Календарь на 2-е января

1499 — Дневник первого путешествия Васко да Гамы в Индию и обратно вокруг Африки (1497-1499), называется "Roteiro". Автор не известен: "Путь домой: Но Господь, в своей милости, послал нам ветер, который за шесть дней принес нас к земле, увидев которую мы радовались так, будто это была Португалия. (Это была Момбаса)"
 

Метки:

1599 — Голландская флотилия "Гелоф" ("Вера"), "Блейде Блодскап" ("Благовещение"), "Хоп" ("Надежда"), "Троу" ("Обет"), "Лифде" ("Милосердие"), идущая в Тихий океан за каперской добычей, после более чем 2-х недельного отдыха покинула остров Аннабон в Гвинейском заливе и отправилась в Южную Атлантику. На "Лифде" плыл штурманом Уильям Адамс, ставший впоследствии первым англичанином, обосновавшемся в Японии.
 

Метки:

1669 — "Трехмачтовый корабль «Оксфорд» флота его величества стоял на якоре возле Коровьего острова в окружении пятнадцати флибустьерских судов. На палубе были поставлены длинные столы, ломившиеся от снеди и бочонков с ромом, а за столами пировали две сотни флибустьеров. То были представители экипажей всех судов, собравшихся на рейде острова. Вперемежку с ними сидели матросы «Оксфорда». Пир был в разгаре. Примерно каждые полчаса кто-нибудь из гостей поднимал стакан, а в стельку пьяный бомбардир подносил к пушке фитиль и производил холостой выстрел в честь Моргана. Сам же герой празднества давал в капитанской каюте на корме «Оксфорда» банкет в честь господ офицеров. Он тоже часто поднимал кубок за здоровье короля, губернатора Томаса Модифорда, присутствовавших капитанов, а также за здоровье жителей Картахены, что каждый раз вызывало взрыв гомерического хохота..." Генри Морган, властелин Флибустьерского моря
 

Метки:

1688 — Двести восемьдесят французских и английских флибустьеров, измученные, в лохмотьях, с мешками и узлами на плечах, двинулись из бухты Мапала (сегодня – Амапала, на тихоокеанском берегу Гондураса) в глубь материка. От Мапалы можно было, перевалив через горную гряду, добраться до города Сеговия, а оттуда по реке, носившей то же имя, спуститься прямо в Карибское море: Сеговия впадала недалеко от мыса Грасиас а Дьос. Маршрут от Мапалы до Сеговии вел не по дороге – это была тропа, по которой двигались через горную гряду обычно на мулах или лошадях. У пиратов не было ни тех, ни других. По обе стороны частоколом вставала непроходимая чащоба. Иными словами, идеальное место для устройства засад и ловушек. Далее

К концу первого дня флибустьеры вышли на прогалину и увидели возделанную плантацию. Господский дом был пуст. В большой зале на видном месте лежала записка: «Польщены, что вы посетили наши края. Сожалеем лишь, что при вас не так много добычи». Сквозь иронический стиль явственно сквозила угроза. Флибустьеры теперь не сомневались, что на них совершат нападение. Хорошо еще, что в имении нашлось несколько лошадей; на них навьючили мешки. Действительно, вскоре они наткнулись на первые засады – сваленные поперек тропы стволы. Из за барьера горстка испанцев стреляла из мушкетов. Стрелки не были ни очень умелыми, ни слишком храбрыми. Препятствие ненадолго задержало продвижение колонны. Когда флибустьеры вышли в саванну, испанцы подожгли высохшую траву и плантации кукурузы. Черный дым не давал дышать. Лошади в страхе пятились назад. С трудом удалось прорваться через выжженное пространство. Дальше вновь тянулся лес, где пиратов поджидала неведомая опасность. Вначале были просто звуки. Флибустьеры были не новички, они знали, что скрытное продвижение по территории противника – первый и главный залог успеха. Но тут справа и слева явственно слышались посторонние шумы: треск сухих ветвей, голоса, ржание. Посланные дозоры успевали заметить сквозь деревья всадников, уносившихся прочь. Да, испанцы двигались параллельно колонне и при первой же опасности убегали, чтобы вернуться. Ночью вокруг бивака раздавались те же звуки. Часовые до рези в глазах вглядывались во тьму. Ничего. Наутро та же картина. Тропа, стиснутая каменистыми склонами, становилась все уже. Отряжать на фланги дозоры становилось почти невозможным делом. Приходилось все время держаться настороже, а это изматывало нервы. В голове колонны шли самые отчаянные головорезы. На третий день они донесли, что тревожащих звуков больше не слышно. Разбойники вздохнули с облегчением. Но ненадолго. Слева и справа вдруг затрубили трубы. Что это – сигнал к атаке? Звуки неслись, казалось, издали, но повторялись через равные промежутки времени. Невидимые трубачи не отставали от колонны. Те, кто остался в живых после похода в Южное море, надолго запомнили эти пронзительные звуки труб. Вокруг что то затевалось, но что именно? Труба звенела то спереди, то сбоку, то сзади. Флибустьеры каждый раз брали оружие наизготовку. Останавливались. Ничего... А четверть часа спустя – призывный звон трубы уже в другой стороне. Они покинули побережье пять дней назад и двигались в полнейшем неведении относительно намерений противника. Наконец на шестой день удалось поймать одного испанца – без трубы, который замешкался в лесу. Допрошенный с пристрастием, он сказал, что колонну флибустьеров «сопровождает» отряд испанских солдат в количестве трехсот человек. Когда последует атака и где, он не знал. Его покарали за неведение пулей в голову. Горная гряда тем временем поднималась все выше и выше. Днем нещадно пекло солнце, ночью люди дрожали от холода. По утрам густой туман на два часа заволакивал все вокруг. Флибустьеров по прежнему вели пленники, захваченные в Чолутеке. Наконец 8 января они сказали, что вот вот должна показаться Сеговия. Этого города в нынешнем Гондурасе не существует. Муравьи и другие тропические насекомые давно разделались с остатками деревянных строений. А тогда эти дома предстали перед флибустьерами во всей красе. Город лежал в долине, окруженной пологими склонами, заросшими хвойным лесом. Разбойники двигались вниз с превеликой осторожностью; нервы были напряжены до крайности психологической «подготовкой», трубными звуками и шумами. Кроме того, это место на дне долины прекрасно подходило для засады. Кто то даже подал мысль обойти Сеговию, но слишком уж велик был голод. Груженные золотом и драгоценностями люди были голоднее последнего нищего. Никакого сопротивления. Ни одной живой души в городе. Ни куска хлеба в брошенных домах, пустых складах, вымерших улицах. Ничего. Через полдня после того, как покинули Сеговию, вновь зазвенели трубы – сзади, спереди, сбоку. Наутро положение ухудшилось: трубы звучали все призывнее и громче. Перед заходом солнца, разбивая лагерь для ночевки, флибустьеры заметили на противоположном склоне узкой долины лошадей, которых они приняли поначалу издали за пасшихся коров. В этих диких горах и в ту эпоху не могло быть иных лошадей, кроме кавалерийских. Теперь преследователи уже не скрывались, испанцы безусловно собирались атаковать. Впереди дорога втягивалась в узкую щель между отвесными горами – настоящую мышеловку. Что делать? Равно де Люсан приписывает себе авторство смелого и хитроумного плана, рассчитанного на то, чтобы опередить испанцев. Возможно, первоначальная идея принадлежала и не ему, но ясно, что он принимал в выработке плана самое деятельное участие. Суть его заключалась в следующем: построить укрепление, где оставить под охраной восьмидесяти защитников лошадей и всю поклажу, а остальным неожиданно обрушиться на испанцев с тыла. Правда, вначале надо было определить, где находится враг. Разведчики, поднявшись выше в горы, разглядели диспозицию испанцев. «Мы помолились вполголоса, дабы враг не услышал нас, поскольку его отделяла лишь узкая долина. Нас было двести человек, и мы выступили в час ночи при свете луны». Предстояло вскарабкаться по крутому склону, чтобы обойти испанцев. Пробираясь по гребню, флибустьеры слышали, как испанцы молились, испрашивая у Бога победу. Подобные сцены можно было слышать во все века, но сейчас близость противников придавала ей особую пикантность. Испанцы, чувствуя себя в безопасности, молились громко, во весь голос и даже распевали гимны, стреляя из мушкета в воздух после каждого «аминь». Пираты были рады, что благочестивые испанцы производили столько шума: тот заглушал их продвижение. Они медленно ползли на животе, обдирая одежду о камни. Рассвет застал их в опасной зоне, но, к счастью, густой туман окутывал вершины гор. Они ударили, как только туман рассеялся... Через шестнадцать дней после сожжения судов на берегу бухты Мапала пираты благополучно добрались до реки Сеговия, нынче называемой Коко, – она служит границей между Никарагуа и Гондурасом. Кажется, они как и обещали, освободили пленных. Верховья Сеговии оказались столь бурными и порожистыми, что пираты предпочли спускаться на «летучках» – плотах из нескольких сбитых стволов легкого дерева типа бальсы. Недалеко от устья река успокаивалась. Бросив неудобные «летучки», флибустьеры сделали остановку, чтобы построить настоящие лодки. Невдалеке появилось английское купеческое суденышко. На нем могли разместиться от силы четыре десятка человек. Первыми его заметили французы, и они же бросились как безумные на палубу. Остальные должны были ждать другой оказии. Английский капитан вначале заявил, что его пункт назначения – Порт Ройял на Ямайке, однако, когда ему показали мешок с золотыми монетами, он был готов плыть куда угодно, хоть к черту на рога. Он сделал несколько рейсов и перевез в конечном счете всех. (Ж. Блон "Флибустьерское море")

 
 

Метки:

1778 — Капитан Кук во время своего третьего кругосветного плавания, находившийся в районе экватора между 7 и 10 градусами ю.ш., взял курс на северо-северо-запад. 18 января на горизонте показались Гавайские острова.
 

Метки:

1787 — Экспедиция в Тихий океан капитана Лаперуза в составе кораблей "Буссоль" и "Астролябия" бросила якоря в гавани острова города Макао.
 

Метки:

1798 — Эпизод иследования Австралии. К крайней её точке подошёл небольшой вельбот с шестью матросами под командой военного врача Джорджа Басса... Южный материк давно открыт, на побережье живут люди. Но береговая линия изучена мало. Англичане даже уверены в том, что Вандименова земля, лежащая от маиерика к югу есть полуостров. От случая к случаю разными мореплавтелями, плывущими по своим далёким от географии делам. обнаруживаются заливы, мысы. прибрежные острова. иногда - целые архипелаги. Д. Басс тоже "заболел" "лихорадкой открытий". От мыса Юго-восточного он отправился к югу, затем из-за шторма повернул на северо-запад. обогнул полуостов Вильсона-Промонтри, преодолел ещё 200 км. пути и лишь потом лёг на обратный курс. По возвращении в Порт-Джексон в конце февраля выказал совершенно правильную мысль о том, что Земля Ван-Димена - остров. Вот почему пролив, отделяющий Тасманию от Австралии носит название Бассов. Кстати, во время плавания басс на одном из островов обнаружил несколько беглых каторжников. Те отправились грабить потерпевшее крушение судно, не нашли его, пристали к острову, ночью семеро из них на единственной лодке бежали, остальным грозила голодная смерть если бы не великодушие военного врача.
 

Метки:

1810 — По поручению английской Ост-Индийской компании офицеры Поттинджер и Кристи отправились по суше через Белуджистан к послу Англии в Персии Малькольму с заданием собрать о Белуджитсане максимально подробные сведения. Они отплыли из Бомбея в Сон-Миани, единственный морской порт провинции Лхосса, куда они прибыли, сделав по дороге остановку в Порсбандаре на гузаратском берегу.
 

Метки:

1852 — Из Саутгемтона вышел в плавание пароход "Амазонка". Сам был деревяным, но имел паровой двигатель. Это совмещение огня и дерева сыграло роковую роль. 4 января в машинном отделении вспыхнул пожар. Сильный ветер, шторм, непрофессионализм команды, возникшая среди пассажиров паника способствовали его быстрому распространению. В итоге проходившие мимо суда спасли 58 человек, более ста погибли. И среди них писатель Габриэль Ферри - один из родоначальников жанра авантюрно-приключенческого романа. Он отправился в Америку в поисках сюжета для очередного произведения, потому что стремился рассказывать свои истории на основании собственного опыта и реальных фактов. В момент гибели Ферри было 43 года. Он один из немногих сохранил во время кораблекрушения спокойствие. "Умирать, так умирать. Я предпочитаю остаться здесь" - проговорил он перед концом. Действительно, мест в шлюпках оставалось немного. Они нужны были женщинам и детям.
 

Метки:

1853 — В Петербурге родился П. Броунов - русский учёный-метеоролог, основоположник сельскохозяйственной метеорологии. Умер 24 апреля 1927 года.
 

Метки:

1890 — Английский пассажирский пароход "Персия" разбился о скалы острова Корсика. В кораблекрушении погибло 130 человек.
 

Метки:

1902 — К архипелагу Кергелен прибыла германская антарктическая экспедиция на судне "Гаусс" под управлением ученого Эриха Дагоберта фон Дригальского (см. 11 августа 1901 года)
 

Метки:

1959 — В СССР была запущена первая автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Аппарат нес на борту вымпел с советским гербом, который, по плану конструктора Сергея Королева, следовало доставить на Луну к Новому году. Но из-за сбоев в системе управления произвести запуск до 31 декабря не удалось. Из-за ошибки в расчетах станция пролетела в 5000—6000 километрах от Луны. Аппарат впервые в истории развил вторую космическую скорость.
 

Метки: