Календарь на 9-е февраля

1623 — Голландская экспедиция Яна Карстенса на двух небольших судах «Пера» и «Арнхем», снаряжённая в Батавии (Джакарта) для изучения полосы океана к югу от Явы, примерно до 50° ю. ш., южного берега Новой Гвинеи и акватории к востоку от обнаруженной В. Янсзоном гирлянды островков и «страшных» рифов у западных берегов Австралии, где потерпел крушение английский "Трайэл" (см. 25 мая), оказалась на востоке от меридиана островов Ару (134°30' в. д.), у южного берега Новой Гвинеи, обычно укутанного туманами.
 

Метки:

1651 — Михаил Стадухин и его спутники вышли из зимовья на реке Анадырь на нартах посуху в поисках пути на знаменитую реку Пенжину. Пенжина — река в России, в Камчатском крае. Длина 713 км, площадь бассейна — 73,5 тыс. км?. Средний расход воды достигает 680 м? в секунду. Река берёт начало на Колымском нагорье, в верхнем течении протекает в глубокой долине, затем — по межгорной котловине. Впадает в Пенжинскую губу Охотского моря, славящуюся высокими морскими приливами. Главная особенность реки заключается в том, что во время прилива течение реки поворачивается вспять. Когда вода спадает, Пенжина вновь начинает течь в прежнем направлении.
 

Метки:

1663 — 12 кораблей каперской экспедиции Кристофера Мингса (см. 12 января 1662 года) подошли к Сан-Франсиско-де-Кампече, высадились в полутора лигах от города и, приблизившись к окраине, бросились на штурм бастионов. К 10 часам утра город и все укрепления, кроме крепости Санта-Крус, были в руках корсаров. Форты они частично разрушили, часть города сожгли, 14 кораблей, стоявших на рейде, взяли в качестве призов. Добыча оценивалась в 150 тысяч песо, а общий ущерб, нанесенный испанской казне, составил 500 тысяч песо. В апреле 1663 года экспедиция вернулась на Ямайку, где ее встретили с триумфом.
 

Метки:

1669 — Флот пиратов под командой Генри Моргана захватил порт Маракайбо в Венесуэле, а черех 12 дней селение Гибралтар на другом берегу лагуны.
 

Метки:

1722 — Корабли королевского военно-морского флота «Своллоу» и «Уэймут» под командой Чэлонера Огла, захватившие 5 февраля один из кораблей пирата Робертса, вернулись мысу Лопес. В бухте были замечены два парусника: 40-пушечный флагман Робертса «Ройял форчун» и захваченный пиратами корабль «Нептун» капитана Хилла из Лондона.
 

Метки:

1776 — В Торопце, Псковской губернии родился Петр Иванович Рикорд

Отец его, Жан Батист Рикорд, происходил из благородной итальянской фамилии, служил прежде в австрийской службе, а потом перешел в русскую военную службу; всю свою жизнь он провел в походах, и там, где не было близко католического священника, он крестил своих детей по обряду православной церкви; таким образом и П. И. Рикорд был крещен по православному обряду. В 1787 г., по просьбе отца, в то время армии премьер-майора, П. И. был определен в Mоpской Кадетский Корпус в Кронштадте; в 1792 г. он был произведен в гардемарины и в этом звании сделал две кампании: одну до Готланда, а другую до Копенгагена; 24 апреля 1794 г. Рикорд был выпущен по экзамену мичманом и в 1795 г. был назначен на эскадру, отправленную в Немецкое море, под начальством вице-адмирала Ханыкова, на помощь Англии в действиях ее против революционной Франции. Эскадра эта простояла почти без дела 4 года. Пользуясь этим, Рикорд с разрешения начальства, с некоторыми своими товарищами, живал в Лондоне, где они обыкновенно нанимали скромную квартиру, брали уроки французского и английского языков и совершенствовались в морских науках. В августе 1797 года Рикорд вернулся в Ревель, в следующем году, с июня по август, находился на Кронштадтской брандвахте, в 1798—1810 г. снова плавал в Англию и Голландию и за отличие при высадке в Голландия, в 1799 г., получил орден св. Анны на шпагу, а в продолжение кампании (14 марта 1800 г.) был произведен в лейтенанты. По возвращению в Петербург в августе 1800 г., Рикорд поступил на службу в Морской Корпус, но уже в 1802 г., в числе 12-ти избранных офицеров, был послан на службу в английский флот волонтером, для усовершенствования в морском деле на практике; 19 февраля 1803 года он был назначен на английский фрегат "Amazon", стоявший на Портсмутском рейде, откуда отплыл в Гибралтар. Находясь в свите герцога Кентского, Рикорд посетил берега Африки, осмотрел крепость Сеуту (Цеуту), плавал затем в Лиссабон, крейсировал у Кадикса и участвовал в захвате нескольких испанских судов англичанами. Затем он посетил Мальту, Мадеру, Ямайку, откуда, возвратясь в Портсмут, отправился, осенью 1805 года, в Россию и прибыл в Ревель 9 ноября. В 1806 г., при вторичном отправлении Американской Компанией судна "Нева" (под командой капитана Гагемейстера) в кругосветное плавание, правительством вместе с ним велено было отправить военное судно, которое могло бы на пути служить первому обороной,—главным же образом для открытия и описания северной части Великого океана, а также для транспортировки разных морских снарядов для Охотского порта и для Камчатки. Капитаном этого судна был назначен лейтенант Головнин, а в помощники ему, по выбору самого Головнина, — его друг П. И. Рикорд. 25 июля 1807 года предназначенный для этой экспедиции шлюп "Диана" вышел из Кронштадта и 5 сентября прибыл в Англию. Так как в это время разрыв России с Англией уже не подлежал сомнению, то Головнин исходатайствовал у Британского правительства паспорт на свободное плавание "Дианы" с учеными целями. Несмотря на это, наши моряки, отнесенные от берегов Южной Америки, которую они пытались обогнуть у мыса Горн, жестокими штормами и противными ветрами к мысу Доброй Надежды, по прибытии туда были задержаны англичанами, и только после 18-месячной невольной стоянки им удалось, воспользовавшись крепким ветром и темной ночью, ускользнуть от окружавших их английских судов. 23 сентября 1809 года шлюп, наконец, прибыл в Петропавловскую гавань. Следующие две зимы П. И. Рикорд провел на Камчатке, откуда в мае 1810 года, вместе с Головниным, плавал на "Диане" в Ситхуи в Ново-Архангельск — для описи берегов и для снабжения хлебом колоний Российско-Американской Компании. 26 февраля 1810 г. Рикорд был произведен по линии в капитан-лейтенанты, а 29 июня того же года награжден был орденом св. Владимира 4-й степени. Летом 1811 г. Рикорд вместе с Головниным занимался описанием южных Курильских островов. При этом Головнин, отправившись 11 июля, с небольшой свитой и без оружия, на остров Кунашир, по приглашению японцев, был ими вероломно захвачен в плен, и Рикорду пришлось, как старшему офицеру, принять на себя командование шлюпом. Сделав несколько тщетных попыток освободить товарищей, он отправился в Охотск, а затем решился, не выжидая даже зимнего пути, отправиться в Петербург хлопотать об освобождении Головнина, но уже в Иркутске получил приказание возвратиться в Охотск. Взяв с собой японца Леонзайма, вывезенного насильно в Россию лейтенантом Хвостовым в Россию еще в 1804 г., Рикорд снова немедленно отправился в Охотск, откуда, получив разрешение, отплыл в Кунашир для разузнания о судьбе Головнина. При помощи Леонзайма, с шестью другими японцами, спасенными немного ранее русскими с разбитого корабля, а затем одного из знатных японцев, Рикорд сумел войти в мирные сношения с жителями, предубежденными против нас и озлобленными жестокостями Хвостова и Давыдова, и путем мирных переговоров добился освобождения своего начальника из плена (1 октября 1813 года). В записках Головнина о пребывании его в плену и в дополняющих их записках Рикорда, изданных в 1817 и 1851 г., подробно описываются все эти события. В награду за благоразумные поступки Рикорд был произведен, за отличие по службе, в капитаны 2 ранга (4 июля 1814 года) и получил пожизненный пенсион в 1500 рублей. В 1816 г. Рикорд был награжден орденом св. Георгия 4 класса за выслугу 18 шестимесячных морских кампаний. Около того же времени Рикорд женился на сестре своего друга Л. И. Коростовцевой (см. выше) и вместе с ней снова вернулся в Камчатку, — на этот раз уже администратором, будучи назначен в 1817 г. начальником этого края. Рикорд занялся вверенным ему полуостровом с той энергией и добросовестностью, какими вообще отличалась вся его деятельность; своим честным отношением к делу, неутомимой заботой о благе подвластных ему жителей и особенно тем человеколюбием, которым были проникнуты все его распоряжения, он во многом улучшил положение несчастного края, который под его управлением отдохнул, наконец, от тиранства прежних начальников. Первое время его управление было крайне тяжело. Опустошенный предшественником Рикорда (Петровским) край подвергся в это время новым бедствиям, не зависевшим уже от воли начальства: наводнения 1816 и 1817 г., хронический неулов рыбы и зверя, повальные болезни, пропажа от недостатка рыбы собак и, ко всему этому, затруднительные пути сообщения требовали усиленных забот и тщательной бдительности от начальника, если он не хотел допустить вымереть от голода, нищеты и болезней впавшее в апатию население. Все это заставляло доброго Рикорда быть, по его собственному выражению, не столько "начальником края", сколько "директором Камчатских больниц и богаделен". Помощь голодавшим, устройство лечебниц и организация врачебной помощи населению составляли одну из главных его забот. Открытие школ, постройка церквей, выписка ремесленников для ремесленной школы, улучшение отношений с коряками и чукчами, контроль и урегулирование торговли, охрана береговых вод от грабительства и хищничества китобойных судов, пересмотр раскладки ясачного сбора и последовавшая в связи с этим седьмая перепись, заботы о сельском хозяйстве, распространение между туземцами полезных огородных овощей (в последнем отношении Рикорду много помогала его жена) — такова истинно гуманная деятельность Рикорда, как начальника края, снискавшая ему общую любовь и исключительное доверие жителей, нужды которых он хорошо изучил, еще будучи старшим офицером шлюпа "Диана". За свои человеколюбивые действия в Камчатке Рикорд был награжден, в 1819 г., орденом св. Анны 2-й степени с бриллиантами, а за пятилетнюю там службу — пенсионом в 1400 руб. в год. По возвращению Рикорда из Камчатки он был назначен, в мае 1822 г., командиром 2-го флотского экипажа, а в марте 1825 г. — начальником Кронштадтского порта; 1 января 1826 г. он был произведен в капитан-командоры, а 6 декабря 1827 года—в контр-адмиралы. В 1828 году Рикорд был назначен в эскадру адмирала Сенявина, от которого вскоре отделился, получив назначение начальника эскадры, посланной в Средиземное море, на помощь находившейся там, уже с 1827 г., нашей эскадры под начальством графа Гейдена. В этой кампании Рикорд прославился блокадой Дарданелл, выполненной им с замечательным тактом и весьма успешно, несмотря на присутствие неприятеля и на бурное зимнее время. В награду за блокаду Дарданелл Рикорд получил орден св. Анны 1-й степени. По заключении Адрианопольского мира Рикорд с частью бывшей эскадры графа Гейдена был оставлен в Архипелаге, и ему пришлось принять немаловажное участие в деле восстановления независимости Греции и образования из нее современного самостоятельного государства. Пребывание русской эскадры в водах Архипелага имело целью поддержать вновь учрежденное под покровительством трех союзных держав (России, Англии и Франции) Греческое правительство президента графа И. Каподистрии, препятствовать набегам и грабежам пиратов и охранять торговлю русских купеческих судов в Средиземном море. Кроме того, русскому адмиралу конфиденциально предписывалось быть с графом Каподистрией в постоянных и дружественных сношениях и содействовать президенту Греции во всех случаях, когда будет нужно предохранить страну от грозящей ей опасности. Это обстоятельство дало возможность Каподистрии пользоваться услугами русской эскадры при усмирении оппозиционной правительству партии, так что Рикорду пришлось усмирять восстание идриотов и принять, таким образом, непосредственное участие в борьбе политических партий в современной ему Греции. Впрочем, Рикорд не был слепым орудием в руках президента, с которым он находился в очень дружественных отношениях, — по всему образу его действий в Греции видно, что он неизменно руководился своими принципами, которых он держался с присущей ему честностью и твердостью, хотя бы это и шло вразрез с мнениями и действиями начальников эскадр союзных держав. Так, он и после смерти графа И. Каподистрии продолжал поддерживать русскую партию, руководители которой при так называемом "семичленном правительстве" (сторонниках французской партии) готовы были в ноябре 1832 г. провозгласить его временным президентом до прибытия короля Оттона; это было возможно, потому что еще 4 марта 1832 г. народное собрание выбрало Рикорда почетным гражданином государства Греции; но Рикорд отклонил от себя, по вполне понятным причинам, это предложение. С прибытием в Грецию короля Оттона, пребывание русской эскадры во всем ее составе сделаюсь излишним, и в мае 1833 г. Рикорд, получив повеление о возвращении командуемой им эскадры через Дарданеллы в Черное море, занялся отправкой и зафрахтованием вольнонаемных судов для перевозки казенного имущества в Черное море. В июне все русские военные суда, находившиеся в Архипелаге, за исключением двух, оставленных в Греции, прибыли в Севастополь. 31 августа того же года вице-адмирал Рикорд, за отличие во время командования отрядом в греческих водах, пожалован был кавалером ордена св. Владимира 2-й степени, а 6 декабря того же года был назначен начальником 1-й флотской дивизии и в этом званий ходил в 1835 году из Кронштадта в Данциг и обратно с десантом гвардейского отряда, назначенного в Калиш. 11 апреля 1836 года был назначен членом Адмиралтейств-совета, в тот же день пожалован орденом Белого орла, а в 1841 г. орденом св. Александра Невского. Оставаясь членом Адмиралтейств-совета, он был председателем Комитета по постройке пароходов для Балтийского и потом Каспийского флота. 10 октября 1843 г. П. И. Рикорд был произведен в адмиралы, 6 декабря 1850 г. назначен председателем Морского Ученого Комитета, а в 1853 году получил бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского. В кампанию следующего года Рикорд был вновь призван на действительную и уже последнюю морскую службу: он получил начальство над первой и второй дивизиями Балтийского флота, соединенными у Кронштадта против блокировавшего его англо-французского флота, не вступившего, впрочем, в действие с нашей эскадрой. Отпраздновав 24 апреля 1854 г. шестидесятилетний юбилей своей службы (по этому поводу ему Всемилостивейше было повелено состоять при особе Государя Императора и носить на эполетах вензелевое изображение имени Его Императорского Величества), Рикорд в следующем 1855 году, 16 апреля, скончался от холеры.

 , путешественник, учёный, дипломат, писатель, кораблестроитель, адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Умер 28 февраля 1855 года.
 

Метки:

1786 — "Буссоль" капитана Лаперуза и "Астролябия" капитана Лангля на пути в Тихий океан после того, как обогнули мыс Горн, оказались на траверзе Магелланова пролива.
 

Метки:

1791 — Во Франции издан Декрет Конвента, обязывающий короля снарядить несколько кораблей на поиски пропавшей экспедиции Лаперуза.
 

Метки:

1806 — Шлюпы «Надежда» и «Нева» под командой Крузенштерна и Лисянского, возвращающиеся в Европу после плавания дальневосточных водах Тихого океана, снялись с якоря и вместе двинулись от острова Вампу близ Кантона через Зондский пролив. Пройдя Индийский океан, они в темноте опять потеряли друг друга, и до конца путешествия им больше не пришлось быть вместе.
 

Метки:

1828 — "Астролябия" капитана Дюмон-Дюрвиля в поисках пропавшей экспедиции Лаперуза (см. 17 декабря 1827 года) подошла к острову Тукопия - одному из островков архипелага санта-Круз, расположенном на 12 градусе 15 минутах южной широты. Это маленький, покрытый зеленью остров, окружностью в три — четыре мили, с довольно остроконечной вершиной. Вдруг с корабля увидели приближавшиеся три пироги, в одной из которых находился европеец. То был немец Бушарт, недавно сопровождавший Диллона на Малликоло (Ваникоро), где тот обнаружил следы Лаперуза.
 

Метки:

1865 — В Кенигсберге родился Эрих фон Дрыгальский - немецкий путешественник, учёный-географ, геофизик, полярный исследователь. Дважды, в 1891 и 1892‒1893 годах Э. Дригальский возглавлял экспедиции Германского Географического общества к берегам Гренландии для исследования материкового льда. Во время второй экспедиции провел зиму 1892-1893 годов в западной Гренландии. Умер 10 января 1949 года. Его именем названы горы на Земле Королевы Мод, шельфовый ледник на Земле Виктории, остров в море Дейвиса, кратер на Луне, одна из аллей в южной части Мюнхена.
 

Метки:

1910 — Английский грузовой пароход "Skerryworth" близ Гастингса столкнулся с германским пятимачтовым барком "J. C. Vinnen" и затонул. В кораблекрушении погиб весь экипаж за исключением одного человека.
 

Метки:

1910 — Спущен на воду эсминец «Парраматта», первый корабль австралийских ВМС.
 

Метки:

1942 — Между 14 и 15 часами улицы Нью-Йорка вздрогнули от рёва сирен. Со всех концов города к причалу френч-лайн устремились пожарные машины. Горела "Нормандия" - гигантский пассажирский лайнер, который перестраивался в военный транспорт. Огонь начался в центральном салоне, перекинулся на прогулочную палубу, пробился к шлюпочной и солнечной, охватил мостик. 6000 тон воды хлынули из пожарных бранспойтов в трюмы и переместились к левому борту. к 2 часам 30 минутам ночи крен корабля достиг 40 градусов, через 3 часа он лёг боком на дно бухты прямо у причала на глубине 15 метров. Погиб один рабочий, 208 получили ожоги. Прчины коралекрушения назывались разные: халатность, диверсия, происки мафии, тайное стремление властей США избавиться от судна по политическим мотивам. Отгатка так и не была найдена.
 

Метки:

2005 — «Гидроптер» — яхта-тримаран на подводных крыльях длиной 6,4 метра — под командованием капитана Алена Тебо пересек Ла-Манш от Кале на французской стороне до Дувра на английской за 34 минуты и 24 секунды со средней скоростью 61 километр в час. Тем самым морское судно впервые преодолело пролив между Францией и Великобританией быстрее, чем это было сделано в 1909 году французским пионером авиации Луи Блерио, пилотом и инженером на крошечном моноплане собственной конструкции мощностью 25 л. с. За это он получил премию в 1000 фунтов стерлингов, специально учрежденную газетой The Daily Mail
 

Метки: