Календарь на 17-е июня

1527 — Начало экспедиции Панфило де Нарваеса на пяти кораблях во Флориду.
 

Метки:

1764 — Английский мореплаватель капитан-коммодор Джон Байрон получил инструкцию, подписанную лордом Адмиралтейства": "Ввиду того, что ничто не может столь способствовать славе нашего государства в качестве морской державы, достоинству Великобритании и успехам ее торговли и мореплавания, как открытие новых земель; и ввиду того, что имеются основания предполагать существование в Атлантическом океане между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом весьма значительных земель и островов, до сих неизвестных европейским державам, расположенных в удобных для мореплавания широтах и обладающих климатом, благоприятствующим производству различных полезных торговле товаров; наконец, ввиду того, что острова его величества, называемые Пепис или Фолклендскими, находящиеся в упомянутом выше районе, не были исследованы с достаточной тщательностью, чтобы дать возможность получить точное представление об их берегах и природных богатствах, хотя их открыли и не раз посещали английские мореплаватели, - его величество, приняв во внимание эти соображения и считая, что состояние полного мира, которым счастливо наслаждается его королевство, как нельзя более благоприятствует предприятию такого рода, почел за благо привести его в исполнение ..."
 

Метки:

1767 — "Дельфин" капитана Уоллиса, совершающий рейс вокруг света с целью поиска и колонизации новых земель в основном в Тихом океане, вошёл в воды островов Общества и открыл остров, названный им Оснабург (Мехетиа).
 

Метки:

1788 — Капитаном Томасом Гилбертом открыт остров Абемама (или, возможно, Арунука) архипелага, названного затем островами Гилберта. Гилберт был капитаном корабля "Шарлотта" Ост-Индийской компании. "Шарлотта" входила во флот, перевозивший в Австралию первую партию английских каторжников.
 

Метки:

1816 — Из Франции в Сенегал отправились 4 судна с назначенным туда губернатором Шмальтцем и экспедиционным корпусом. Самым крупным кораблем - фрегатом "Медуза" и всей морской экспедицией командовал капитан 1-го ранга Жан Дюруа де Шомарэ. Далее

2 июля "Медуза" села на мель в 160 км от берега и осталась одна. Все предпринятые усилия изменить положение судна после кораблекрушения оказались напрасными, и тогда Шмальтц приказал строить плот. Капитан, как это ни странно, полностью устранился от своих обязанностей. Когда плот, длиной 20 м и 7 м шириной, был сооружен, в 6 шлюпок расселись губернатор, его семья, прислуга, капитан, офицеры (не все, часть решила своим долгом быть рядом с самыми несчастными), женщины, дети, а солдатам и матросам отвели плот, обещая тащить его за собой. Оказалось, что плот мало пригоден для плавания, потому 17 человек решили остаться на корабле и ждать на нем помощи, но 148 (одна из них женщина, не пожелавшая расставаться с мужем) решили плыть. Ветра почти не было, потому губернатор и капитан, находившиеся на самых больших шлюпках, а вслед за ними и другие решили добираться до земли кто как может. Перерезав канаты и бросив плот, баркасы и шлюпки устремились к берегу. Командирские доплыли быстрее и куда надо, а на малых добрались на несколько дней позже, к тому же к пустынному берегу. Пока их пассажиры добрались до Сен-Луи, 6 человек скончались от истощения. Оставшиеся на плоту провели ревизию и обнаружили, что у них нет ни карты, ни якоря, ни компаса, из пищи только 2 бочки воды и 5 вина. Во главе брошенных стали гардемарин Куден, географ Корреар и хирург-практикант Савиньи. Прежде такое спокойное море разбушевалось. Кого-то стихия унесла, кому-то защемило ноги между бревнами плота, их не могли вытащить, и они так и скончались. В следующую ночь буря была еще страшнее, большая часть решила, что настал последний час, напилась до потери сознания, а один безумец решил рубить стягивавшие плот крепления. Небольшая горстка сохранивших рассудок сумела справиться с ним, уничтожив его, но тогда началась всеобщая схватка... С новым рассветом оказалось, что исчезли или погибли 65 человек. Но почти столько же еще оставалось, а ночью в пылу свалки выкинули как пустые, так и полные бочки с вином и обе с водой. На плоту осталась только одна бочка с вином. На пятый день в живых были 50 человек и 12 умерших, которых не могли сбросить в воду. После нового бунта из-за малой порции вина их оставалось не более 30 и они продолжали считать дни, когда можно ждать помощи. А их никто и не искал. Бриг "Аргус", отправленный в район крушения, 27 июля случайно наткнулся на плот. В живых были 15 человек, шестеро из них скончались после спасения, а из остававшихся на корабле 17 выжили только трое. Савиньи передал морскому министру свое донесение, выдержки из которого опубликовали в газете. За это последовало наказание... Савиньи, изгнанного из Морского ведомства. Географ Корреар написал и опубликовал книжку, но его бросили в тюрьму, а книгу изъяли. Если бы ее не переиздали в Англии и скандал не получил международную огласку, дело до суда над капитаном так и не дошло бы. Общественность требовала смертной казни, сам Шомарэ заявил, что не понимает, в чем его вина. Его разжаловали и дали три года тюрьмы. Оставшуюся жизнь ему пришлось провести затворником, так как везде приходилось выслушивать оскорбления. Его единственный сын покончил самоубийством, не в силах выносить отцовского позора.

 
 

Метки:

1830 — В город Бусу в среднем течение реки Нигер прибыли Братья Лендеры. Их цель состояла в изучении устья и нижнего течения Нигера. Тогда как Мунго Парк и Х. Клаппертон изучили его среднее течение, а майор Ленг нашёл истоки. Братья Лендеры прежде всего спустились к Нигеру (или Куаре), протекающему у самого города. «При виде этой знаменитой реки, вспоминал Ричард Лендер, мы были сильно разочарованы. Посередине ее выси лись черные потрескавшиеся скалы и вокруг них вскипали, бурлили и сшибались стремительные воды. Нам сказали, что выше Бусы два маленьких плодородных острова делят реку на три рукава, а ниже города река течет спокойно, не разветвляясь уже до самой Фунды. Через Нигер даже там, где он шире всего, можно перебросить камень".
 

Метки:

1851 — Окончательная приемка яхты "Америка" от верфи Брауна в Нью-Йорке. Её заказчик - местный яхт-клуб - намеревался бросить вызов в гонке ведущим английским парусным судам.
 

Метки:

1896 — Окончание зимовки Нансена и Иохансена на Земле Франца Иосифа. Норвежцы зимовали на одном из северо-восточных островов архипелага после неудачной попытки покорить на лыжах Северный полюс (см. 14 марта, 11 июля, 6 августа). В этот день они повстречались с американцами из экспедиции Джексона, зимовавшей вгораздо более комфортабельных условиях в 150 милях от хижины Нансена. Джексон исследовал Землю Франца Иосифа.
 

Метки:

1896 — Английский пассажирский пароход "Драммонд Кастл" был разбит штормом на подводных скалах у Бреста. В кораблекрушении погибло 250 человек.
 

Метки:

1920 — В Батуми пожар на борту английского танкера «Lady Thea»

В 1885 году по заказу РОПиТ на судоверфи «Motala Mekaniska Verkstads AB» в Гётеборге (Швеция) был построен наливной пароход под наименованием «Свет» (строительный № 320). В декабре 1885 года танкер прибыл в порт приписки Одессу, где числился под № 521. Его первый рейс совпал с новым 1886 годом. За этот год «Свет» доставил из Батума в Одессу 49 тысяч тонн керосина. К 1900 году танкер совершил много рейсов с керосином в порты Адриатического, Средиземного морей и в Англию, а также из Новороссийска в Одессу, Херсон и Александровск на Днепре. В 1907 году пароход был продан А.И.Меркульеву из Одессы, в 1908 году прошел капитальный ремонт, а в 1909 году продан Акционерному обществу «Океан». Во время Первой мировой войны судно мобилизовали и с 7 августа 1914 года зачислили в состав Черноморского флота в качестве наливного транспорта. 13 сентября 1918 года его вернули владельцу, который продал судно лондонской компании «British Baku Trading & Shpg». Пароход переименовали в «Lady Thea».источник

 . Чтобы не было взрыва, «Lady Thea» был потоплен артиллерийским огнем британского эскадренного миноносца «Swallow».
 

Метки:

1930 — Немецкая научная экспедиция в Гренландию во главе с А. Вегенеремом, целью которой была организация метеостанции на куполе ледника на высоте 3000 метров, начала строительство на острове береговой базы - Западной станции.
 

Метки:

1958 — Во второй половине дня в перископ подводной лодки "Наутилус" под командой капитана Андерсона, которой предстояло подо льдом пройти из Тихого океана в Атлантический через Северный полюс и идущей Беринговым проливом, оказались видны одновременно берега Сибири и Аляски. Пролив был пройден. в 23.00 того же дня, через восемь суток после выхода в море, „Наутилус“ скользит под толстым слоем льда. Рубку от нижней поверхности льда отделяет всего 2 метра, под килем – 7 метров. Через час надо буквально ползти по дну, чтобы пройти в полутора метрах от нижней кромки новой ледяной горы. С сожалением Андерсон принимает мудрое решение: – Операция „Саншайн“ откладывается. Курс на юг.
 

Метки: