. Подробнее

В каждых нартах предполагалось разместить запасы продовольствия более чем на два месяца, и масса груженых нарт не должна была превышать 1500 килограммов. Все было рассчитано, в том числе и ежедневный рацион: 10 унций – 284 грамма – галет, 255 граммов вяленого мяса, около 30 – шоколада и 1 джилл – 0,142 литра рома. Этот тщательно разработанный план выполнялся с самого начала. Правда, вместо оленей в сани впряглись люди. Льды не были сплошными, а потому часть пути шли под парусами, а часть – по снегу. После вечерней молитвы люди переодевались – снимали меховые одежды, в которых спали, и облачались в комбинезоны из драпа. Затем перекусывали, и экспедиция отправлялась в путь. Пять часов напряженного труда, остановка на обед, потом люди снова впрягались в сани и продолжали изнурительный марш. На время сна сани накрывались парусами. Продвижение вперед было незаметным, люди уставали: «Глаза безуспешно искали какой-нибудь предмет, на котором могли бы остановиться. Но ничего не было, кроме льда и неба, и даже небо часто пряталось от нашего взора за густым серым туманом, окружавшим нас почти сплошной стеной». Более того, в этот год шли частые дожди – удивительный каприз арктической погоды. Но Парри не сумел предусмотреть главного: пока люди вкладывали все силы, впрягшись в нарты-лодки , чтобы добраться до полюса, льды дрейфовали к югу. В середине июля Парри заметил, что не только не приблизился к северу, а, наоборот, удалился от него. Тащить нарты становилось все труднее. Дальше изнурять людей было бессмысленно.Экспедиция вернулась на «Хеклу», и та взяла курс на Англию.

 
 

Метки:

1828 — Купеческий караван, с которым через пустыню путешествовал француз О. Кайе, тайно побывавший в легендарном городе Тимбукту, добрался до страны Тафилалет с ее великолепными финиковыми пальмами. В Тафилалетском округе насчитывается несколько крупных деревень и маленьких городков, в которых побывал путешественник.
 

Метки:

1865 — Во Франкфурте-на-Майне по инициативе А. Петермана и Отто Фольгера состоялось первое «Собрание немецких мастеров и друзей географии» - съезда географов и любителей землеведения. На нем А. Петерман доложил свои соображения о возможности достижения Северного полюса. По его мнению, р полюсу надо стремиться в районе Шпицбергена, поскольку здесь в полярные воды опускается ветвь теплого течения Гольфстрим, которое и создает свободное от льдов море в центре Арктики. Главное, как он считал, необходимо пробиться через ледяной пояс, блокирующий к северу от Шпицбергена открытое полярное море. Петерман, активно пропагандируя свою идею, сумел заинтересовать немецкую общественность. А. Петерман, обратившись с призывами ко всему немецкому народу, попросил оказать денежную помощь для выполнения национального дела. Пожертвования посыпались со всех сторон. На эти средства была приобретена "Унебольшая яхта "Германия", которая под командованием К. Кольдевея в мае 1868 года направилась к восточным берегам Гренландии (см. 6 июня 1868 года).
 

Метки:

1915 — В порту Чикаго перед выходом на воскресную прогулку опркинулся пароход "Истленд". В кораблекрушении погибло более 800 человек.
 

Метки: