Календарь на 27-е июня

1542 — Порт Навида (Акапулько) покинула испанская экспедиция на двух судах под командой португальского моряка Жуана Родригиша Кадрилью — испанцы звали его Хуан Кабрильо; главным штурманом шел итальянец Бартоломе Феррело (или Феррер), выходец из Леванта. Цель плавания - поиск пролива между Тихим и Атлантическим океанами и новых районов, богатых драгоценными металлами. Вскоре испанцы достигли Тихоокеанского побережья полуострова Калифорния и двинулись на север. В конце июля Кабрильо обнаружил и дал названия ряду географических объектов, сохранившиеся на наших картах, — бухта Магдалена, остов Седрос, а 20 августа подошел к самому северному пункту, достигнутому в 1540 года Ф. Ульоа,— 30° с. ш.
 

Метки:

1598 — Роттердам покинула голландская флотилия из пяти кораблей "Гелоф" ("Вера"), "Блейде Блодскап" ("Благовещение"), "Хоп" ("Надежда"), "Троу" ("Обет"), "Лифде" ("Милосердие"). Цель - проникнуть в Тихий океан вокруг мыса Горн а поисках новых источников обогащения, а точнее, для грабежа прибрежных испанских владений Нового Света. На "Лифде" плыл штурманом Уильям Адамс, ставший впоследствии первым англичанином, обосновавшимся в Японии.
 

Метки:

1643 — Корабль "Кастрикум" (около 400 тонн) голландского капитана Мартина де Фриза экспедиции, посланной губернатором Явы Ван-Дименом на поиски в японских водах "золотых и серебряных островов", следующий курсом на северо-восток и добравшийся до Малой Курильской гряды, оказался в на широте 48° с. ш., но из-за противных ветров повернул на юг.
 

Метки:

1765 — Экспедицией Д. Байрона вокруг света открыт остров Дьюк-оф-Иорк (герцога Йоркского). Англичане не встретили там жителей, но собрали двести кокосовых орехов, представлявших для них огромную ценность. Несколько дальше, на 1°18’ южной широты и 173°46’ западной долготы, был открыт изолированный остров, расположенный к востоку от островов Гилберта. Он получил название острова Байрона. Стояла невыносимая жара, и изнуренные длительным плаванием матросы, вынужденные довольствоваться скудной, нездоровой пищей и пить затхлую воду, почти все заболели дизентерией.
 

Метки:

1811 — Экспедиция Якова Санникова отправилась обследовать глубинные районы острова Котельный. 54 дня длились странствия. Экспедиция полностью обследовала берега острова Котельного. В глубинных его районах были обнаружены "в великом множестве" головы и кости быков, лошадей, буйволов и овец. Во время этой поездки Санников обнаружил "многие признаки" жилищ юкагиров, которые, согласно преданию, удалились на острова от эпидемии оспы лет 150 назад. В устье реки Царевой он нашел ветхое днище судна, сделанное из соснового и кедрового дерева. Швы его были проконопачены смоленой мочалой. На западном берегу путешественники встретили китовые кости. Это, как писал Геденштром, доказывало, что "от Котельного острова к северу простирается беспрепятственно обширный Ледовитый океан, не покрывающийся льдом, как Ледовитое море при матерой земле Сибири, где никогда китов или костей их не видывали". О всех этих находках поведано в "Журнале личных обсказаний мешанина Санникова, унтер-офицера Решетникова и записках, веденных ими во время обозрения и летования на острове Котельном..."
 

Метки:

1857 — Со стапелей судоверфи «Scott & С°» в Англии сошел винтовой товаропассажирский пароход «Tweedside», который затем был куплен «Русским обществом пароходства и торговли» (РОПиТ). Переименованный в «Гуниб», пароход плавал в Черном море, портом приписки была Одесса. В 1886 году «Гуниб» был списан и переоборудован в блокшив. В 1914 году его продали на слом.
 

Метки:

1858 — В Петербурге родился А. И. Варнек

В 1878 году окончил Морское училище и гардемарином начал службу на фрегате «Князь Пожарский», совершавшем заграничное плавание. Через год был произведен в мичманы. В течение 1880–1882 гг. учился в Морской академии, которую окончил по первому разряду и был прикомандирован к Гидрографическому департаменту. В последующие годы совершил три кругосветных похода на клипере «Опричник» под командованием капитана 2 ранга Ивашинцева (1883–1886 гг.), на фрегате «Минин» под командованием капитана 1 ранга Бирилева (1890–1892 гг.), на канонерской лодке «Гремящий» под командованием капитана 2 ранга Рогули (1897–1898 гг.), участвовал в плаваниях по Балтийскому морю и Финскому заливу. За большой вклад в географическую науку в 1894 году ИРГО присудило Варнеку серебряную медаль по отделению математической и физической географии. В 1898–1901 гг. в чине капитана 2 ранга Варнек был помощником начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана А. И. Вилькицкого, а в 1902 году сменил его на этом посту. Под его руководством на пароходе «Пахтусов» исследована юго-западная часть Карского моря и берега о. Вайгач. В состав экипажа «Пахтусова» в разные годы входили П. А. Бровцын, К. П. Мордовин, Н. В. Морозов, И. С. Сергеев, А. В. Янов . В состав наземной группы Сергеева, производившей в 1902 году съемку северного побережья о. Вайгач, входил в то время в звании поручика по Адмиралтейству Г. Я. Седов. В 1902 году Варнек представил на утверждение ИРГО новые географические названия в прол. Карские Ворота: о. Бровцына, о. Козлянинова, о-ва Михайлова, о. Морозова, о. Мордовина, о. Полилова, о. Чернышева, о. Шокальского, п-ов Сергеева, о-ва Янова, о-ва Рагозина, о-ва Новосильцева, бухта Седова. После 1904 года Варнек, отойдя от непосредственного участия в арктических исследованиях, занимался педагогической, организационной и научно-исследовательской работой. В разные годы он был инспектором классов Александровского лицея, членом комиссии, занимавшейся вопросами организации гидрографических исследований и созданием проектов судов для Арктики, членом Морской академии и ученого совета по гидрографии. В 1904 году его избрали членом комиссии А. И. Вилькицкого по освоению Северного морского пути. В состав комиссии входили также выдающиеся исследователи Арктики И. С. Сергеев, Ф. А. Матисен, Н. Н. Коломейцев, Ю. М. Шокальский, А. А. Борисов, Л. Л. Брейтфус и другие. В проекте, разработанном комиссией, предлагались широкомасштабные гидрографические, гидрометеорологические и ледовые исследования тремя судовыми группами одновременно на трех участках с охватом всего Северного морского пути. Реализацию проекта пришлось отложить в связи с началом русско-японской войны. После окончания ее, в 1906 году была сформирована новая комиссия во главе с адмиралом В. П. Верховским (позднее его сменил А. И. Вилькицкий). В нее вошли такие выдающиеся ученые и военно-морские деятели, как А. Н. Крылов, А. В. Колчак, Ф. К. Дриженко, И. П. Толмачев, И. Б. Шпиндлер. Главным результатом работы комиссии была организация знаменитой г/э СЛО 1910–1915 гг. В 1912 году Варнек ушел с военной службы в звании генерал-лейтенанта по Адмиралтейству и поступил в Северное пароходное общество, в 1914–1916 гг. работал в центральном управлении Морского министерства. В октябре 1917 года начался последний, трагический этап в жизни Варнека. Он покинул Петербург и жил в имении Москалевка, а затем в Туапсе, перенеся все тяготы Гражданской войны на Кавказе. После окончательного установления Советской власти Варнек без колебаний принял решение об эмиграции. В любой момент царский генерал мог быть уничтожен «без суда и следствия». В марте 1920 года он с семьей эвакуировался в Крым, в октябре из Севастополя уехал в Константинополь, затем в Мессину на Сицилии, в 1924 году перебрался во Францию, жил в Лионе и Гренобле, а последние два года в «Русском доме» в местечке Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, где и умер. Похоронен на местном русском кладбище. Выдающиеся заслуги Варнека перед Россией отмечены многочисленными наградами, среди которых ордена Св. Станислава трех степеней, Св. Анны 2 и 3 степеней, Св. Владимира 3 и 4 степеней и другие. В его честь названы мыс на западном побережье северного острова Новой Земли. Назвал Г. Я. Седов в 1913 году. Мыс на южном берегу бухты Тыртова зал. Чекина на карском берегу северного острова Новой Земли. Назван в 1901 году А. А. Борисовым. Бухта на юго-западном берегу о. Вайгач. Впервые описана гидрографической экспедицией под руководством А. И. Вилькицкого. Название утвердило ИРГО в 1902 году. По бухте получил название поселок, появившийся при советской власти. источник

 - учёный-гидрограф, путешественник, исследователь Арктики.
 

Метки:

1865 — Родился Исхак Ислямов

Исхак Ибрагимович Ислямов родился в Кронштадте в семье унтер-офицера 1-го флотского экипажа Ибрагима Ислямова. Благодаря протекции родственника, коллежского секретаря Н.А. Измайлова, он поступает в Техническое училище Морского ведомства по штурманскому отделу. Осенью 1885 года И.И, Ислямов получает погоны подпоручика и зачисляется в 1-й Его императорского высочества генерал-адмирала Константина Николаевича экипаж. Через некоторое время он назначается на клипер "Разбойник", на котором совершает кругосветное плавание. Исхак Ислямов заканчивает Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделению и принимает участие в морских экспедициях в качестве специалиста-гидрографа. Русско-японскую войну 1904-1905 годов он встречает старшим штурманским офицером на броненосце "Севастополь", базирующемся в Порт-Артуре. За проявленный героизм и мужество в ходе войны награждается несколькими орденами. Ислямов становится первым татарином-капитаном первого ранга. Многочисленные успешно проведенные экспедиции, отличное знание гидрографии северных морей, личная смелость и отвага - все эти факторы были учтены, когда в 1914 году Исхака Ислямова назначили руководителем спасательной экспедиции на Северный полюс по следам полярного исследователя Г. Я. Седова и его спутников. В этой экспедиции принимает участие его 15-летний сын Илья, который водружает российский флаг на самой высокой точке Земли Франца-Иосифа. Спасти Седова не удалось, тем не менее за отличную организацию поисков и самоотверженность И. И. Ислямов был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. В Первую мировую войну Ислямов служит на Черноморском флоте, а после революции 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки) избирается членом Мусульманского исполкома армии, флота и рабочих. В сентябре 1917 года он получает звание генерал-майора и увольняется со службы. Позже воюет в составе Белой армии на Черноморском флоте, эмигрирует в Турцию, преподает в Стамбульском морском училище, составляет словарь татарских корней в русском языке.

  - российский моряк, путешественник. Скончался в Стамбуле в июне 1929 года.
 

Метки:

1894 — Кораблекрушение Товаро-пассажирского парохода «Владимир» «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ). "Владимир" следовал рейсом Севастополь-Одесса, когда в час ночи в 32 милях от мыса Тарханкут в его освещённый борт на полном ходу врезался итальянский пароход «Columbia», следующий из Очакова в Евпаторию. Машинное отделение парохода стало быстро заполняться водой. После остановки машины погас свет, поднялась паника. Из 250 пассажиров и экипажа парохода погибло 70 пассажиров, два матроса и четыре человека из обслуживающего персонала, спаслось 103 человека. Часть из них подобрал подошедший к месту аварии пароход РОПиТ «Синеус». От полученных повреждений «Владимир» затонул.
 

Метки:

1896 — В деревне Ямсковицы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии родился М. Т. Слепнёв - лётчик полярной авиации. С конца 1920-х годов занимался обследованием побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки. В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез со льдины 5 человек.
 

Метки:

1897 — Запись в вахтенном журнале американца Джошуа Слокама, идущего в одиночку вокруг света: «Во-первых, на палубе обнаружена летающая рыба, которую я потом зажарил в масле. Показания лага — 133 мили. Вычет на снос и прибавка на течение одинаковы и итога не меняют. Широта — в полдень 10°25 южной широты».
 

Метки:

1898 — В первом в мире одиночном плавани вокруг света под парусом Джошуа Слокам на яхте "Спрей" прибыл в Ньюпорт (США), завершив своё предприятие.
 

Метки:

1942 — (или 29 июня) Начал своё одиночное плавание под парусом вокруг света по ревущим сороковым широтам аргентинский яхтсмен Вито Дюма. Он отплыл из Буэнос-Айреса. Провожала восторженная толпа, печальная и бледная мать, рыдающий брат. Друзья из Аргентинского яхт-клуба сопровождали его до выхода из порта.
 

Метки:

1994 — От маяка Амброуз (США) в море вышел тримаран длиной 18,3 м. капитана Лорана Бурньона (Франция). Через 7 суток 2 ч 34 мин. и 42 сек. (средняя скорость 17,15 узла) он прибыл в Лизард-Пойнт, Корнуолл, Великобритания. Самое быстрое одиночное плавание под парусом с запада на восток Атлантического океана.
 

Метки: