Календарь на 12-е июня

1494 — Второе путешествие Колумба в Америку: пройдя почти 1700 км вдоль южного побережья Кубы и не дойдя всего 100 км до западной оконечности острова, Колумб решил не продолжать плавание, потому что море сильно обмелело, матросы проявляли недовольство, а провизия была на исходе. Перед этим, чтобы оградить себя от обвинений в малодушии, которые могли последовать в Испании, он потребовал от всей команды присягнуть, что Куба — часть континента, а поэтому дальше плыть нет смысла. Повернув назад, флотилия открыла остров Эванхелиста (позднее названный Пинос, а с 1979 года — Хувентуд).
 

Метки:

1535 — Покорители страны инков (ныне Перу) конкистадоры Франсиско Писарро и Диего де Альмагро, люто возненавидевший своего партнера за несправедливый, но одобренный королем Испании раздел завоеванного, в столице инков Куско в помпезной обстановке заключили договор, в котором Альмагро поклялся не совершать рейдов на отданную под наместничество Писарро перуанскую территорию. Однако, соперники продолжали враждовать и в 1538 году «писарровцы» удушили Альмагро, а в 1541 году уцелевшие «альмагровцы» зарубили Писарро.
 

Метки:

1587 — Пиратские корабли Томаса Кавендиша второй раз пересекли экватор и крейсировали в водах Мексики до ноября, поджидая манильский галеон "Санта-Анну", на котором, по сведениям, полученным от лазутчиков, должна была перевозиться в Мадрид годовая добыча золота.
 

Метки:

1613 — В японский порт Хирадо прибыл корабль Ост-Индийской компании "Клоув" под командой капиатан Дж. Сэриса. "Клоув" стал первым английским судном, посетившим Японию. Сэрис привез предложение местным купцам наладить между странами торговые отношения. 26 ноября того же года в Хирадо была основана британская торговая фактория.
 

Метки:

1636 — Голландская экспедиция под командой купца П. Питерсзона в поисках Неизвестной Южной земли, отправившаяся в плавание от островов Банда в Молуккском архипелаге 17 апреля, натолкнулась у 11° ю. ш. на низменную, слабо всхолмленную землю, а западнее обнаружила другую, скалистую и окаймленную рифами. Питерс прошел вдоль новооткрытых «земель» — п-ова Кобург и о. Мелвилл (северное побережье п-ова Арнемленд) — и у северо-западной оконечности острова (мыс Ван-Димен наших карт) из-за сильных ветров 21 июня повернул на север. Исследовав по пути о-ва Танимбар (8° с. ш., 131° в. д.).
 

Метки:

1666 — В возрасте 41 года умер знаменитый английский капер Кристофер Мингс.

родился в 1625 году в семье Джона Мингса, сапожника из Норфолка (мать Кристофера была дочерью паромщика). В том же году он был крещен, о чем свидетельствует запись в регистрах Солтхауса (приход Сент-Кэтрин в Лондоне). Избрав профессию моряка, наш герой прошел путь от кают-юнги до офицера военно-морского флота (1648 г.), сделав блестящую карьеру в период Английской революции. В 1653 году Мингс получил под свое командование 36-пушечный корабль «Элизабет». Взявшись сопровождать конвой торговых судов в Гётеборг, он прославился захватом двух голландских военных кораблей. Вопреки распространенному мнению, Кристофер Мингс не участвовал в знаменитой вест-индской экспедиции адмирала Уильяма Пенна в качестве капитана 54-пушечного линейного корабля «Мэрстон Мур», поскольку командиром этого судна в упомянутой экспедиции был капитан Эдвард Блэгг. Соответственно, Мингс не принимал участия в боевых действиях эскадры Пенна в Карибском море весной 1655 года, итогом которых стал захват у испанцев острова Ямайка. В июле того же года адмирал Пенн отплыл с двумя десятками кораблей в Англию, оставив командиром вест-индской эскадры вице-адмирала Уильяма Гудзона. Последний, базируясь в ямайской гавани Пойнт-Кагуэй (будущий Порт-Ройял), должен был крейсировать против испанского судоходства и тревожить испанские прибрежные поселения. Кристофер Мингс был назначен командиром «Мэрстон Мура» в октябре 1655 года (через месяц после возвращения этого корабля из Вест-Индии). В ноябре того же года он отплыл из Портсмута в сторону Нового Света и прибыл на Ямайку в январе 1656 года, где сразу же перешел в подчинение к Гудзону. В апреле ямайская флотилия в составе десяти фрегатов отправилась к побережью Эспаньолы, где, по данным разведки, должны были находиться испанские галеоны с сокровищами, но, не обнаружив их, повернула в сторону Южной Америки и 14 мая высадила десант из 450 человек в Рио-де-ла-Аче (совр. Риоача в Колумбии). При виде англичан жители городка бежали в горы и окрестные леса. Не дождавшись от испанцев выкупа, Гудзон велел сжечь их дома и через четыре дня ушел за водой в Санта-Марту. Простояв там три дня и захватив небольшое испанское судно с вином из Сан-Лукара, англичане 24 мая появились на траверзе Картахены. Здесь было решено оставить для крейсерства вице-адмиральский корабль и два фрегата. От берегов Испанского Мейна Гудзон взял курс на Ямайку и по пути захватил еще одно испанское судно, направлявшееся из Санто-Доминго в Новую Испанию с грузом какао. 2 июня эскадра вернулась в Пойнт-Кагуэй с двумя захваченными призами. В январе 1657 года Кристофер Мингс принял на себя командование ямайской эскадрой, но вскоре покинул Карибское море и в июле вернулся на «Мэрстон Муре» в Англию; там фрегат был переоснащен и снова отправлен в Вест-Индию. В 1658 году капитан Мингс зашел на остров Барбадос и там захватил 6 голландских торговых судов, которые подозревались в контрабандной торговле с местными колонистами; эти призы в марте того же года он привел в ямайскую гавань Кагуэй (будущий Порт-Ройял), где они простояли до 1661 года в ожидании адмиралтейского суда; позже военный губернатор Ямайки полковник Эдвард Дойли утверждал, что указанные призы были разграблены людьми Мингса еще до того, как он привел их в Кагуэй. Когда «Мэрстон Мур» стоял на якоре в Кагуэе, губернатор Дойли распорядился привлечь его вместе с пятью другими судами к экспедиции против испанцев, высадившихся на северном побережье Ямайки, в Рио-Нуэво. В июле 1658 года, узнав от пленных испанцев, что в Пуэрто-Бельо стоит под погрузкой «серебряный флот», Дойли отправил пять фрегатов крейсировать между Пуэрто-Бельо и Картахеной. Погрузка сокровищ на 15 галеонов и 14 торговых судов была закончена лишь 20 октября, но атаковать их было некому, так как в то время вблизи оставались крейсировать только два английских фрегата — «Гектор» и «Мэрстон Мур». Последние дерзко прошли сквозь строй испанских кораблей, после чего ушли к берегам Венесуэлы. Там Мингс разорил порт Толу; затем, захватив два испанских судна, он разграбил город Санта-Марту в Новой Гранаде и в декабре вернулся на Ямайку. В начале 1659 года Мингс с тремя фрегатами — «Мэрстон Мур», «Гектор» и «Кагуэй» — и 300 солдатами на борту вновь появился у побережья Венесуэлы. Ограбив город Куману, он пошел в западном направлении и высадил десанты в Пуэрто-Кабельо и Коро. В Коро англичане, преследуя убегавших жителей, захватили сказочный трофей — 22 ящика королевских сокровищ (каждый вмещал по 400 фунтов серебра), драгоценные камни и какао. 23 апреля (3 мая по новому стилю) эскадра Мингса вернулась в Кагуэй. Вся добыча была оценена в 500 тысяч пиастров или 200-300 тысяч фунтов стерлингов. Губернатор Дойли был крайне недоволен тем, что Мингс и его офицеры, ссылаясь на обычай, разрешили своим людям обчистить испанский приз стоимостью 12 тысяч пиастров и забрать серебро из ящиков, взятых в Коро. За неподчинение приказам и утаивание добычи губернатор отстранил капитана Мингса от должности и в начале июня 1659 года отправил его в Англию на «Мэрстон Муре». Капитан Уильям Дейлисон в письме от 23 января 1660 года обозвал Мингса «спесивым и тщеславным дураком, мошенником, обманывающим государство и грабящим купцов». Когда Мингс прибыл в Англию, он выдвинул контр-обвинения против Дойли, секретаря Бароу и вице-адмирала Гудзона, заявив, что они присвоили себе больше призовых денег, чем им полагалось. 2 августа 1661 года правительство Реставрации назначило новым губернатором Ямайки лорда Виндзора. Кристофер Мингс должен был доставить его в Вест-Индию на борту нового 46-пушечного фрегата «Центурион», экипаж которого насчитывал 146 человек. Данные Виндзору инструкции обязывали его наладить торговые связи с испанскими владениями в Вест-Индии, а в случае отказа испанских властей торговать «по-хорошему», применить силу. 20 августа 1662 года Совет Ямайки решил, что «следует предпринять попытку наладить торговлю силой». Был разработан план нападения на город Сантьяго-де-Куба. Командование экспедицией доверили коммодору Мингсу. 12 сентября Совет Ямайки издал постановление, «чтобы люди поступали на военную службу на „Центурион" и другие суда для морского похода». Экспедиция насчитывала 11 кораблей с 1300 людьми на борту; заместителями Мингса были утверждены капитан Томас Морган, командовавший волонтерами, и капитан Адриан ван Димен, командовавший флибустьерами Ямайки и Тортуги. Сохранился список шести флибустьерских капитанов, которым лорд Виндзор выдал каперские свидетельства против испанцев 18 (28) сентября 1662 года, т. е. незадолго до отплытия флотилии Мингса к берегам Кубы. Этими капитанами были Джордж Бримакэйн (судно «Fortune»), Якоб Факман, Роберт Сирл (судно «Байем»), Джон Булл (судно «Джон энд Мэри»), Джон Пёрдью (судно «Пёрдью») и Авраам (Адриан) Митчелл (судно «Blessing»). Можно предположить, что все они участвовали в набеге на Сантьяго-де-Кубу (судно «Кагуэй»). 20 сентября лорд Виндзор подписал инструкции, уполномочившие Мингса «отплыть с находящимся под вашим началом фрегатом „Гриффит" и иными частными военными фрегатами к соседнему побережью владений короля Испании; и там вам надлежит брать, овладевать и неожиданно захватывать или как-то иначе уничтожать все или какие-либо корабли и суда короля Испании или его подданных». Кроме того, Мингсу разрешалось нападать на испанские крепости и города, «одолевать, захватывать и разрушать их силой или иным способом, в результате чего, возможно, другие места во владениях короля Испании можно будет легче склонить к установлению торговли с подданными его величества». 21 сентября флотилия Мингса покинула Порт-Ройял. 5 октября флибустьеры подошли к Сантьяго-де-Кубе и высадили десант на окраине города. На следующее утро они атаковали испанские позиции на холме Санта-Ана. Губернатор города дон Педро де Моралес лично возглавил отряд из двухсот солдат; еще пятьсот человек находились в резерве под командованием дона Кристобаля де Саси, бывшего испанского губернатора Ямайки. Однако англичане, действовавшие в союзе с французскими пиратами, легко сломили сопротивление плохо вооруженных защитников города. Их корабли обстреляли форты у входа в бухту и принудили солдат гарнизона спасаться бегством. В фортах было захвачено 34 пушки и 1000 бочек пороха. Часть медных пушек корсары перетащили на свои корабли, а прочие сбросили с бастионов в море. Грабеж города продолжался до 19 октября. Взорвав испанскую крепость и прилегавшие к ней дома, налетчики покинули Сантьяго-де-Куба. Материальные потери испанцев составили 1 миллион фунтов стерлингов. Помимо серебра, вина, 200 ящиков сахара и табака, люди Мингса захватили 7 испанских судов. 21 октября в Порт-Ройял прибыла барка с известием об успешном грабеже Сантьяго-де-Куба, а на следующий день туда вернулась вся флотилия. Лорд Виндзор, получив свою долю добычи, тут же отбыл в Англию; управление Ямайкой перешло к вице-губернатору Чарлзу Литтлтону. Последний привел Кристофера Мингса к присяге в качестве члена Совета Ямайки. 11 декабря Совет Ямайки принял решение об организации нового предприятия против испанцев. 9 и 10 января 1663 года от 1500 до 1600 солдат и флибустьеров были посажены на борт 12 кораблей и через два дня отплыли под командованием Мингса в сторону Мексиканского залива. Среди участников похода находились известные в то время флибустьерские капитаны — сэр Томас Уэтстон, Авраам (Адриан) Митчелл, Ричард Гай, Уильям Джеймс, Адриан ван Димен Сварт, Минхеер Янсзоон, Эдвардт Мансфельдт, Давид Маартен, Джон Моррис, Джон Пёрдью и, возможно, Ян Харменсзоон, Якоб Факман, Джон Булл, Джордж Бримекэн, Роберт Джордан и Роберт Сирл. Утром 9 (19) февраля они подошли к Сан-Франсиско-де-Кампече, высадились в полутора лигах от города и, приблизившись к окраине, бросились на штурм бастионов. К 10 часам утра город и все укрепления, кроме крепости Санта-Крус, были в руках корсаров. Форты они частично разрушили, часть города сожгли, 14 кораблей, стоявших на рейде, взяли в качестве призов. Добыча оценивалась в 150 тысяч песо, а общий ущерб, нанесенный испанской казне, составил 500 тысяч песо. В апреле 1663 года экспедиция вернулась на Ямайку, где ее встретили с триумфом. В том же году Мингс был отозван в Англию. Хотя официальный Лондон (в угоду испанскому послу) осудил грабеж Сантьяго-де-Куба и Кампече, против Мингса не было выдвинуто никаких обвинений. Более того, в 1664 году его назначили вице-адмиралом белой эскадры королевского флота, находившейся под командованием принца Руперта. В этом звании, в разгар второй англо-голландской «торговой войны» (1665-1667), он принял участие в Лоустофтском сражении против флота республики Соединенных провинций, после которого король возвел его в рыцари. В следующем году сэр Кристофер Мингс стал вице-адмиралом голубой эскадры, которой командовал граф Сэндвич. В июне 1666 года, во время морского сражения с голландцами у Даунса (называемого также сражением Четырех дней), в котором он участвовал в качестве командира флагманского корабля «Виктори», Мингс был ранен в ногу и от этой раны спустя несколько дней умер. источник

 
 

Метки:

1721 — На пиратском корабле под командованием капитана Робертса находясь у берегов Сьерра-Леоне, узнали о том, что два корабля королевского флота — «Своллоу» и «Веймут» — ушли оттуда в крейсерство в конце апреля, предполагая вернуться назад к Рождеству, что позволило пиратам безнаказно грабить проходящие тем районом суда. В августе, направляясь из Сьерра-Леоне в Гвинейский залив, пираты в районе Пойнт-Сестос (совр. Ривер-Сесс в Либерии) взяли на абордаж два больших корабля. Одним из них был английский фрегат «Онслоу», принадлежавший Королевской Африканской компании; он имел на борту ценный груз на сумму 9 тысяч фунтов стерлингов и солдат, которые должны были служить в гарнизоне крепости Корсо-Касл (совр. Кейп-Кост). Многие солдаты пожелали добровольно присоединиться к пиратам. Робертс переименовал «Онслоу» в «Ройял форчун», сделав его своим очередным флагманом. источник
 

Метки:

1770 — Корабль "Эндевер" капитана Кука снят с рифа, на который он наскочил накануне в проливе между Большим Барьерным рифом и берегом Австралии. Для того, чтобы снять застрявшее судно, его пришлось полностью разгрузить.
 

Метки:

1772 — Погиб лейтенант Н. Марион-Дюфрен. Осенью 1771 года два корабля под его командой вышли от острова Маврикий на поиски Южной земли и открытия новых земель в Океании. Обнаружив 6 неизвестных островов в Индийском океане, парусники отправились к Тасмании, от неё - в Новую Зеландию в надежде пополнить запасы древесины для ремонта мачт. Бросили якоря в одной из бухт Северного острова. Отношения с туземцами были дружественными.Марионн даже приказал подчинённым, отправлявшимся на берег не брать с собой оружия. Это оказалось ошибкой. Усыпив бдительность пришельцев, аборигены набросились на экипаж одного из баркасов, посланного за водой, убили 16 человек, в том числе и Марион-Дюфрена. Трупы их съели. Французы, конечно, отмстили за смертьтоварищей, но экспедиция было прервана.
 

Метки:

1797 — Английского форта Пизанна на берегу реки Гамбия достиг купеческий карарван, в составе которого домой добирался Мунго Парк, английский путешественник, исследовавший берега Гамбии и внутренние части Западной Африки
 

Метки:

1878 — Родился Джеймс Оливер Кервуд - американский писатель ("Грзли", "Долина безмолвных великанов", "Казан", "Чёрный охотник" и др). Умер 13 августа 1927 года
 

Метки:

1881 — "Жанетта", американская яхта под командой капитана Де Лонга, после двух лет дрейфа по Северному Ледовитому океану, во время которого были открыты острова Жаннетты, Генриетты и Беннета (объединяются ныне в архипелаг Де Лонга), раздавлена льдами. Команда успела перенести на льды припасы и инструменты. Американцы находились в 800 км. к северо-востоку от устья Лены.
 

Метки:

1881 — Нью-Йорк покинул пароход «Протеус», пассажирами которой были участники американской экспедиции на Канадский Арктический архипелаг под руководством лейтенанта Адольфа Вашингтона Грили. Целью было создание метеорологической станции на севере Канадского Арктического архипелага, проведение метеорологических, астрономических и магнитных наблюдений, геологических и геодезических работ. Экспедиция планировалась на два года. В её составе насчитывалось 25 человек
 

Метки:

1899 — Из Христиании (Осло) на китобойном судне «Стелла Поларе», которое дооборудовали на верфях Колина Арчера, к Северному полюсу отправилась экспедиция Луиджи Амедео Абруцци. В состав экспедиции входило 20 человек, итальянцев и норвежцев. При организации ее за основу был взят опыт Ф. Нансена, к которому Абруцци относился с глубочайшим уважением. В качестве базы экспедиции выбрали Землю Петермана к северу от архипелага ЗФИ, от которой предполагали на собаках пытаться достичь полюса (подробности экспедиции описаны в биографии Абруцци см. 29 января 1873 года).
 

Метки:

1902 — (25 н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "Вчера вечером в море разразился сильный шквал. Шедший из Ораниенбаума пароход "Луч" принужден был испытать все последствия шторма. Пароход, переполненный публикой, положительно заливало водой. На палубе происходила ужасная картина. Пассажиры в бесчувственном состоянии валялись на полу. На пол пути налетевшей сильной волной смыло с парохода одного пассажира. Это был юноша лет 20. ... он утонул."
 

Метки:

1912 — На станции Рузаевка Пензенской области родился И. П. Рубан

Детство и юность провел в Москве, где учился у знаменитых педагогов К.П. Чемко, Д.Н. Кардовского и в мастерской И.Э. Грабаря. В начале войны И.П. Рубан служил в ополчении Ленинградского района Москвы. После окончания Московского художественного института в 1942 году Игорь Павлович принят в члены Союза художников. В 1944 году И.П. Рубан творчество художника пополнилось арктической тематикой. Начало активной экспедиционной деятельности, включая сухопутные, прибрежные, морские и ледокольные (1946, 1952 гг.) маршруты. После экспедиции на острова Карского и Баренцева морей в 1954 г. И.П. Рубан принимает участие в дрейфе станции "Северный полюс СП-4", отчетом о работе на которой явилась организованная в Москве персональная выставка под названием "40 дней на полюсе" В 1955 году повторное посещение станции "СП-4" на втором годе ее дрейфа. После этой экспедиции Игорь Петрович проводит в Москве и в Мурманске первую юбилейную персональная выставка "10 лет в Арктике". В этом же году И.П. Рубан удостоен звания "Почетный полярник". В 1956-1957 гг. Игорь Павлович принимает участие во Второй континентальной антарктической экспедиции, зимует в обсерватории Мирный и работает на внутриконтинентальных станциях. Здесь Илья Петрович стал достойным продолжателем дела П. Михайлова, художника Первой русской антарктической экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Картины И.П. Рубана, такие как "В глубь Антарктиды" и другие, явились заметным вкладом в эстетическое освоение ледяного континента. В период с 1964 по 1968 гг. И.П. Рубан регулярно работает во льдах Северного Ледовитого океана, входя в состав зимовщиков на дрейфующих станциях СП-13", "СП-14", "СП-15", "СП-17". В 1979 году И.П. Рубан становится Почетным гражданином арктического поселка Тикси. Игорь Петрович является автором многих публикаций, его художественные произведения хранятся в более чем 30 художественных и краеведческих музеях страны и за рубежом, в том числе в Государственном Русском музее и в ВМО "Государственная Третьяковская галерея". По инициативе И.П. Рубана основаны народные художественные музеи в Тикси, Подтесове и Холмске. источник

  - художник и путешественник. Умер в 1996 году.
 

Метки:

1958 — Подводная лодка "Наутилус" под командой капитана Андерсона, которой предстояло подо льдом пройти из Тихого океана в Атлантический через Северный полюс, вошла в Берингов пролив. Проход очень узок, неглубок, загроможден льдами, но дно его выглядит плоским и покрыто большим количеством ила. Ил образуется при таянии дрейфующих льдов, несущих много земли.
 

Метки:

1979 — Американский велосипедист и дельтапланерист Брайен Аллен перелетел через Ла-Манш на мускулолете — летательном аппарате, у которого и взлетный разгон, и дальнейшая работа воздушного винта обеспечивались мускульной силой ног пилота, вращающего педали типа велосипедных. Мускулолет «Госсамер Альбатрос», построенный американским инженером Полом Маккриди, при довольно сильном встречном ветре преодолел расстояние в 35 820 м за 2 часа 49 минут.
 

Метки: