Календарь на 22-е июля

1497 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "На заре мы увидели северную оконечность острова Сул (один из островов Зеленого мыса), а через час обнаружили три судна. Ими оказались грузовой корабль и корабли под началом Николау Куэлью и Бартоломеу Диаша, который прошел в нашем обществе до самого Мине. Грузовой корабль и корабль Николау Куэлью тоже потеряли капитан-командора из виду. Объединившись, мы продолжили путь, но ветер стих и мы штилевали до среды, 26 июля"
 

Метки:

1498 — Третье путешествие Колумба в Новый Свет. Штиль, в который попали корабли испанцев (см. 13 июля) закончился, подул попутный ветер, и адмирал решил слдевать все время на запад на линии Сьерра-Леоне» (Сьерра-Леона показывалась тогда на картах Африки близ 10 градуса с.ш.), пока не откроется земля.
 

Метки:

1505 — Флотилия только что назначенного вице-короля Индии Франсишку Алмейды достигла африканского порта Килва. Алмейда, чьей целью было уничтожить египетско-арабскую морскую торговлю с Индией, захватил и разграбил город, а затем построил там форт. Опираясь на этот пункт, Алмейда разграбил ряд городов на берегах Восточной Африки, нанес смертельный удар арабскому могуществу на побережье и заложил фундамент португальского господства в Индийском океане. Он организовал торговую факторию в Кочине, который с того времени стал крупнейшим малабарским портом. Его корабли охотились за арабскими и иранскими судами на Аравийском море.
 

Метки:

1530 — В Севилью вернулся корабль Себастьяна Кабота. Он был последним из четырёх, покинувших Испанию 3 апреля 1526 года. Кабот возвратился на родину с информацией о путешествии вглубь Аргентины по реке Паране до устья реки Парагвай, с тех пор реку Парану стали называть Рио-де-Ла-Плата («Серебряная река»); название удержалось только за общим устьем Параны и Уругвая. Кабота же судили за невыполнение приказа, смерти многих членов экспедиции. Он был наказан большим штрафом и ссылкой в Северную Африку.
 

Метки:

1586 — Каперская флотилия Томаса Кавендиша в составе трёх кораблей "Дизайр", "Контент", "Хью Галант" с экипажем из 120 бывалых матросов и солдат покинула Англию. Экспедиция имела цели - нанесение на карты Ее Величества неизвестных островов, течений и ветров, а также грабеж как морской, так и наземный.
 

Метки:

1736 — Экспедиция Малыгина в Баренцево море. В этот день коч "Обь" подошел к островам Матвеева и Голец. Узнав от встретившихся здесь промышленников, что далее на восток лежит сплошной неподвижный лед, Малыгин решил стать на якорь и ожидать улучшения условий плавания.
 

Метки:

1741 — Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга. Его корабль "Святой Пётр" у берега Северной Америки в виду острова Монтагью.
 

Метки:

1754 — Отряд индейцев-ассинибойнов, в который входил и служащий Компании Гудзонова залива Э. Хендей, вышел к нижнему течению реки Саскачеван. Хенвей по собственной инициативе предпринял поход в глубь Американского континента в попытке увеличить торговые обороты Компании. Выйдя в путь 26 июня, отряд поднялся по реке Хейс до озера Оксфорд (у 54 градуса 50 минут с.ш.), повернул на юго-запад, через "Лосиное озеро" (Мус) добрался ло Саскачевана.
 

Метки:

1793 — На скале в заливе Королевы Шарлотты у тихоокеанских берегов Северной Америки появилась надпись "Александр Макензи, из Канады по суше". Так он закончил своё сквозное путешествие по Северной Америке с востока на Запад, проследив течение реки Пис-Ривер, перевалив через Передовой и Береговой хребты скалистых гор, открыв между ними внутреннее плато и верхнее течение реки Фрезер.
 

Метки:

1802 — Началась вторая часть исследования берега Австралии экспедицией Флиндерса. Шлюп "Исследователь" и бриг "Леди Нельсон" покинули Порт-Джексон (Сидней) и направились к северу. Со дня отплытия из Англии прошло 12 месяцев, а всё плавание было рассчитано на 4 года.
 

Метки:

1820 — Русскими мореплавателями Беллинсгаузеном на шлюпе "Восток" и Лазаревым на шлюпе "Мирный" в архипелаге Туамоту открыт остров Аракчеева (Ангатау).
 

Метки:

1832 — В норвежском городе Ларвик двенадцатым ребенком из тринадцати детей Джулии и Уильяма Арчеров родился Колин Арчер

Его родители были выходцами из Шотландии, где отец занимался торговлей лесом. Недовольный ходом дел отец купил шхуну, погрузил на нее все свои пожитки, жену с семью детьми и взял курс на Ларвик. Здесь, продав судно, он с доплатой приобрел усадьбу и обосновался в ней навсегда. С переменным успехом отец занимался торговлей и лесосплавом. Колин получил приличное школьное образование, в 1849 году поступил учеником на корабельную верфь и стал посещать вечернюю техническую школу. Однако спустя полтора года он вынужден был уехать в Калифорнию, где один из его братьев работал на золотых приисках. После восьми месяцев не слишком успешной старательской работы Арчер отправился в Австралию. Там к тому времени осели многие члены семьи Арчеров. Вместе со старшими братьями он десять лет занимался разведением крупного рогатого скота и овец. В 1861 году уже состоятельным человеком он вернулся на родину в Ларвик. К 30 годам внешне ничто не предвещало его судьбы выдающегося судостроителя. Дело было в том, что Арчер всегда очень долго вынашивал внутри себя принятые решения. Впоследствии он писал, что лодками и их постройкой он бредил еще с мальчишеских лет, но жизнь заставляла заниматься зарабатыванием денег на пропитание. По-видимому, к 30 годам он посчитал себя материально готовым к открытию собственного корабельного дела. Закупив всю доступную литературу по судостроению, Арчер занялся самообразованием, давшим, в конце концов, великолепные результаты. К моменту начала строительства «Фрама» для Ф. Нансена Арчер имел богатый практический опыт и теоретические знания по судостроению. «Фрам» безусловно – венец его достижений. Идея исходила от Нансена – претворение ее в жизнь было делом Арчера, который отдал ему всю свою любовь и мастерство. На «Фраме» были осуществлены блестящие полярные экспедиции трех великих норвежцев: Нансена в центральный арктический бассейн, О. Свердрупа в район Канадского арктического архипелага и Р. Амундсена к берегам Антарктиды. Арчер строил суда и для других полярных экспедиций. Тюленебойное судно «Плукс», спроектированное и построенное им, было переоборудовано и под новым именем «Южный Крест» участвовало в антарктической экспедиции К. Борхгревинка. Арчер перестроил судно «Ясон», которое под названием «Полярная Звезда» стало судном экспедиции герцога Л. Абруццкого к ЗФИ. Арчер переоборудовал китобойное судно «Гаральд Хаарфагер», ставшее знаменитой «Зарей» выдающегося Э. В. Толля. Этот список можно продолжить двумя большими спасательными ботами для России и восемью лоцманскими ботами для Финляндии, построенными в период 1898–1902 гг. Годы брали свое. Работы на верфях Арчера в начале XX века пошли на убыль, и в 1910 году в возрасте 78 лет он закончил свою активную судостроительную деятельность. В общей сложности на его верфях было построено порядка 200 больших и малых судов, не считая многочисленных лодок, созданных по его чертежам на других верфях. Получив известие о смерти Арчера, Нансен прислал его семейству телеграмму, в которой выразил свою признательность покойному за все, что тот сделал для него и людей всего норвежского побережья. Арчер похоронен на семейном кладбище в Толлероддене рядом со своими родителями, братьями и сестрами. В честь Арчера названы: полуостров на северо-востоке о. Девон в Канадском арктическом архипелаге. Открыт экспедицией О. Свердрупа на «Фраме» в 1900 году. Мыс в заливе Сент-Джордж-Фиорд на северо-западе Гренландии. Фиорд на северо-востоке осрова Элсмир. Открыт экспедицией О. Свердрупа на «Фраме» в 1900 году. Бухта (Колин-Арчера) в проливе Заря арх. Норденшельда в Карском море. В 1893 году Нансен дал это название всему современному проливе Заря. После работ РПЭ название стали относить только к бухте. http://www.gpavet.narod.ru/archer.htm

 -известный норвежский кораблестроитель. создатель знаменитого «Фрама».
 

Метки:

1884 — Испанский пароход "Хихон" у мыса Финистерре столкнулся с английским пароходом "Лексхем". Оба корабля утонули. В кораблекрушении погибло 150 человек.
 

Метки:

1894 — В 8 часов утра в Париже был дан старт первому в мире автомобильному соревнованию. Уходя на дистанцию с полуминутным интервалом, машины покидали столицу и брали курс на Руан, в 126 километрах к северо-западу. Преобладали автомобили с двигателями внутреннего сгорания (39), за ними шли «паровики» (28). Было представлено по пять электро- и пневмоавтомобилей, 25 устройств попали в номинацию «Другие системы». К самому же заезду допустили всего 21 автомобиль. Чуть ли не со старта в лидеры вырвался и первым через 6 часов 48 минут финишировал на центральной площади Руана граф Альбер де Дион на паровике фирмы «Де Дион — Бутон» (20 л. с.), основанной им еще в 1883 году вместе с механиком Жоржем Бутоном.
 

Метки:

1928 — Норвежской фирмой «Гравдальс Скибсбюгери» для Мурманской биологической станции завершено строительство парусно-моторного бота, получившего затем имя "Николай Книпович". Судно предназначалось для научно-исследовательских работ в открытом море. В первые годы судно числилось за Мурманской биологической станцией и выполняло разрезы, делало промеры глубин, проводило другие научно-исследовательские работы. В 1932—1933 годах судно участвовало в проекте Второго Международного полярного года, и в 1932 году совершило поход на Землю Франца-Иосифа, впервые в истории арктического мореплавания обогнув её с севера и достигло рекордной отметки в свободном плавании 82° 05" с.ш.. Подробнее

рейс в августе 1932 года под руководством выдающегося советского океанолога Николая Зубова. Во время экспедиции впервые была осуществлена высадка людей на дальний северный остров Виктория, размеры и очертания которого были существенно скорректированы. Кроме того, ученые исправили ошибку Ф. Нансена, принявшего землю с двумя вершинами за два отдельных острова, которые он назвал именами жены и дочери. Ученые с "Николая Книповича" не стали менять нансеновские названия, а просто их объединили, и теперь остров называется Ева-Лив. Еще один выдающийся рейс «Николая Книповича» состоялся в 1939 году, когда научная группа под руководством Юлия Марти открыла в высоких широтах Баренцева моря гигантское промысловое скопление сельди, названное «полярным заломом».

  Участвовало в Великой Отечественной войне, потом принадлежало Мурманской гидрометеостанции. В дальнейшем было выброшено на берег Кольского залива. В 1989 году власти планировали отреставрировать судно, но денег не хватило и оно так и не было восстановлено. А в городе Ванкувер стоит судно-близнец, судно морской полиции «Сент-Рок».
 

Метки: