Календарь на 4-е января

1493 — Первое плавание Колумба к берегам Америки. После кораблекрушения "Санта-Марии" на мели острова Эспаньола (Гаити)и мероприятий, связанных с основанием на острове испанской колонии, адмирал вышел в море и через два дня встретил у северного берега Эспаньолы «Пинту» (см. 20 ноября 1492 года). Капитан "Пинты" Мартин Пинсон уверял, что «покинул флотилию против своей воли».
 

Метки:

1643 — Экспедицией Тасмана открыта северо-западная оконечность Новой Зеландии, получившая название мыс Марии Ван Димен.
 

Метки:

1656 — На отмелях Флоридского пролива потерпел кораблекрушение галеон испанского флота "Нуэстра Сеньора де лас Маравилься" с грузом драгоценностей. Только в 1972 году современные кладоискатели смогли найти обломки судна и поднять со дна ценностей на 20 миллионов долларов.
 

Метки:

1688 — «Утром, мы подняли якорь, чтобы двигаться вдоль берегов от Новой ??спании к Калифорнии». ??з судового журнала французского пирата Франсуа Массерти, который был опубликован Жаном Мерьеном («Энциклопедия пиратства», Терра, 1999). Массерти участвовал во многих операциях на Антильских островах, был единственным французским флибустьером, кто обогнул Америку (через Магелланов пролив) на маленьком корабле, чтобы попытать удачу на побережье Тихого океана, который в те времена назывался «Южным морем».
 

Метки:

1817 — Русским мореплавателем О. Коцебу в юго-западной части архипелага Маршаловы острова открыта группа атоллов, названная островами Румянцева (местное название Вотье).
 

Метки:

1827 — Родился Карло Пьяджа — итальянский путешественник по Африке

Карло Пьяджа не был ученым. Охотник и искатель приключений, он появился в Южном Судане во второй половине 1850-х гг. В 1856 г. Пьяджа совершил плавание по Белому Нилу от Хартума до Гондокоро, а в следующем году возглавил отряд охотников на слонов. Возмущенный зверским обращением белых торговцев с местным населением, Пьяджа вернулся на родину, где преподнес собранные им этнографические коллекции в дар Флорентийскому музею естественной истории. Вскоре Пьяджа снова отправился в Африку, в бассейн Бахр-эль-Газаля: его неудержимо влекали слухи о загадочных «хвостатых людях», которые дошли до него во время первого путешествия, и он загорелся желанием разгадать эту загадку. В ноябре 1863 г. Пьяджа примкнул к одному из караванов, отправлявшемуся в страну «людоедов» азанде (ньям-ньям) для закупки слоновой кости. В первом же селении азанде он нашел самый радушный прием у местного вождя. В дальнейший путь Пьяджа отправился в одиночку, пользуясь гостеприимством то одного, то другого вождя «людоедов». Его маршруты в основном пролегали через область, расположенную по обе стороны верхнего течения реки Джура (С уэ) и в верхнем течении реки Тонджа, однако в одном из походов он ушел далеко на юг и добрался до верховий небольшой реки, текущей на запад (вероятно, это была река Бвере). Пьяджа предположил (и совершенно справедливо!), что она является притоком какой-то другой, текущей в том же направлении, но гораздо более крупной реки, о которой ему рассказывали местные жители. Речь, несомненно, шла о реке Уэле – одном из крупнейших притоков Конго. Попытка путешественника отыскать эту большую реку не удалась из-за междоусобной войны, вспыхнувшей в стране азанде. Так или иначе, Пьяджа стал первым европейцем, попавшим из области Верхнего Нила в бассейн Конго. Пробыв у азанде больше года, Пьяджа дождался прибытия очередного каравана и в начале марта 1865 г. двинулся с ним в обратный путь. Вернувшись в Италию, он передал все свои материалы Итальянскому географическому обществу. В 1868 г. они были опубликованы. (А. Ю. Низовский "500 великих путешествий")

 . Умер 17 января 1882 года
 

Метки:

1852 — На идущем из Саутгемптона в Вест-Индию пароходе "Амазонка" вспыхнул пожар, который погубил судно (см. 2 января 1852 года)
 

Метки:

1891 — Со стапелей фирмы SirW.G. Armstrong, Mitchell &Со., расположенной в Ньюкасле, сошел купленный Добровольным флотом пароход, названный «Нижний Новгород» и после доработки ушел к месту приписки в Одессу.
 

Метки:

1904 — (17 января по н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "ЯКУТСК. Сегодня приехал Богачов, боцман шлюпочной экспедиции. Поиски барона Толя на Новосибирских островах Беннета безуспешны. На Беннета Толем оставлены документы, указывающие, что он 26-го октября 1902 года выехал на юг".
 

Метки:

1922 — Двухпалубным колесным почтово-пассажирским пароходом «Феликс Дзержинский»

под именем "Граф Тотлебен" был построен в 1880 году на верфи «Samuda Brothers» в Лондоне (Англия). После сдачи заказчику «Русскому обществу пароходства и торговли» (РОПиТ) «Граф Тотлебен» начал работать на почтово-пассажирских линиях Черноморья. В 1894 году пароход прошел капитальный ремонт с заменой котлов. Не пострадавший за годы Первой мировой войны «Граф Тотлебен» после Февральской революции 1917 года был переименован в честь выдающегося древнерусского историка — «Нестор-летописец». В конце Гражданской войны во время эвакуации Белой армии из Одессы экипаж судна сделал все возможное, чтобы пароход не увели за границу. Согласившись идти в Севастополь, моряки вывели пароход в море, но в пути появились «серьезные неисправности» в машине, а немного погодя «полетели» колесные плицы, «заклинило» рулевое управление. В результате «Нестор-летописец» вынужден был вернуться в порт и исправное судно досталось Красной армии. Его вскоре мобилизовали, включили в состав плавсредств Морских сил Черного моря. Однако уже в начале 1921 года «Нестор-летописец» вернулся к мирной работе. Переданный в распоряжение Черномортрана Народного Комиссариата путей сообщения, пароход открыл первую пассажирскую навигацию на Черном море: «Нестор-летописец» начал совершать регулярные рейсы между Одессой, Херсоном и Николаевым. С 15 мая 1921 года пароход на 15 дней стал путевым штабом народного комиссара путей сообщения Ф.Э.Дзержинского во время обследования им портов Николаев, Херсон и Одесса. В июне 1921 года, по просьбе экипажа и представителей Николаевского водного района, Районный комитет профсоюза водников, партком и политотдел моряков дали согласие на переименование парохода «Нестор-летописец» в «Феликс Дзержинский». С 4 января 1922 года «Феликс Дзержинский» открыл первую заграничную грузопассажирскую линию Одесса—Трапезунд. 11 сентября этого же года, в день рождения Ф.Э.Дзержинского, пароход открыл линию Новороссийск—Батуми с заходом в порты Геленджик, Туапсе, Сочи. В списке судов Морского торгового флота СССР за 1926 год товаро-пассажирский пароход «Феликс Дзержинский» в порту приписки Одессе числился под № 24. С развитием пассажирских перевозок в Азовском море пароход был передан в состав азовской группы и стал первооткрывателем Крымско—Азовской пассажирской линии от Ростова-на-Дону до Ялты с заходом в Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Керчь, Феодосию, Судак и Алушту. Рейс продолжался трое суток и шесть часов. Позже эта линия была продолжена до Севастополя. За хорошую работу в 1935 году экипаж парохода был отмечен в приказе по пароходству. В 1937 году «Феликс Дзержинский» совершил свой последний пассажирский рейс. 57-летнего ветерана флота в конце этого года вывели из эксплуатации, а 8 июля 1939 года списали. В июле 1940 года пароход стал учебным судном Ростовского Осоавиахима. В 1941 году его захватили германские войска. После войны, в 1951 году, полуразрушенный корпус парохода «Феликс Дзержинский» передали на слом. href="http://www.retroflot.com/g/kolesnyj_tovaropassazhirskij_parohod_graf_totleben.html">источник

  открыта первая при Советской власти заграничная грузопассажирская морская линия Одесса—Трапезунд.
 

Метки:

1922 — Шеклтон зашел в Грютвикен по пути в последнюю антарктическую экспедицию. До полночи они пили и вспоминали прошлое. Салвенсен, друг Шеклтона, проводил его на судно. Это была шхуна «Куэст» («Поиск»). Поднимаясь на борт, Шеклтон сказал другу: «Нам впереди предстоят, старина, трезвые дни. ?? ты уж меня извини, завтра я снова хочу покутить, прямо с утра. Не возражаешь?» В 03.30 Шеклтон скоропостижно скончался. Но перед тем как лечь спать, сделал в дневнике запись. Последняя строчка ее: «С наступлением сумерек я увидел одинокую, поднимающуюся над заливом звезду, сверкающую драгоценным камнем…» (В. Конецкий "Ледовые брызги")
 

Метки:

1933 — Во время перехода из Бордо в Гавр пламя охватило гигантское пассажирское судно "Ла Атлантик", третье по величине во Франции. На счастье, в момент возникновения пожара на его борту не было пассажиров. Судно шло для постановки в док. Через 2 часа с момента появления огня в одной из закрытых кают лайнер превратился в гигантский пылающий костер. ??з 250 членов экипажа, находившихся на его борту во время кораблекрушения, при попытке ликвидировать пожар в огне погибло 19 моряков (Л. Скрябин "Тайна морских катастроф").
 

Метки:

1957 — В бухте германского города Киль произошло кораблекрушение. Финское судно САТУ протаранило плавучий маяк. Маяк - одно из старейших инженерных сооружений человечества. Своими периодически испускаемыми световыми и звуковыми сигналами он предупреждает корабли об опасности и служит им ориентиром. В тех местах, где невозможно построить стационарный маяк, устанавливают плавучий. Обслуживает его команда из 10-15 человек. ??, надо сказать, им не позавидуешь. Непрерывная болтанка не просто выматывает, но и опасна. Донные волны могут сорвать маяк с якорей и бросить на берег, как это было в 1936 году в устье Эльбы. Кроме того, несмотря на насыщенность конструкции средствами автоматизации, возможны столкновения с судами, особенно в тумане. Катастрофа в Киле случилось как раз в условиях плохой видимости. Но прежде чем пойти ко дну, маяк сумел дотянуть до мелководья и человеческих жертв удалось избежать.
 

Метки:

1971 — В Средиземном море неизвестное грузовое судно таранило парусник "Жан-Себастьян" и скрылось с места кораблекрушения, не оказав помощи. Экипаж парусника уцелел.
 

Метки:

1981 — Порт Ла-Рошели покинула парусная яхта "Юбу", на которой Антуан Мюллер, братья Клод и Даниэль Брио собирались добраться до Канарских островов. Ночью разыгрался шторм. Волны достигали пяти метров. На яхте разошлись швы, одна за другой вылетали дюралевые заклепки, гибель судна была неизбежна. Подготовив спасательный плот, побросав туда кое-какие вещи, яхтсмены перебрались в него. А через несколько минут на их глазах яхта затонула. Несколько суток моряки боролись со стихией и в конце концов были спасены советским теплоходом "Черняховск".
 

Метки: