Календарь на 17-е июня

1527 — Начало экспедиции Панфило де Нарваеса на пяти кораблях во Флориду. Далее

1 мая 1528 года он высадился с отрядом в 400 человек и 80 лошадей на западный берег Флориды, у залива Тампа. Здесь он принял бессмысленное решение отправить корабли на поиски удобной гавани на западе, а сам с 260 солдатами и 40 всадниками двинулся берегом. 25 июня, проделав первое пешее 400-километровое путешествие по болотам и лесам Флориды, испанцы с боями добрались до небольшого озера Миккосуки (у 30°30' с. ш. и 84° з. д.) и отдыхали там около месяца. В конце июля Нарваэс вышел к заливу Апалачи в надежде обнаружить суда, но там их не оказалось. Через несколько лет выяснилось, что флотилия, потерявшая на старте один корабль, прошла вдоль северных берегов Мексиканского залива и, затратив год на поиски, не обнаружила отряда Нарваэса. Солдаты Нарваэса в создавшейся грозной ситуации проявили смекалку и находчивость: лодки, мачты и весла они соорудили из сосны с помощью личного холодного оружия, паруса сшили из собственных рубах, а из шкур лошадей, пошедших в пищу, — емкости для воды. К 20 сентября 1528 года они построили пять лодок, в которых разместилось 245 человек, и отплыли на запад, держась близ побережья, причем дважды — в заливах Пенсакола (у 87° з. д.) и Мобил (у 88° з. д.) — подверглись нападению индейцев. В конце октября 1528 года испанцы вошли в устье реки «Святого Духа», т. е. Миссисипи. Здесь в начале ноября Нарваэс и часть его людей утонули, другие были перебиты индейцами; остались в живых лишь четверо, но и те попали в плен

 
 

Метки:

1764 — Английский мореплаватель капитан-коммодор Джон Байрон получил инструкцию, подписанную лордом Адмиралтейства": "Ввиду того, что ничто не может столь способствовать славе нашего государства в качестве морской державы, достоинству Великобритании и успехам ее торговли и мореплавания, как открытие новых земель; и ввиду того, что имеются основания предполагать существование в Атлантическом океане между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом весьма значительных земель и островов, до сих неизвестных европейским державам, расположенных в удобных для мореплавания широтах и обладающих климатом, благоприятствующим производству различных полезных торговле товаров; наконец, ввиду того, что острова его величества, называемые Пепис или Фолклендскими, находящиеся в упомянутом выше районе, не были исследованы с достаточной тщательностью, чтобы дать возможность получить точное представление об их берегах и природных богатствах, хотя их открыли и не раз посещали английские мореплаватели, - его величество, приняв во внимание эти соображения и считая, что состояние полного мира, которым счастливо наслаждается его королевство, как нельзя более благоприятствует предприятию такого рода, почел за благо привести его в исполнение ..."
 

Метки:

1767 — "Дельфин" капитана Уоллиса, совершающий рейс вокруг света с целью поиска и колонизации новых земель в основном в Тихом океане, вошёл в воды островов Общества и открыл остров, названный им Оснабург (Мехетиа).
 

Метки:

1778 — Родился Грегори Блексленд — австралийский фермер, путешественник, инициатор и участник первой экспедиции 1813 года через Голубые горы западнее Сиднея, до того считавшиеся непреодолимыми, коммерсант, фермер, один из первых австралийских виноделов. Умер 1 января 1853 года
 

Метки:

1788 — Капитаном Томасом Гилбертом открыт остров Абемама (или, возможно, Арунука) архипелага, названного затем островами Гилберта. Гилберт был капитаном корабля "Шарлотта" Ост-Индийской компании. "Шарлотта" входила во флот, перевозивший в Австралию первую партию английских каторжников.
 

Метки:

1816 — Из Франции в Сенегал отправились 4 судна с назначенным туда губернатором Шмальтцем и экспедиционным корпусом. Самым крупным кораблем - фрегатом "Медуза" и всей морской экспедицией командовал капитан 1-го ранга Жан Дюруа де Шомарэ. Далее

2 июля "Медуза" села на мель в 160 км от берега и осталась одна. Все предпринятые усилия изменить положение судна после кораблекрушения оказались напрасными, и тогда Шмальтц приказал строить плот. Капитан, как это ни странно, полностью устранился от своих обязанностей. Когда плот, длиной 20 м и 7 м шириной, был сооружен, в 6 шлюпок расселись губернатор, его семья, прислуга, капитан, офицеры (не все, часть решила своим долгом быть рядом с самыми несчастными), женщины, дети, а солдатам и матросам отвели плот, обещая тащить его за собой. Оказалось, что плот мало пригоден для плавания, потому 17 человек решили остаться на корабле и ждать на нем помощи, но 148 (одна из них женщина, не пожелавшая расставаться с мужем) решили плыть. Ветра почти не было, потому губернатор и капитан, находившиеся на самых больших шлюпках, а вслед за ними и другие решили добираться до земли кто как может. Перерезав канаты и бросив плот, баркасы и шлюпки устремились к берегу. Командирские доплыли быстрее и куда надо, а на малых добрались на несколько дней позже, к тому же к пустынному берегу. Пока их пассажиры добрались до Сен-Луи, 6 человек скончались от истощения. Оставшиеся на плоту провели ревизию и обнаружили, что у них нет ни карты, ни якоря, ни компаса, из пищи только 2 бочки воды и 5 вина. Во главе брошенных стали гардемарин Куден, географ Корреар и хирург-практикант Савиньи. Прежде такое спокойное море разбушевалось. Кого-то стихия унесла, кому-то защемило ноги между бревнами плота, их не могли вытащить, и они так и скончались. В следующую ночь буря была еще страшнее, большая часть решила, что настал последний час, напилась до потери сознания, а один безумец решил рубить стягивавшие плот крепления. Небольшая горстка сохранивших рассудок сумела справиться с ним, уничтожив его, но тогда началась всеобщая схватка... С новым рассветом оказалось, что исчезли или погибли 65 человек. Но почти столько же еще оставалось, а ночью в пылу свалки выкинули как пустые, так и полные бочки с вином и обе с водой. На плоту осталась только одна бочка с вином. На пятый день в живых были 50 человек и 12 умерших, которых не могли сбросить в воду. После нового бунта из-за малой порции вина их оставалось не более 30 и они продолжали считать дни, когда можно ждать помощи. А их никто и не искал. Бриг "Аргус", отправленный в район крушения, 27 июля случайно наткнулся на плот. В живых были 15 человек, шестеро из них скончались после спасения, а из остававшихся на корабле 17 выжили только трое. Савиньи передал морскому министру свое донесение, выдержки из которого опубликовали в газете. За это последовало наказание... Савиньи, изгнанного из Морского ведомства. Географ Корреар написал и опубликовал книжку, но его бросили в тюрьму, а книгу изъяли. Если бы ее не переиздали в Англии и скандал не получил международную огласку, дело до суда над капитаном так и не дошло бы. Общественность требовала смертной казни, сам Шомарэ заявил, что не понимает, в чем его вина. Его разжаловали и дали три года тюрьмы. Оставшуюся жизнь ему пришлось провести затворником, так как везде приходилось выслушивать оскорбления. Его единственный сын покончил самоубийством, не в силах выносить отцовского позора.

 
 

Метки:

1830 — В город Бусу в среднем течение реки Нигер прибыли Братья Лендеры. Их цель состояла в изучении устья и нижнего течения Нигера. Тогда как Мунго Парк и Х. Клаппертон изучили его среднее течение, а майор Ленг нашёл истоки. Братья Лендеры прежде всего спустились к Нигеру (или Куаре), протекающему у самого города. «При виде этой знаменитой реки, вспоминал Ричард Лендер, мы были сильно разочарованы. Посередине ее выси лись черные потрескавшиеся скалы и вокруг них вскипали, бурлили и сшибались стремительные воды. Нам сказали, что выше Бусы два маленьких плодородных острова делят реку на три рукава, а ниже города река течет спокойно, не разветвляясь уже до самой Фунды. Через Нигер даже там, где он шире всего, можно перебросить камень".
 

Метки:

1851 — Окончательная приемка яхты "Америка" от верфи Брауна в Нью-Йорке. Её заказчик - местный яхт-клуб - намеревался бросить вызов в гонке ведущим английским парусным судам.
 

Метки:

1896 — Окончание зимовки Нансена и Иохансена на Земле Франца Иосифа. Норвежцы зимовали на одном из северо-восточных островов архипелага после неудачной попытки покорить на лыжах Северный полюс (см. 14 марта, 11 июля, 6 августа). В этот день они повстречались с американцами из экспедиции Джексона, зимовавшей вгораздо более комфортабельных условиях в 150 милях от хижины Нансена. Джексон исследовал Землю Франца Иосифа.
 

Метки:

1896 — Английский пассажирский пароход "Драммонд Кастл" был разбит штормом на подводных скалах у Бреста. В кораблекрушении погибло 250 человек.
 

Метки:

1920 — В Батуми пожар на борту английского танкера «Lady Thea»

В 1885 году по заказу РОПиТ на судоверфи «Motala Mekaniska Verkstads AB» в Гётеборге (Швеция) был построен наливной пароход под наименованием «Свет» (строительный № 320). В декабре 1885 года танкер прибыл в порт приписки Одессу, где числился под № 521. Его первый рейс совпал с новым 1886 годом. За этот год «Свет» доставил из Батума в Одессу 49 тысяч тонн керосина. К 1900 году танкер совершил много рейсов с керосином в порты Адриатического, Средиземного морей и в Англию, а также из Новороссийска в Одессу, Херсон и Александровск на Днепре. В 1907 году пароход был продан А.И.Меркульеву из Одессы, в 1908 году прошел капитальный ремонт, а в 1909 году продан Акционерному обществу «Океан». Во время Первой мировой войны судно мобилизовали и с 7 августа 1914 года зачислили в состав Черноморского флота в качестве наливного транспорта. 13 сентября 1918 года его вернули владельцу, который продал судно лондонской компании «British Baku Trading & Shpg». Пароход переименовали в «Lady Thea».источник

 . Чтобы не было взрыва, «Lady Thea» был потоплен артиллерийским огнем британского эскадренного миноносца «Swallow».
 

Метки:

1930 — Немецкая научная экспедиция в Гренландию во главе с А. Вегенеремом, целью которой была организация метеостанции на куполе ледника на высоте 3000 метров, начала строительство на острове береговой базы - Западной станции.
 

Метки:

1958 — Во второй половине дня в перископ подводной лодки "Наутилус" под командой капитана Андерсона, которой предстояло подо льдом пройти из Тихого океана в Атлантический через Северный полюс и идущей Беринговым проливом, оказались видны одновременно берега Сибири и Аляски. Пролив был пройден. в 23.00 того же дня, через восемь суток после выхода в море, „Наутилус“ скользит под толстым слоем льда. Рубку от нижней поверхности льда отделяет всего 2 метра, под килем – 7 метров. Через час надо буквально ползти по дну, чтобы пройти в полутора метрах от нижней кромки новой ледяной горы. С сожалением Андерсон принимает мудрое решение: – Операция „Саншайн“ откладывается. Курс на юг.
 

Метки: