Календарь на 23-е января

1622 — При осаде Ормуза (Иран) погиб Уильям Баффин - английский полярный иследователь, именем которого назван обширный залив к западу от Гренландии, и полярная земля севернее полуострова Лабрадор.
 

Метки:

1770 — Капитан Кук во время одной из экскурсий по Северному острову Новой Зеландии, открытому в октябре 1769 года, взобравшись на очень высокий холм, смог ясно разглядеть, что перед ним находится не залив (см. 16 января), а пролив, названный им проливом Королевы Шарлотты (пролив Кука), противоположный берег которого отстоял, как ему казалось, лье на четыре. Туман помешал Куку разглядеть отдаленную часть берега в направлении к юго-востоку, но все же он увидел достаточно, чтобы понять, что большой остров, вдоль берегов которого он все время следовал, там и кончается. Ему оставалось теперь исследовать второй остров Новой Зеландии, вырисовывавшийся на юге. Он дал себе обещание этим заняться, как только пройдет весь пролив Королевы Шарлотты и окончательно удостоверится в том, что это действительно пролив.
 

Метки:

1775 — Покинув остров Южная Георгия (см. 14 января) капитан Кук во время возвращения домой из второй кругосветной экспедиции открыл группу скалистых островков, которые были названы скалами Кларк, и углубился еще дальше на юго-восток.
 

Метки:

1902 — (5 февраля по н. ст.) Газета "Новости дня" сообщила: "КЕРЧЬ. 21-го января. к17-го января пароход "Тарас Бульба", пробираясь по Азовскому морю между льдами, подобрал баркас, на котором 3 человека 8 дней тщетно старались достигнуть берега. Припасы у них истощились, и им грозила неминуемая гибель, так как навигация закрыта".
 

Метки:

1909 — В 5 часов 30 минут утра, в 175 милях к югу от острова Нантакет, недалеко от Нью-йоркской гавани, произошло столкновение между английскими лайнерами «Рипаблик» и «Флорида» . На борту первого лайнера, который шел из Нью-Йорка в Средиземное море, находились 461 пассажир и около 300 членов экипажа, на борту второго, который следовал из Неаполя в Нью-Йорк, — около 800 эмигрантов — жителей Мессины, лишившихся после землетрясения жилья и решивших перебраться в Америку. Оба судна шли в тумане на большой скорости и заметили друг друга очень поздно. Через пробоину в левом борту в «Рипаблик» стала поступать вода. Было затоплено машинное отделение, прекратилась подача электроэнергии, но судовой радист Джек Бинс успел аварийным передатчиком послать в эфир призыв о помощи. Пока к гибнущему лайнеру шли находившиеся поблизости пароходы, его пассажиры были приняты на борт «Флориды», которая тоже получила сильные повреждения. Спустя 1 час 20 минут к месту столкновения подошел лайнер «Балтик» и эвакуировал на свой борт более тысячи человек. «Рипаблик» затонул на глубине 96 м при попытке его буксировать, а «Флорида» с трудом добралась до Нью-Йорка. Лишь благодаря радио удалось избежать больших человеческих жертв при кораблекрушении: в момент удара на «Флориде» было убито четыре, на «Рипаблике» — два человека. (Л. Скрябин "Тайны морских катастроф").
 

Метки:

1960 — Швейцарский инженер, изобретатель подводного велосипеда Жак Пикар и лейтенант ВМС США, специалист-подводник Дон Уолш совершили в батискафе «Триест» предельно возможное на Земле глубоководное погружение. Они достигли «нижайшей» точки Мирового океана, так называемой «Бездны Челленджера» (10 911 метров под уровнем моря). Этот участок тихоокеанской Марианской впадины, расположенный примерно в 380 километрах к юго-западу от острова Гуам, получил свое название в честь открывшей его в 1951 году английской экспедиции на судне «Челленджер». Впрочем, позже выяснилось, что ее еще в 1949 году обнаружило советское океанографическое судно «Витязь», но новость держали в секрете… Спуск «Триеста» продолжался 4 часа 48 минут, подъем — 3 часа 15 минут. На дне смельчаки пробыли около 20 минут, съев там по шоколадке, чтобы подкрепиться.
 

Метки: