Календарь на 7-е июня

1494 — Между Португалией и Испанией заключён Тордесильясский договор, по которому мир делится на сферы влияния испанскую и португальскую. Линия раздела была проведена в 370 лигах западнее о-вов Зеленого Мыса. В договоре не указано, от какого острова следует считать 370 лиг и в каких лигах производить расчет; можно предполагать, что речь идет о морской лиге (около 6 км). По мнению многих историков, Португалия и Кастилия ставили перед собой ясную цель — действительно разделить между собой земной шар, несмотря на то, что в папской булле 1493 г. и в договоре 1494 г. указывалась только одна, атлантическая, демаркационная линия. Но уже в 1495 г. высказывалось противоположное мнение: линия устанавливается лишь для того, чтобы кастильские суда имели право совершать открытия в западном направлении, а португальские - в восточном от “папского меридиана”. Иными словами, целью демаркации было не разделить земной шар, а лишь указать соперничающим морским державам различные пути открытий новых земель.
 

Метки:

1498 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "капитан отправил царю известие о том, что, хотя тот послал его прямо на корабли, такие-то люди задержали его по дороге на сутки. Что он, как было приказано, выгрузил товары, но мавры пришли только за тем, чтобы сбить на них цену. Что по этим причинам он предвидит, что царь не оценит его товаров. Зато к услугам царя он сам и его корабли. Царь сразу же ответил, что те, кто так поступил – плохие христиане, и он их накажет. В то же время царь прислал семь или восемь купцов, чтобы они оценили товары и, если захотят, приобрели бы их. Еще он прислал человека, который должен был исполнять должность управляющего и имел полномочия убить всякого мавра, который сюда придет. Царские купцы пробыли 8 дней, но ничего не купили, а только сбивали цены. Мавры больше не приходили в дом, где хранились товары, но они больше не выказывали расположения к нам, и когда кто-нибудь из нас высаживался на берег, они сплевывали и говорили: «Португалец! Португалец!» На самом деле они с самого начала только и искали случая, чтобы схватить и убить нас. Когда капитан понял, что товары здесь не купят, он попросил у царя разрешения отвезти их в Каликут. Царь сразу же приказал вали отрядить множество людей, чтобы они перевезли все в Каликут за его счет, поскольку ничто, принадлежащее королю Португалии, не должно в его стране облагаться податями. Все это было сделано, но привело к печальным для нас последствиям, потому что царю доложили, будто мы воры и промышляем воровством. Тем не менее, царский приказ был исполнен".
 

Метки:

1522 — Единственный оставшийся от флотилии Ф. Магеллана корабль "Виктория", под командой Эль-Кано идущий на родину вдоль берегов Африки, добрался до экватора
 

Метки:

1576 — (или 8 июня) Англию покинула экспедиция М. Фробишера с целью отыскания Северо-Западного прохода в Тихий океан. В состав экспедиции входили 20-тонный барк «Гэбриэль», 25-тонный барк «Майкл» и 10-тонная пинасса.
 

Метки:

1585 — Ради того, чтобы открыть Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан из Дартмута отправился в своё первое путешествие на Север Джон Дейвис
 

Метки:

1692 — Землетрясение, произошедшее в городе Порт-Ройял (Ямайка) ровно в 11:43 в соответствии с остановившимися часами, найденными на дне бухты. Бо?льшая часть города, известного как «сокровищница Вест-Индии» и «одно из самых безнравственных мест на Земле», была затоплена морем. Около 2 тысяч человек погибло в результате землетрясения и цунами, ещё примерно 3 тысячи — от травм и распространившихся болезней
 

Метки:

1765 — Корабли кругосветной экспедиции Джона Байрона корвет “Дофин” и шлюп “Томар” прошли через архипелаг Туамоту
 

Метки:

1767 — Моряками корвета "Дофин" капитана Уосллиса во время кругосветного плавания открыт остров Корлевы Шарлотты, относящийся к архипелагу Туамоту.
 

Метки:

1773 — Второе путешествие капитана Кука. Он начал обследование "белого пятна" на картах того времени - полосу океана между 39 и 47 градусами ю.ш. к востоку от Новой Зеландии до 133 градуса 30 минут в.д. Новых земель обнаружено не было. Даже остров Питкерн, якобы находившийся в том районе, не нашёлся.
 

Метки:

1832 — Началась экспедиция Скулкрафта в поисках истоков Миссисипи. Она насчитывала 30 человек - солдаты, офицер-гидрограф, врач, геолог, переводчик, миссионер. Путешественники двигались по берегу реки против её течения. В каких-то местах шли пешком, в иных плыли на пирогах, там, где река была слишком извилиста, проводники-индейцы только им известными тропами сокращали путь. Преодолев множество мелких озёр, небольших речек, впадающих в Миссисипи, американцы вышли к месту её разветвления. По восточной ветви добрались до озера Итака или Лабиш (озеро Лани). Оказалось, что оно и есть начало великой реки. Причём выходит из него Миссисипи двумя потоками. Назад Скулкрафт отправился по западному. Впрочем, слухи что озеро Лани является истоком Миссисипи ходили давно. Видимо, ранее на нём побывали неизвестные торговцы пушниной, канадские трапперы. Но слухи слухами, а Скулкрафт доказал наверное
 

Метки:

1840 — Гонконг объявлен свободным портом, в котором торговцы не будут обкладываться налогами. Вскоре состоялась продажа прав пользования земельными участками, на которых развернулось бурное строительство (см. 26 января 1840 года).
 

Метки:

1868 — Итальянский порт Мессина покинул почтово-пассажирский пароход «Корнилов» и в шторм пропал без вести. Был построен по заказу «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ) в 1864 году на судоверфи «J.D'A.Samuda» в Лондоне. Приписан к порту Одессы. Ходил между российскими портами Черного, Азовского морей и портами Англии, Франции, Бельгии.
 

Метки:

1879 — Из Одессы на Сахалин вышел пароход "Нижний Новгород", переоборудованный в Марселе под тюремное судно. Он вёз 569 ссыльнокаторжных в сопровождении конвоя. Это был первый рейс корабля Добровольного флота на Дальний Восток.
 

Метки:

1879 — Родился Киуд Йохан Виктор Расмуссен

Родился в г. Якобсхавн, в Гренландии. Мать его была эскимоской, поэтому Расмуссен в совершенстве владел эскимосским языком, знал жизнь и быт аборигенов ледяного острова. С начала 1900-х годов Расмуссен был участником и организатором экспедиций по Гренландии, в ходе которых собирал доказательства в поддержку теории, согласно которой иннуиты и североамериканские индейцы ведут происхождение от азиатских племен, мигрировавших в Америку в доисторическое время. В 1902—04 гг. он участвовал в экспедиции Милиуса-Эрихсена к северо-западному побережью Гренландии. В 1905 г. исследовал возможность разведения оленей в западной части острова. В 1906—08 гг. Расмуссен зимовал среди полярных эскимосов Северо-Западной Гренландии, изучая их образ жизни. В 1910 г. исследователь заложил постоянную станцию в Туле, на северо-западе Гренландии, ставшую базой для его последующих, так называемых тулесских экспедиций и торговой факторией для местного населения, продававшего там свою охотничью продукцию и покупавшего европейские товары. Из Туле Расмуссен осуществил в 1912—33 гг. семь исследовательских экспедиций в северную и восточную части острова, в ходе которых изучал побережье Гренландии, антропологию, язык и быт эскимосов. Во время пятой экспедиции в 1921—24 гг. Расмуссен осуществил самое длинное из официально зарегистрированных путешествий на санях с собачьей упряжкой — из Гренландии к Беринговому проливу, с целью изучения каждого племени эскимосов в этом огромном регионе. В сентябре 1921 г. он вышел из Туле и двинулся по маршруту Упернавик — Баффинова Земля — залив Бутия — залив Репалс. После исследований в Северной Канаде Расмуссен в начале марта 1923 г. отправился на запад и в мае 1924 г. достиг полуострова Барроу, затем прошел до поселков Коцебу и Ном на западном побережье Аляски. В ходе экспедиции исследователь изучал жизнь, мифологию, фольклор и миграционные маршруты эскимосов. На основе собранных материалов он написал книгу «Через Арктическую Америку» (1927). В своих последующих экспедициях из Туле Расмуссен осуществил картографические, этнографические и археологические исследования в Юго-Восточной Гренландии. Путешественник опубликовал ценные этнографические материалы об эскимосах, оставил богатое литературное наследие. Умер Расмуссен в Копенгагене, в Дании. источник

 - датский полярный исследователь, путешественник и этнограф. Умер 21 декабря 1933 года.
 

Метки:

1882 — у мыса Гвардафуй (северо-восточная оконечность Африки) разбился на камнях и потерпел кораблекрушение пароход «Москва», шедший с грузом чая в Одессу из Дальнего Востока. Первая потеря Доброволного флота
 

Метки:

1890 — Родился Рисер-Ларсен Яльмар - норвежский полярный исследователь, путешественник, военный летчик. В 1925 году участвовал в полете Р.Амундсена и Л.Элсуорта к Северному полюсу. В 1926 пилотировал дирижабль «Норвегия», на котором экспедиция Амундсена—Элсуорта—Нобиле совершила первый трансарктический перелет на аппарате легче воздуха: следуя через полюс, впервые пересекла Северный Ледовитый океан. В 1929—30 годах руководил антарктической экспедицией на промысловом судне «Норвегия». Вместе с летчиком Лютцов-Хольмом на гидроплане произвел аэросъемку Земли Эндерби в Восточной Антрактиде, открыл Берег Принца Улафа, исследовал Берег Принцессы Марты (западная часть побережья Земли Королевы Мод в Восточной Антарктиде, между 20° з.д. и 5° в.д.), целиком опоясанный шельфовым ледником. В 1930—31 годах осуществил вторую антарктическую экспедицию на судне «Норвегия», во время которой совершил плавание вокруг всего континента. В ходе рекогносцировочных полетов к югу в феврале 1931 года открыл Берег Принцессы Рагнхилль в Восточной Антарктиде. Именем Рисер-Ларсена названы шельфовый ледник и полуостров в Антарктиде, окраинное море Индийского океана в Антарктике. Умер в 1965 году.
 

Метки:

1897 — Шлюп "Спрей" американца Джошуа Слокама, идущего в одиночку вокруг света, остановился на очень гостеприимной якорной стоянке на траверзе плавучего маяка Клэрмонт. Если не считать остановок в портах Денисон и Эндевор-Ри-вер, это была единственная ночная стоянка на всем пути вдоль Большого Барьерного Рифа.
 

Метки:

1903 — Близ Марселя французский пассажирский пароход «Ливан» из Марселя в Бастию, имея на борту 240 пассажиров и команду, вскоре после полудня в 3 кабельтовых от берега, столкнулся с пароходом «Инсулэйр», принадлежавшим той же судоходной компании, и стал тонуть. При погружении на нем взорвались паровые котлы, судно легло на дно через 6 минут. В кораблекрушении погибло 150 человек. (Л. Скрябин "Тайны морских катастроф").
 

Метки: