Календарь на 2-е апреля

1498 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в ?ндию вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "(в этот день) мы увидали другие острова в пяти лигах от берега (это были острова возле Кабу-Делгаду, которые на картах доктора Ами и Канерио названы ?льяш-даш-Кабераш (Кабрас?). Ни один из них не отстоит от берега дальше чем на 9 миль)"
 

Метки:

1502 — Вторая экспедиция Васко да Гамы в ?ндию (см. 10 февраля 1502 года) пересекла экватор. Дневник неизвестного автора о второй экспедиции Васко да Гамы в ?ндию. Опубликован в Антверпене около 1504 года: "Солнце стояло над нашими головами так, что мы не видели ни теней, ни каких-либо знаков в небе до 2 дня апреля. В этом море мы видели рыб, летающих вместе с птицами на расстояние полета стрелы. Размером они были с макрель, селедку или сардину. А пройдя по курсу по меньшей мере 300 миль, мы видели черных чаек с белыми шейками. ?х хвосты были как у лебедей, а сами они размером были чуть больше голубя. Они хватали летающих рыб в полете"
 

Метки:

1513 — ?спанская флотилия из трёх кораблей в поисках земли Бимини, где бьет источник вечной молодости (см. 3 марта), большую землю. Хуан Понсе де Леон - вдохновитель плавания - окрестил ее Флорида («Цветущая»), так как она вдвойне заслужила это название: берега были одеты великолепной субтропической растительностью и открыл он ее в праздник «цветущей» пасхи. Но на карте, составленной Аламиносом - кормчим экспедиции, ей дано и другое, «языческое» имя — Бимини. Аламинос полагал, что экспедиция находится у 30° с. ш. По расчетам же моряков-историков открытий нашего времени, Понсе достиг побережья у 29° с. ш. Суда вошли в маленький залив близ нынешнего Дейтона-бич.
 

Метки:

1520 — Во флотилии Магеллана, идущей Западным путём к островам Пряностей и зимующей в бухте Сан-Хулиан на патагонском побережье (49 градус 39 мин. южной широты). Подробнее

"Предвидя продолжительность зимовки и не надеясь пополнить съестные припасы в этой суровой стране, Магеллан приказал эко­номить провизию и установить для людей строгий рацион. Необ­ходимо было дотянуть до весны, не подвергая экипаж большим лишениям, чтобы потом добраться до более плодородных мест. Но эта мера усилила недовольство матросов, и несколько офицеров, стоявших на стороне Хуана де Картахены, решили вызвать воз­мущение. «Зима,—говорили подстрекатели, — будет суровой и продол­жительной; эта пустынная земля тянется к югу до самого полюса, и нет никакой надежды отыскать пролив, ведущий в Южное море; люди не вынесут предстоящих лишений, и эта бесполезная затея обрекает на гибель всех участников экспедиции; пора уже отказаться от безнадежных поисков пролива и, пока не поздно, вернуться в ?спанию. Если же Магеллан будет упорствовать, надо заставить его силой подчиниться требованию большинства!» Магеллан, твердо решив или умереть, или довести пред­приятие до благополучного конца, собрал на берегу всех офицеров и матросов и обратился к ним с речью. «Я не могу вернуться и не вернусь! — заявил он. — Сам ко­роль определил маршрут нашей экспедиции, и ни под каким пред­логом я не соглашусь его изменить. Я поведу корабли дальше на юг, пока не достигну конца этой земли или не встречу какого-ни­будь пролива. Что же касается продовольствия, то людям не на что жаловаться: если рацион их не удовлетворяет, они могут вос­полнить недостающее охотой или рыбной ловлей. Ни в хлебе, ни в вине у нас не будет недостатка, если только мы не допустим излишеств. Лучше испытать самые тяжкие лишения, чем с по­зором вернуться в ?спанию. С этим согласятся все, в ком жив еще доблестный дух кастильцев!» Магеллан надеялся, что его непоколебимое решение, выражен­ное в столь категорической форме, заставит недовольных замол­чать и вернет ему расположение всего экипажа. Но он жестоко ошибся. Некоторые капитаны, и прежде всего арестованный Хуан де Картахена, были заинтересованы в том, чтобы поднять на ко­раблях мятеж. Бунтовщики начали с того, что пробудили в испанцах их застарелую ненависть к португальцам. «Так как капитан-гене­рал — выходец из Португалии, то он не может быть искреннее предан кастильскому знамени, — говорили зачинщики мятежа. — Тайный умысел Магеллана — вернуться в Португалию, загладив свою вину перед королем Мануэлем. А потому этот португалец и поставил себе целью погубить всю испанскую флотилию! Вместо того, чтобы вести корабли к Молуккским островам, он хочет увлечь флотилию в страны вечного льда, в царство снега и холода, чтобы там отделаться от своих спутников-испанцев, а потом захватить корабли и вернуться с ними к себе на родину». Сторонники Картахены усиленно распространяли среди матро­сов тревожные слухи, подготовляя тем самым почву для мятежа. 1 апреля 1520 года, в первый день пасхи, Магеллан при­гласил к себе на обед всех офицеров флотилии. На флагманский корабль явились двоюродный брат Магеллана Альваро де Ме-скита, Антонио де Кока и еще два — три офицера. Гаспар де Ке-сада, капитан «Консепсиона», и Луис де Мендоса, капитан «Виктории», демонстративно пренебрегли приглашением. Обед прошел в тягостном молчании. В ту же ночь Гаспар де Кесада, самовольно освободив заклю­ченного на его корабле Хуана де Картахену, явился с тридцатью вооруженными людьми на корабль «Сан-Антонио» и потребовал выдачи капитана Альваро де Мескита. Когда штурман «Сан-Антонио» Хуан де Эллорьяга попытался выступить на его за­щиту, Кесадо воскликнул: «Разве мы откажемся от исполнения нашего долга по милости этого сумасшедшего?» — и нанес штур­ману четыре удара в руку обнаженным кинжалом. Альваро де Мескита был арестован, и бунтовщики, овладев кораблем «Сан-Антонио», разделились на две группы и отправи­лись на «Консепсион» и «Викторию». Вскоре Картахена, Кесада и Мендоса овладели почти без всякого сопротивления тремя кораблями — «Сан-Антонио», «Консепсион» и «Викторией». Несмотря на явный перевес в силах, бунтовщики не осмели­лись открыто напасть на Магеллана, в распоряжении которого оставались еще два корабля — «Тринидад» и «Сант-Яго», и послали ему условия перемирия. Магеллан ответил, что он пригла­шает к себе трех капитанов для переговоров на флагманский ко­рабль. Но мятежники, опасаясь подвоха, наотрез отказались от этой встречи. Тогда Магеллан решил проявить одновременно и силу и хитрость. Он приказал захватить шлюпку, привезшую ему ответ, и, выбрав из своего экипажа шесть самых благонадежных и решительных человек, отправил их под начальством Гонсало Го-меса де Эспиносы на корабль «Виктория». В то время как Мен-доса читал с насмешливой улыбкой письмо Магеллана, Эспиноса вонзил бунтовщику кинжал в горло, а стоявший рядом матрос ударил его кортиком по голове. Пока все это происходило в капи­танской каюте, к «Виктории» подошла еще одна шлюпка с пятнадцатью вооруженными матросами во главе с Дуарти Барбозой, которому уже без большого труда удалось овладеть «Викторией» и подвесги ее к флагманскому кораблю. Таким образом, замыслам противника был нанесен первый удар. Пораженные энергией и решительностью Магеллана, Хуан де Картахена и его товарищи решили тайно отплыть в ?спанию. Но корабли Магеллана, выстроившиеся у входа в гавань, отрезали им путь к отступлению. Попытка прорваться под покровом ночи оказалась безуспешной, и вскоре Хуан де Картахена и Гаспар де Кесада были доставлены в кандалах на флагманский корабль. Ведение суда Магеллан поручил альгуасилу (главному судье) эскадры Гонсало Гомесу де Эспиносе. Судья приговорил к смерти более сорока человек. Тело убитого Мендосы было перевезено на берег и четвертовано. Затем был обезглавлен и четвертован Гас-пар де Кесада. В роли палача, ради спасения собственной жизни, согласился выступить приверженец и слуга Кесады, Луис де Мо-лино. Высокое положение Хуана де Картахены, которого сам король назначил инспектором флота, избавило его от казни. Ма­геллан распорядился высадить его на берег вместе с мятежным капелланом Педро Санчесом де ла Рейна. ?згнанники отправи­лись в глубь страны, и больше их никогда не видели. ,08 Сорок матросов, приговоренных к казни, были прощены, так как Ма­геллан нуждался в экипаже. Решительными мерами ему удалось ликвидировать мятеж, который едва не привел к краху всю экспедицию". Жюль Верн

 
 

Метки:

1696 — В Воронеже на воду спущена галера «Принципиум», один из первых кораблей Петровского флота. построена по голландскому образцу. Длина — 38, ширина — 6 метров, высота от киля до палубы — около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа — до 170 человек. ?мела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра Первого. 27 мая галера в составе флота впервые вышла в Азовское море, а в июне участвовала в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.
 

Метки:

1701 — С пустынного острова Вознесения в Атлантическом океане случайным английским кораблём снят экипаж корабля "Робак", потерпевшего кораблекрушение 22 февраля. Командовал "Робаком" У. Дампир - пират и учёный, совершивший путешествие к Австралии. О путешествии в Новую Голландию Дампир впоследствии издал книгу.
 

Метки:

1752 — Родился Карл ?ванович Габлиц - учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник, государственный деятель, 1776 года член-корреспондент, с 1796 года - почётный член Петербургской академии наук, сенатор, президент мануфактур-коллегии, один из первых исследователей Крыма. Умер 9 октября 1821 года.
 

Метки:

1768 — Бугенвиль на корабле "Будёз" увидел высокую крутую гору, которой дали название пика Будэз. То был остров Макатео, ранее названный Киросом Десана (острова Общества).
 

Метки:

1783 — В Кейптaун из странствий по нехоженным районам Южной Африки вернулся Ф. Левайян. Он был орнитологом и целью путешествий имел изучение неизвестных Европе видов птиц. ?нтересно, что на пути к мысу Доброй Надежды судно, на котором учёный плыл в Африку, потерпело крушение, и всё, чем он остался обладателем, состояло из костюма, ружья и десяти дукатов. Но, будучи парнем ловким, сильным, метким стрелком, владеющим искусством выделывать шкуры животных и чучела птиц, Франсуа сумел не только восполнить потери, но свести дружбу с богатыми колонистами и коллекционерами Капской провинции, один из которых даже решился финансировать его предприятие. Полтора года находился он в пути. Проехал Готтентотскую Голландию, страну, населённую племенем Хуани, "людьми, переполненными мёдом" по-готтентотски. В ней на каждом шагу попадались рои пчёл, а дорога представляла собой сплошной ковёр из цветов. Посетил бухту Моссел-Бей, проник в страну кафров, так назывались племена народности банту, побывал у подножья Снежных гор, в безводных равнинах Карру, на берегах Буйволовой реки. Наблюдал природу в нетронутом виде, жизнь и нравы ещё не испорченных цивилизацией народов, собрал о них множество интереснейших фактов, которые изложил в путевых заметках.
 

Метки:

1828 — Французский путешественник Огюст Кайе, направляющийся по Нигеру в Тимбукту - торговый город на этой реке, столицу Судана, увидел перед собой большое озеро Дебо. Перед путешественником прошли одно за другим рыбацкие селения, где туареги брали дань со всех проплывающих по реке лодок, и, наконец, показалась Кабра, стоящая высоко на берегу над широко разлившейся Джолибои и служащая портом для Тимбукту.
 

Метки:

1859 — Началась сухопутная фаза поисков пропавшей экспедиции Дж. Франклина. С корабля "Фокс", зимующего в проливе Франклина, на встречу неизвестному отправлись три отряда. Первый, возглавляемый руоководителем всей экспедиции Ф. МакКлинтоком, должна была обследовать устье Большой Рыбной реки, группа Хобсона – западное побережье п-ова Бутия, группа Юнга – берег острова Принца-Уэльского и строва Сомерсет. (см. 1 июля 1857 года) и (см. 16 августа 1858 года). Поход был исключительно трудным. «До сих пор температура была низкой, доходя до 30° ниже нуля; по временам дули резкие северные ветры, и светило яркое солнце. Снег ослепительно блестел, и, хотя мы носили цветные стекла, все же большинство из нас сильно страдало от воспаления глаз. Кожа на наших лицах покрылась пузырями, губы и руки растрескались. Кажется, никогда еще никто не был так изуродован соединенным действием яркого солнца и исключительно холодных ветров».
 

Метки:

1908 — Британский эсминец "Тайгер" во время ночных манёвреов на рейде Спитхеда был перерезан пополам бритакнским тяжёлым крейсером "Бервик". В кораблекрушении погиб весь экипаж за исключением 13 человек.
 

Метки:

1909 — Роберт Пири, негр Хенсон и четыре эскимоса – Ута, Эгингва, Сиглу, Укеа отправились в 240-километровый путь к Северному полюсу - цели экспедиции Пири, стартовавшей из Нью-Йорка 6 июля 1908 года на пароходе "Теодор Рузвельт". "„Погода стояла светлая и солнечная, температура не опускалась ниже -25 °C, ветер едва дул. Мы двигались вперед в самых благоприятных условиях с момента нашего выхода к полюсу. Ледовые поля прошлых лет были крепкими и ровными, иногда попадались куски сапфирно-синих вкраплений (прошлогодний лед). Хотя торосистых гряд, образовавшихся при сжатиях льдов, было предостаточно (некоторые достигали 15 метров в высоту), мы преодолевали их без труда – либо проходя через бреши, либо карабкаясь по наносам снега. Солнце, быстрое продвижение вперед, несмотря на торосы, сознание удачно начатого последнего этапа и радость быть впереди пьянили лучше вина. Годы будто свалились с моих плеч, и я чувствовал себя на пятнадцать лет моложе, словно вел свой первый караван по гренландским льдам“ - вспоминал Пири.
 

Метки:

1911 — Английский пароход "Koombuna" разбился на скалах. В кораблекрушении погибло около 200 человек.
 

Метки:

1950 — Открыта советская научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-2» (СП-2). Завершила работу 11 апреля 1951 года.
 

Метки: