Календарь на 15-е июля

1497 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен. "...показались Канарские острова. Ночью с подветренной стороны миновали остров Лансароте" (Наветренной называется та сторона, на которую дует ветер, а подветренной та, которая находится в ветровой тени"
 

Метки:

1643 — Начало экспедиции Васи́лия Дани́ловича Пояркова из Якутска. По приказу якутского воеводы стольника П.П. Головина Поярков отправился для "ясачного сбора" и "прииску серебряной и медной руды" в Даурской стране, о которых узнали со слов тунгусских информаторов. В состав отряда Пояркова входило 130 человек, оснащенных пищалями, пушкой со 100 ядрами к ней. Поярков вышел из Якутска и за 2 дня на 6 дощаниках спустился по реке Лене до устья Алдана. Затем приходилось плыть против течения, что существенно замедлило продвижение экспедиции. Путь от Алдана до устья реки Учур занял месяц. Движение по Учуру продолжалось десять дней, после чего суда Пояркова свернули на реку Гонам. Судоходство по Гонаму возможно лишь на 200 километров от устья, дальше начинаются пороги. Людям Пояркова приходилось перетаскивать суда на себе, волоком. И это приходилось делать более 40 раз. Путь по реке Гонам занял 5 недель. С наступлением холодов осенью 1643 года Поярков решил оставить часть людей зимовать возле судов на берегах реки Гонам, а сам налегке с отрядом в 90 человек пошел зимником на нартах через Сутам и Нуям. За 2 недели он миновал Становой хребет и впервые проник в бассейн р. Амур, открыв сначала Мульмугу, а затем, через 2 недели, вышел к реке Зея (Даурская страна). Далее см. 13 декабря 1643 года
 

Метки:

1732 — В возрасте 61 года умер Вудс Роджерс - английский мореплаватель, путешественник, капер, первый официальный английский губернатор Багамских островов. Он известен как капитан судна, которое спасло Александра Селькирка, судьба которого вдохновила Даниэля Дефо на создание романа «Робинзон Крузо».
 

Метки:

1733 — Во флоридском заливе, на рифах Сентраль-Флорида-Кис во время урагана потерпели кораблекрушение сразу 22 испанских корабля с грузом драгоценостей, шедшие в Европу.
 

Метки:

1735 — На Архангелогородской верфи спущен на воду 54-пушечный линейный корабль «Северная звезда», построенный по чертежам И. Петрова.
 

Метки:

1738 — Из Большерецка на юг, в направлении Японии вышли три судна, которыми командовали М. Шпанберг, В. Вальтон, А. Шельтинг. Через 4 дня в тумане отстал Шельтинг. Через 5 дней отстал Вальтон. Только Шпанберг продолжал путь вдоль Курильской гряды. Обходя её, он дошёл до пролива Фриза, обогнул остров Итуруп, но к Японии не пошёл, ссылаясь на недостаток провизии. 17 августа Шпанберг вернулся в Большерецк.
 

Метки:

1741 — Из отчёта А. Чирикова о возвращении после открытия им на пакетботе "Св. апостол Павел" севро-западных берегов Америки: «… Июля 15 числа , перешел от устья Авачинской губы к востоку расстоянием на румб остен-норден 21°78 или миль италийских, а русских верст, которых заключается в градусе по сту по четыре версты с половиною — 3793, в северной широте в 55°36 получили землю, которую признаваем без сомнения, что оная часть Америки… А как оная земля простирается, явствуют по журналу пеленга и плавание наше в параллель оной, а наиявственное приобщенная при сим карте".
 

Метки:

1767 — "Дофин" капитана С. Уоллиса у берега Таити. Подробнее

На «Дофин» прибыла рослая, величественного вида женщина лет сорока пяти, к которой островитяне относились с большим почтением. По тому достоинству, с каким она себя держала, по непринужденности манер, отличающей людей, привыкших повелевать, Уоллис понял, что гостья занимала высокое положение. Он подарил ей широкий синий плащ, зеркало и разные безделушки, принятые ею с глубоким удовлетворением. Покидая корабль, она пригласила командира побывать на берегу и посетить ее.

 
 

Метки:

1783 — Французский артиллерийский офицер, участник десятка военных кампаний, инженер-самоучка маркиз Клод Франсуа Дороте де Жоффруа д'Аббан испытал на реке Соне близ Лиона первый в истории пароход, точнее пироскаф (от греч. «пир» — огонь и «скафос» — корабль). Судно водоизмещением 182 тонны «тащила» одноцилиндровая горизонтальная паровая машина. Толпа зевак восторженно приветствовала пироскаф, который бодро двинулся против течения. Однако через 365 метров пути пришлось причаливать. Паровая машина, по существу, расколошматила судно... От продолжения своей работы пионер пароходостроения отказался, не найдя спонсоров ни среди буржуа, ни в правительстве.
 

Метки:

1815 — Кронштадт покинул бриг "Рюрик" под командой Отто Коцебу, во время которого русскими моряками были открыты ряд островов в архипелаге Туамоту, в группе Маршалловых островов, залив на западе Аляски (названный именем Коцебу), впервые установлено наличие двух основных параллельных цепей Ратак и Ралик в Маршалловых островах. Экспедиция продолжалась 3 года.
 

Метки:

1816 — Бриг "Рюрик" под командой Отто Коцебу, который получил задание исследовать наименее изученные области Океании и отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан, покинул порт Петропавловска на Камчатке.
 

Метки:

1836 — В Кронштадт вернулся военный транспорт «Америка» под командой капитан-лейтенанта Ивана Ивановича Шанца. Он совершил кругосветное плавание с грузами для столицы Русской Америки Ново-Архангельска. Оно продолжалось 2 года. Самый длительный переход под парусами (от острова Эймео до Рио-де-Жанейро) длился 91 день. "Америка" шла через Индийский и Тихий океаны. А обратно - обогнула мыс Горн, зашла в Рио-де-Жанейро, обогнула Шетландские острова и через Копенгаген возвратилась в Кронштадт.
 

Метки:

1867 — Родился Жан-Батист Огюст Этьенн Шарко (Jean-Baptiste Etienne Auguste Charcot) — французский путешественник, полярный исследователь, океанограф, медик и спортсмен. Сын известного врача-психиатра Жана Мартена Шарко. Погиб в кораблекрушении у берегов Исландии 16 сентября 1936 года.
 

Метки:

1869 — Вторая немецкая экспдиция под командой К. Кольдевея к Северному полюсу. В этот день корабли "Германия" и "Ганза" подошли к ледовому поясу, окаймляющему восточные берега Гренландии, o Следуя вдоль этого пояса, суда оказались в густом тумане и 20 июля в точке 74°04' с. ш., 12°52' з. д. потеряли друг друга из виду. Далее

На "Ганзе" вследствие ошибочно понятого сигнала, соступившего с "Германии", установили паруса, и слабое 5удно оказалось в тяжелых льдах. Начался стремительний дрейф яхты вместе со льдами к югу. 22 октября^ при страшном напоре льда "Ганза" была раздавлена и затонула. Это случилось в точке 70°52' с. ш., 21° з.|д" т. е. буквально в 10 километрах от гренландского берега. К тому времени 14 членов экипажа заблаговременно построили на большой льдине домик, обшитый снаружи досками, а изнутри обтянутый парусиной. В домике установили печь, туда перенесли койки, запасы продовольствия и топлива. На всякий случай с собой прихватили вельботы. Льдина стремительно неслась к югу, постепенно уменьшаясь в размерах. Вследствие активного взаимодействия льдов в этом районе моряков сопровождала "ледяная музыка" - "скрежет, стук и треск, шум пилы, стон и скрип, будто нечистые духи разыгрались" под их льдиной. 14 января, когда диаметр льдины составлял всего 50 метров, возле самого домика прошла трещина. В целях безопасности моряки перебрались в вельботы. К 19 января на другой льдине удалось построить новый домик. С наступлением весны жизнь моряков становилась все напряженнее и тяжелее. Их здоровье было подорвано, а один из них даже сошел с ума. Запасы продовольствия подходили к концу, и в это время в точке 61°12' с. ш., 42° з. д., т. е. недалеко от мыса Фарвель, моряки 7 мая увидели воду. На вельботах подняли паруса и взяли курс к берегу. Через двое суток путь преградил пояс льдов шириной 66 километров. Спустя 25 суток изнуренные путешественники 4 июня подошли к пустынному берегу Гренландии на широте 61°. 13 июня они увидели наконец первое поселение. 3 сентября моряки "Ганзы" были у себя на родине. Тем временем, пока разыгрывались драматические события с экипажем "Ганзы", другое судно экспедиции сумело севернее 74-й параллели пересечь 150-километровый пояс льда и 5 августа вышло к берегам Гренландии. По прибрежной полынье "Германия" дошла до широты 75°26', но, встретив здесь сплоченные льды, немцы развернулись на обратный курс и встали на якорь в районе о-ва Сабин. Один из участников экспедиции - Ю. Пайер в сентябре предпринял санную поездку в северо-западном направлении. Он поднялся на высоту 1220 м и оттуда увидел море, полностью покрытое льдом. Пароход к тому времени подготовился к зимовке. С нетерпением немцы ждали возвращения солнца. 24 марта санный отряд Кольдевея и Пайера продолжил исследования восточного берега Гренландии и 16 апреля пересек параллель 77°. С горы высотой 300 м Пайер увидел, что до горизонта море покрыто сплошным льдом. Потом он написал: "Относительно вопроса о предполагаемом открытом полярном море мы могли с высоты той горы, на которой находились, независимо от многих других причин дать только отрицательный ответ". 22 июля "Германия" освободилась из своего ледового заточения. Выполнив еще ряд обследований гренландского берега, пароход 17 августа взял курс на Европу. Каковы итоги второй экспедиции Кольдевея с точки зрения решения проблемы достижения Северного полюса? Главное - удалось уточнить простирание восточного берега Гренландии к северу до 77° параллели. В результате пробел в уточнении северных контуров Гренландии сократился и теперь простирался от широты 80°40' на западном берегу до широты 77° на восточном. Немаловажные выводы вытекали из тех драматических событий, в которых оказалась "Ганза". В результате экипаж немецкой яхты за 200 дней продрейфовал 2 тыс. км и тем самым неоспоримо на собственном опыте доказал не только существование восточно-гренландского ледяного потока из Северного Ледовитого океана, но и определил впервые его примерную среднюю скорость - около 8-10 километров в сутки. Конечно, исходя из этих данных, зная ширину ледяного потока, уже можно было подсчитать примерно баланс льдов Полярного бассейна и прийти к выводу о том, что открытого моря в Центральной Арктике не существует.

 
 

Метки:

1897 — Через четверо суток после взлета воздушного шара «Орел», на котором инициатор экспедиции инженер Андре и двое его спутников надеялись достичь Северного полюса, поддерживая связь с большой землёй с помощью почтовых голубей, капитан норвежского китобойца «Алкен» Хансен к северу от Шпицбергена, увидел на рее грот-мачты неподвижную птицу, которая, казалось, спала, сунув голову под крыло. Далее

Думая, что это снежная куропатка, он послал матроса за ружьем и подстрелил ее. Но птица упала в море. – Спускать шлюпку, капитан? – спросил один из матросов. – Нет, не стоит. Через несколько часов он встретил другого китобойца. Капитаны судов перебросились несколькими словами. Капитан «Алкена» упомянул об убитой птице. – А вдруг это один из почтовых голубей Андре? О подготовке воздухоплавателя слышали все. Но капитан «Алкена» не знал, что Андре уже вылетел к полюсу. Он снял фуражку и почесал в затылке. – Боже мой, а вдруг ты прав! Надо вернуться. Существовал лишь один шанс из миллиона, что судно пройдет в том же месте и отыщет в море птицу, убитую несколькими часами ранее. В таких же условиях тысячи спасателей безуспешно разыскивали тысячи терпящих бедствие. Небывалое свершилось! Хансен велел спустить две шлюпки, и птицу нашли. Под одним крылом была укреплена небольшая металлическая гильза с надписью по-норвежски: «Полярная экспедиция Андре. В конверте запечатано два письма. Передать телеграфом текст первого в стокгольмскую газету „Афтонбладет“. Выслать стенографический отчет почтой в ту же газету». Правда, в гильзе оказалось всего лишь одно письмо. По-видимому, второе не поместилось, хотя и было написано на тончайшей бумаге. Текст гласил: «Полярная экспедиция Андре „Афтонбладету“ в Стокгольме. 13 июля. 12.30. 82°02 северной широты, 15°5 восточной долготы. Хороший ход на восток, 10° к югу. На борту все в порядке. Это третья голубиная почта. Андре». (см. 13 июля и 14 июля).

 
 

Метки:

1930 — К куполу ледника в Грнландии отправилась первая санная партия с припасами для немецкой метеостанции, которая по инициативе учёного А. Вегенерера должана была быть организована на куполе ледника на высоте 3 км.
 

Метки:

1945 — История корабля. Товаро-пассажирский пароход «Георгий»

английский двухвинтовый товаро-пассажирский пароход «Chung King». Имел две мачты и одну дымовую трубу. Принадлежал фирме China Navigation Со. и, хотя был приписан к Лондону, эксплуатировался в тихоокеанских водах. Летом 1905 г. куплен на средства Морского ведомства Министерством торговли и промышленности России за 123 000 руб. для надобностей сухопутных частей в Николаевске-на-Амуре и как транспорт «Охотск» включен в состав Сибирской флотилии. В октябре — ноябре 1905 г. участвовал в доставке войск и гражданских лиц на северный Сахалин. 22 июня 1906 года продан по миновании надобности за 60 000 руб. Товариществу пароходных предприятий на Дальнем Востоке. Затем переименован в «Амур» и получил приписку к Владивостокскому торговому порту. В 1909 году приобретен Пароходством графа Кейзерлинга с присвоением нового наименования «Георгий». Во время первой мировой войны реквизирован 6 марта 1916 года во Владивостоке Морским ведомством, как принадлежавший германскому подданному. 10 июня 1916 года передан Добровольному флоту. Затем товаро-пассажирский пароход «Георгий» эксплуатировался на каботажных и заграничных линиях в водах Дальнего Востока. К моменту создания в январе 1922 года советского Добровольного флота находился в распоряжении Владивостокского управления. 12 марта 1923 года пришел во Владивосток из Гонконга и затем эксплуатировался в числе судов советского Добровольного флота с припиской к Владивостокскому торговому порту. В 1924 году вместе с другими пароходами обслуживал приморские линии из Владивостока на Посьет, Находку, Тетюхе, Датта и Николаевск-на-Амуре. 3 июня 1925 года в связи с прекращением деятельности Добровольного флота вошел в число судов Дальневосточной главной конторы АО "Совторгфлот". 27 декабря 1926 года решением Правления АО "Совторгфлот" в связи с плохим техническим состоянием выведен из эксплуатации и затем продан за границу. С 1927 года принадлежал китайской компании Tai Chow Shing Kee Steam Navigation Co., имел наименование «Tai Chow» и был приписан к Шанхаю. В 1938 году пароход купил греческий судовладелец J.D. Tsounias, который переименовал его в «Ano Vathi». Портом приписки стал Пирей, но местом эксплуатации остались тихоокеанские воды. 8 декабря 1941 года захвачен японскими войсками в Шанхае и в августе 1942 года переименован в «Asei Маш». 15 июля 1945 года Товаро-пассажирский пароход «Георгий» потоплен американской авиацией на Вусунге.

 
 

Метки: